Интернет образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для всемирной паутины и множества других систем (протоколов) передач, хранения данных. Сеть Интернет часто упоминается как «Всемирная сеть» и «Глобальная сеть».
Рынок интернет - услуг расширяется: появляются всё большее количество предложения. Спектр предложений информационных услуг расширяется, становится более доступным. Как известно, электронная услуга, или электронная информационная услуга, - услуга по удовлетворению информационных потребностей пользователя, имеющая компьютерную или электронную форму представления. Таким образом, электронная услуга связана с предоставлением электронного документа и как вариант перевода его в обычную бумажную форму [1].
В связи с этим, мы были заинтересованы в проведении исследования среди студентов профессионально-педагогического института ЮУрГГПУ.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и изучении спроса студентов на информационные услуги, как фактора позитивно и негативно влияющего на процесс обучения в вузе.
Объектом исследования являются информационные услуги сети Интернет.
Предметом исследования выступают отношение студентов к платным информационным услугам (подготовка курсовых и дипломных работ, рефератов, докладов, контрольных работ).
Задачи исследования:
Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литера туре.
Разработать инструментария исследования.
Провести опрос среди студентов Профессионально-педагогического института ЮУрГГПУ.
Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.
Методологической основой для исследования послужили основные идеи работ по психолого-педагогической диагностике:
Альбульханова-Славская К.А. «Стратегия жизни»;
Ананьев Б.Г. «Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека»;
Андреева Г.М. «Социальная психология»;
Андриенко Е.В. «Социальная психология»;
Балл Г.А., Бургин М.С. «Анализ психологического воздействия и его педагогическое значение»;
Ковалев Г. А. «Теория социально-психологического воздействия»;
Косолапов, В.В. «Оптимизация научно-исследовательской деятельности»;
Кулаченко Д.А. «Современное состояние и перспективы развития рынка; электронных услуг в отечественной экономической системе»;
Майоров С.И. «Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг».
Методы исследования. При решении задач, поставленных в исследовании, использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ научной литературы по теме исследования, анкетирование, методы психолого-педагогической диагностики, анализ результатов и их интерпретация.
База исследования: исследование проводилось на базе Профессионально-педагогического института Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.
Исследованием были охвачены студенты 1 – 4-х курсов очного отделения, обучающиеся направлению подготовки бакалавриата 44.03.04. - Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника).
Исследовательская работа включает следующие структурные компоненты: введение, две главы, два вывода, заключение и библиографический список.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы исследования.
1.1. Изучение отношения студентов к информационным услугам в сети «Интернет» как психолого-педагогическая проблема.
Для изучения темы нашего исследования рассмотрим, что представляет Интернет и какова его роль в образовании. Интернет – это глобальная компьютерная сеть, связывающая между собой как пользователей компьютерных сетей, так и пользователей индивидуальных (в том числе домашних) компьютеров [2].
Исследуя пользу и вред интернета, ученые и врачи расходятся во мнениях. Никто не отрицает, что интернет значительно упростил многие вещи. Школьникам и студентам стало легче учиться, потому что они получили свободный доступ к огромному количеству учебных материалов. Предприятия теперь могут гораздо проще и быстрее обмениваться информацией. Каждый человек благодаря интернету может интересно провести время, не выходя из дома. Социальные сети позволяют общаться с людьми со всего земного шара.
Основная польза интернета для студентов заключается в доступности учебной информации. Стало гораздо проще писать рефераты, доклады, находить материал для творческих работ. У студентов формируется способность работать с разнообразными источниками информации, сопоставлять данные, полученные из них, устанавливать причинно - следственные связи и формулировать собственные выводы.
Однако, анализируя положительные стороны глобальной сети Интернет, можно выделить и отрицательные. Например, открытый доступ к массе готовых рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ снижает творческий потенциал и мыслительная деятельность обучающихся.
Использование готовых работ в процессе обучения является формой плагиата, который получил широкое распространение в сфере высшего образования. Анализируя формы плагиата, имеющие место при подготовке студентами заданий по самостоятельной работе, можно выделить следующие типы:
Чужая работа, переделанная студентом, с целью уменьшения степени схожести с оригиналом;
Готовая работа на заказ.
Переделанные работы - это своего рода "классический" плагиат, в исконном понимании этого слова. Однако, в случае с классическим плагиатом остаются открытыми следующие вопросы: насколько должна быть переделана работа, чтобы ее можно было считать оригинальной? Если предположить, что одна работа переделана из другой, то трудоемкость этой переработки порой может быть сравнима с самостоятельным написанием работы. Можно считать, что в процессе "сокрытия следов преступления" студент, собственно, и изучает тот учебный материал, который от него требуется.
Использование (покупка) готовых работ при выполнении заданий по самостоятельной работе является не менее популярной формой плагиата в студенческой среде.
Данная форма плагиата является более опасной и непродуктивной для качества образования, поскольку степень участия студента в подготовке задания равна нулю. В связи с этим игнорирование именно этой формы крайне нежелательно в учебном процессе [3].
1.2. Методы исследования отношения студентов информационным услугам в сети «Интернет».
В исследовании мы применяли такие методы, как теоретический анализ научной литературы по теме исследования, анкетирование, методы психолого-педагогической диагностики, анализ результатов и их интерпретация.
Как основной метод мы использовали метод анкетирования. Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.
Разработанная нами анкета носит групповой характер. Она создана и опубликована с помощью онлайн – опросника Google Формы.
Респондентам был выдан следующий перечень вопросов.
1. Укажите курс, на котором вы обучаетесь
1
2
3
4
2. Для чего вы используете сеть интернет?
Общение (социальные сети, блоги)
Скачивание мультимедиа файлов (фильмов, музыки, игр и прочее)
Потоковое мультимедиа (ТВ, радио)
Он-лайн игры
Поиск информации в учебных целях (учебные сайты электронные учебники и другие)
3. Случалось ли такое, что вы не успевали сделать задание по учебе?
Очень редко
Иногда
Часто
Практически всегда
4. Прибегали ли вы к использованию готовых работ в сети «Интернет» (курсовых, контрольных, рефератов, докладов, дипломов)
Да
Нет
5. Пользовались ли вы услугами выполнения реферата на заказ?
Да
Нет
6. Пользовались ли вы услугами выполнения доклада на заказ?
Да
Нет
7. Пользовались ли вы услугами выполнения контрольных работ на заказ?
Да
Нет
8. Пользовались ли вы услугами выполнения курсовых работ на заказ?
Да
Нет
9. Планируете ли вы прибегнуть к услугам сети интернет при выполнении дипломной работы?
Да
Нет
Вывод по Главе I.
Таким образом, мы пришли к выводу, что использование студентами Интернета в образовательных целях, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Но чтобы более точно разобраться в данной ситуации и узнать прибегают ли студенты к использованию готовых работ в своей учебной деятельности, мы провели исследование, в котором использовался метод анкетирования.
Глава 2. Исследование отношения студентов ППИ ЮУрГГПУ к информационным услугам в сети «Интернет»
2.1. Цель и этапы исследования.
Цель нашего исследования состоит в теоретическом обосновании и изучении спроса студентов на информационные услуги, как фактора позитивно и негативно влияющего на процесс обучения в вузе.
Оно было реализовано по следующим этапам:
Определили тему, цель и задачи исследования.
Определились с методами исследования.
Проанализировали теоретико-методическую литературу.
Разработали вопросы для анкеты.
Провели опрос.
Проанализировали результаты опроса.
Сделали выводы исследования.
2.2. Анализ результатов исследования.
Выборка состояла из 41 студента 1-4 курсов, из них студентов 1 курса – 26,8%, 2 курса – 26,8%, 3 курса - 22%, 4 курса – 24,4%.
В ходе опроса было выявлено, что все опрошенные студенты пользуются интернетом и 89,1 % опрошенных используют его для поиска учебной информации (рис. 1).
Рисунок 1 – Цели использования сети Интернет
На вопрос «Случалось ли такое, что вы не успевали сделать задание по учебе из-за нехватки времени?» Большинство ответило, что иногда не успевают (Рис.2).
Рисунок 2 – Зависимость успеваемости от времени
Это свидетельствует о том, что студенты прибегают к использованию готового материала из сети «Интернет», такого как доклады, рефераты курсовые и дипломные работы (рис.3).
Рисунок 3 – Частота использования готовых работ
В ходе исследования было выявлено, что наиболее востребованным видом готовых заданий на заказ по самостоятельной работе среди опрошенных студентов являются контрольные работы - 7,5% (рис.4).
Рисунок 4 – Востребованность контрольных работ
А такие виды работ, как доклады, рефераты, курсовые оказались менее востребованными (рис. 5 – 7).
Рисунок 5 – Востребованность докладов
Рисунок 6 – Востребованность рефератов
Рисунок 7 – Востребованность курсовых работ
А к выполнению дипломных работ на заказ собираются прибегнуть более половины опрошенных студентов (рис. 8).
Рисунок 8 – Востребованность дипломных работ
Вывод по Главе II
Проведя исследование, мы пришли к выводу, что большая часть опрошенных студентов ППИ берут готовую информацию из интернета, а услугами «на заказ» пользуются очень редко.
Показатели, полученные в ходе данного исследования, могут быть использованы в качестве объективной информационной основы для совершенствования системы организации самостоятельной работы студентов, как на уровне института, так и на уровне вуза.
Заключение
В ходе выполнения данной работы был проведен анализ научной и методической литературы. Были изучены теоретические аспекты проблемы исследования. Разработан инструментарий исследования. Проведен опрос среди студентов Профессионально-педагогического института ЮУрГГПУ. Проанализированы результаты исследования и сделаны выводы.
Следовательно, поставленные цели и задачи выполнены в полном
объёме.
Библиографический список
«Электронные ресурсы и электронные услуги» Цветков В.Я., Семушкина С.Г. Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования» [Электронный ресурс] https://science-education.ru/ru/article/view?id=1303
Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] https://dic.academic.ru/dic.nsf/es/23309/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82
«Использование плагиата в процессе самостоятельной работы студентов вуза» Гайдук Е.А. [Электронный ресурс] file:///C:/Users/Admin/Downloads/01_07.pdf
Альбульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни /К.А. Альбульханова-Славская.- М.: Мысль, 1991.- 299 с.
Ананьев, Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999, - с.7-94.
Андреева, Г.М. Социальная психология /Г.М.Андреева. - М.: Изд-во Аспект-Пресс, 2002, 376с.
Андриенко, Е.В. Социальная психология /Е.В.Андриенко. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский Центр «Академия», 2004. 6.Аникеев, Н.П. Психологический климат в коллективе /Н.П.Аникеев. - М.: Просвещение, 1999. 319с. 7.Аргайл, М. Психология счастья /М. Аргайл. - М., 1990.
Балл, Г.А,. Бургин М.С. Анализ психологического воздействия и его педагогическое значение // Вопросы психологии. 1994. №4, с. 56-66.
Ковалев ,Г. А. Теория социально-психологического воздействия // Основы социально-психологической теории. М., 1995. С. 352-374.
Косолапов, В.В. Оптимизация научно-исследовательской деятельности / В.В.Косолапов, А.Н.Щербань. - Киев.: Изд-во Наукова Думка, 1971, 300с.