ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АНАРХИЗМА В РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АНАРХИЗМА В РОССИИ

Варакина А.В. 1
1Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Распространение анархических воззрений в России имело свои экономические причины и порожденные ими социальные условия. Вторая половина XIX века для российского государства - период бурного развития капитализма, становления буржуазного общества, состав которого определялся более или менее многочисленной прослойкой средних классов, в том числе мелких производителей и собственников.

Для экономики России второй половины XIX в. была характерна многоукладность: крупное капиталистическое производство соседствовала с патриархальным крестьянским хозяйством, полуфеодальным помещичьим, мелкотоварным в городе и деревне. Бурный рост промышленности контрастировал с рутинным состоянием сельского хозяйства. Затянулся процесс первоначального накопления капитала, что привело к широкому проникновению в экономику России иностранных инвестиций. Российское общество (особенно сельское население) было слабо подготовлено к капиталистическим отношениям. И несмотря на быстрый темп развития капитализма во второй половине XIX в., модернизация в России затянулась на довольно длительный период и имела догоняющий характер по отношению к передовым капиталистическим странам того времени. Переходный характер исторического развития России и многоукладность экономики обуславливали своеобразие социальной культуры и разнообразие социальных антагонизмов. Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословий.

После отмены крепостного права раскол в общественном движении стал еще глубже, т. к. реформа 1861 г. в России не устранила общественные противоречия, столетиями накопленные господством самодержавно-крепостнического строя. В связи с этим все более углублялся общественный кризис.

К концу XIX в. наибольшая угроза существующему режиму исходила именно от самого многочисленного класса в Российской империи – крестьянства. Даже после «освобождения» в деревнях сохранялись перенаселенность и старые порядки. По мере того как численность крестьян продолжала расти (одно поколение составляло от 50 до 80 миллионов)1, средний размер их семейных наделов неуклонно уменьшался, так что большинство крестьян не могло существовать иначе, как подрабатывая батраками в сельском хозяйстве или чернорабочими на производстве. Крестьяне отчаянно хотели получить побольше земли и сбросить с плеч давящее бремя налогов и платы за освобождение. Они по-прежнему оставались «заложниками» общины после того, как царь объявил их свободными людьми.

Непростые условия жизни крестьянства соответствовали и условиям жизни растущего рабочего класса. Тяжелые условия труда, грубое отношение со стороны начальства, маленькая заработная плата делали данный класс идеальным для распространения в их среде революционных настроений и желания реальных перемен. Кроме того пролетариат как класс тогда еще полностью не сформировался. В конце XIX в. подавляющее большинство заводских рабочих – особенно на текстильных предприятиях Северной и Центральной России – юридически продолжали считаться крестьянами. Они были вынуждены подчиняться определенным правилам общины, например, спрашивать разрешение для работы на фабрике. Такие рабочие-крестьяне часто оставляли в деревнях своих жен и детей, возвращаясь домой только на период уборки урожая или из-за болезни, а также в пожилом возрасте. Их крестьянский образ мышления давал о себе знать в виде периодических выступлений против тяжелых условий труда, но эти выступления больше походили на крестьянские бунты, чем на организованный протест пролетариата.

В то же время рабочие постепенно теряли свои связи с селом. Концентрация рабочей силы на российских предприятиях способствовала появлению чувства коллективизма, которое все больше и больше замещало прежнюю преданность деревне.

Начало нового века нанесло зарождающемуся рабочему классу России экономический удар столь же тяжелый, как и неурожай, поразивший крестьян в Центральном сельскохозяйственном районе. В 1899 году после продолжительного периода индустриального развития Россию поразила депрессия, от которой она оправлялась около десяти лет. Первый удар пришелся по текстильной промышленности северных и западных губерний. Затем он стремительно переместился к югу, поражая заводы, шахты, нефтяные концессии и порты и вызывая на своем пути серьезные рабочие волнения.

Заводские рабочие были носителями радикальных идей, сведения о которых они получали в городе. Важной чертой промышленных стачек на юге было частое появление среди рабочих студентов университета на массовых митингах, уличных демонстрациях и в ходе стычек с властями.

Годы экономического спада совпали с периодом студенческих волнений, которые обрели беспрецедентный в российской истории размах. Многие из студентов чувствовали такую же отчужденность от существующего социального порядка, как и крестьяне, и рабочие. Университетские студенты, как правило, жили в плохих условиях, испытывая озлобленность к царскому режиму. Студенты с презрением относились к университетскому уставу 1884 года, по которому были распущены их клубы и общества, изгнана либеральная профессура и уничтожена даже видимость автономии университетов и академическая свобода.

Также важным компонентом исторической реалии Российской империи того времени были национальные противоречия. Обстановка на периферии была напряженной. Остро стоял еврейский вопрос. Евреям запрещалось перебираться из деревни в деревню, шли поиски тех, кто незаконно пересекал границу черты оседлости.

В этот период социальных потрясений Россия находилась между двумя эпохами, старая стремительно менялась, а новая еще не имела каких-либо определённых очертаний. Реформы правительства не давали реальных результатов и лишь усиливали и без того серьёзные социально-экономические противоречия в русском обществе. Большинство либералов продолжало рассчитывать на добрую волю и реформаторские возможности самодержавия, стремясь лишь подтолкнуть его в нужном направлении. После земской реформы немало сил либеральной оппозиции поглотила деятельность в органах местного самоуправления.

Таким образом, в конце XIX в. в результате роста капиталистических отношений, образования монополий, непоследовательности и незавершенности курса реформ значительную часть общества охватили революционные настроения. В известной степени это было вызвано серьезными изменениями в социальном составе: оно теряло свой сословно-дворянский характер. Границы между сословиями разрушались. Дети крестьян, мещан, духовенства, обедневшего дворянства быстро утрачивали социальные связи с породившей их средой. Каждое сословие обладало четко зафиксированными привилегиями и ограничениями, и стремительное разрушение устоявшихся социально-общественных отношений приводило к нарастанию социальных антагонизмов в обществе. Решение этих противоречий определенные категории населения видели в анархических идеях, которые сформировавшись и развившись в условиях Западной Европы стали во второй половине XIX века распространяться и в России. Анархизм стал ответом деструктивно ориентированной части общества на углубление экономических, социальных, политических, идеологических, национальных противоречий в общественно-политической жизни России.

Список литературы

  1. Георгиева Н.Г. Революционное движение в России в кон. ХIX - нач. XX в.- М., 1986.

  2. Горев Б.И. Анархизм в России. М, 1930.

  3. Комин В.В. Анархизм в России. М., 1969.

  4. Ударцев С.Ф. Эволюция теории анархизма в России в XIX-XX вв. // http://oldcancer.narod.ru/150PAK/3-11Udartsev.htm

1 Георгиева Н.Г. Революционное движение в России в кон. ХIX - нач. XX в.- М., 1986. С.40.

Просмотров работы: 239