СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ ТВОРЧЕСТВА ПРОВАНСАЛЬСКИХ ТРУБАДУРОВ НА МАТЕРИАЛЕ ПЕСЕН, РАЗО И ЖИЗНЕОПИСАНИЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ ТВОРЧЕСТВА ПРОВАНСАЛЬСКИХ ТРУБАДУРОВ НА МАТЕРИАЛЕ ПЕСЕН, РАЗО И ЖИЗНЕОПИСАНИЙ

Акиншина А.Н. 1
1Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной исторической науке сложилось мнение, что поэзия трубадуров во многом определяет и воплощает эстетический и нравственный идеал феодальной аристократии. Получается, что песни во многом отражают культуру высших слоев. Но, кроме того, исследователями (Брюнель-Лобришон Ж., Дюамель-Амадо, М.Б. Мейлах, Алисовой Т., Плужниковой К. А. Я. Гуревичем) отмечается и тот факт, что мотивы песен снимают из единой системы времени и пространства различные существующие в реальности социально-культурные границы.

Жанровая система в основном направлена на изображение различных любовных ситуаций. М. Б. Мейлах отмечает, что по преимуществу поэзия трубадуров выстраивается вокруг любовного сюжета. Но сирвенты (один из жанров творчества трубадуров, по форме схожий с кансоной – куртуазной песней, отличающейся от неё своеобразием поднимаемых тем) были посвящены и злободневным моментам, поднимающим вопросы политики и морали. Высмеивались политические и религиозные противники, проповедовались крестовые походы, прославлялись доблесть и щедрость покровителей и друзей. Нельзя не отметить любовь трубадуров к остроумию и шутке. Огромную роль играют политические сирвенты, пропагандирующие действия сюзеренов и королей, призывали к миру или войне [1, с. 511-513].

Разберем подробнее социальные мотивы, которые затрагиваются в творчестве трубадуров:

- ярко раскрывается тематика куртуазного поведения, его норм, правил, принципов;

- развивается и тема войны и феодальных распрей. Присутствует в этом и политический мотив. Особое место занимают высмеивание противников, похвала союзников и призывы к поддержке того или иного феодала;

- освещаются правила феодального общества – феодальная иерархия;

- делается акцент на важные социальные мотивы – голод, болезни, разрухи, от которых страдает основная масса населения.

Все эти мотивы тесно связаны друг с другом. Проиллюстрируем наши мысли конкретными примерами.

Первое разо Бертрана де Борна, по сути, сочинялось на тему куртуазных страстей. Но сразу оговаривается, что попутно будет поднято и ряд других проблем. Очевидно, что война в сознании этого достойного трубадура – не кровопролитие, не захват каких-либо земель. Война приобретает иной смысл – это способ проявления лучших куртуазных качеств – доблести и чести:

Жду битвы, как блага из благ:

В ней - доблести соль,

Все прочее - ноль

С ней рядом. Солдат

Не знает утрат. [1, 68 с.]

Очевидным также становится тот факт, что песни трубадуров – мощное средство передачи информации. Обратимся к кансоне Раймбаута де Вакейраса:

Воспеть маркиза в стихах -

Вот цель жонглерских потуг;

Но мне и претит их круг,

И тошно ходить в льстецах. [1, 215 с.]

В своих песнях трубадуры прославляют одних феодалов – своих покровителей, и осмеивают других. Это во многом иллюстрирует предвзятость творчества трубадуров: зависимые от феодалов певцы должны были создавать особый образ своих покровителей. Подтверждает эту точку зрения восьмое разо и песни Бертрана де Борна, где тот описывает союзников и противников в своей борьбе с графом Ричардом. Приведем одну из цитат в доказательство:

Где эн Каретник ныне без кареты,

В кармане пусто, ждет его лишь срам!

По мне, чем быть лжекоролем полсвета,

Поместьем управляй, зато уж сам.[1, 70 с.]

В другой песне тот же самый Бертран называет Альфонса, который в силу хитрости и подлых поступков стал королем Арагона обличает в нелицеприятных делах, давая ему такие яркие эпитеты как трус, наемник, блюдолиз. А в песне на смерть Юного Короля, он одаривает его эпитетами «лучший из смертных», «король христиан».

Переплетение социальных мотивов присутствует и в четвертом разо Бертрана де Борна, где говорится о взаимоотношениях с мадонной Маэут де Монтаньяк, и одновременно с этим трубадур «корит … иных знатных сеньоров» за несоблюдение норм куртуазности, за тщеславие, и, самое главное, за разорение бедных рыцарей в угоду своих желаний:

Спустив именья отцов,

Они слабейших бойцов

Ищут, с бесстыдством деляг

Построив ристаний планы:

Каждый у них на счету

Вассал, пусть даже бедняк, -

Ввергнув его в нищету,

Жить продолжает злодей,

Расходов не сократив,

Столь дерзок он и спесив… [1, 63 с.]

В одной из своих сервент Пейре Карденаль поднимает проблему феодального неравенства, ненависти феодалов к крестьянству:

Любить, как Каин Авеля, крестьян

В самой природе у больших вельмож,

Бордельным девкам мил чужой карман

Не столь, сколь этим хищникам грабеж; [1, 165 с.]

Кроме того, одна из песней Бертрана де Борна отражает сложности средневековой социальной иерархии. Свой возлюбленной он советует следующее:

Я советчик ее, так вот:

Пусть она в любви изберет

Тех, чей дух высок, а не род,

Ибо нас бесславит почет

От иных преславных господ…[1, 55 с.]

Эти слова звучат как лозунг – перед истинной (куртуазной) любовью стираются иерархические конструкции - должен быть любим тот, кто достойнее, тот, кто умеет сочетать в себе куртуазные качества - учтивость, стать и др. Но эти призывы нельзя расценивать как выступление против существующей социальной иерархии, трубадуры выступают за честное соблюдение правил и норм феодальных отношений:

Лиможца с Ричардом разлад,

Немало принеся утрат;

Чтоб на потомков зло не пало,

Пусть подчиниться поспешат

Сегодня королю вассалы…[1, 65 с.]

Социальная реальность описывается со всех сторон. Заостряется внимание в т.ч. на феодальных распрях и их последствиях:

Всю жизнь я только то и знал,

Что дрался, бился, фехтовал;

Везде, куда ни брошу взгляд,

Луг смят, двор выжжен, срублен сад,

Вместо лесов - лесоповалы,

Враги - кто храбр, кто трусоват -

В войне со мною все удалы. [1, 66 с.]

Трубадуры осуждают распри, понимая их пагубное влияние. Так, например, в сервенте Бертолома Дзорди говориться:

А мысль, что распря их - причина зла,

Отнюдь им оправданья не дала. [1, 256 с.]

В творчестве трубадуров поднимаются и иные социальные проблемы. Так, Бертран де Борн в одной из своей сервент поднимает тему голода, мучавшего его в одном из военных походов. Жалобы же всех жителей Пуатевинского графства сложил в одну сервенту Бертран де Борн-младший. [1, 92-95 с.] Суть этих жалоб – в растрате денег графами на безрезультатные войны, засилье врага, заинтересованность монарха лишь в развлечениях – охоте. Нельзя пройти мимо кансоны монаха Монтаудонского, в которой он желчно описывает всю убогость окружающей обстановки:

Претит мне поза в пустослове,

Спесь тех, кто как бы жаждет крови,

И кляча об одной подкове;

И, Бог свидетель, мне претит

Восторженность юнца, чей щит

Нетронут, девственно блестит,

И то, что капеллан небрит,

И тот, кто, злобствуя, острит…[1, 154-156 с.]

Подобным слогом кансона поднимает проблему нищеты, лжи, убогости, которая проявляется почти во всех явлениях жизни – от разбавления вина водой до ростовщичества.

Занимая определенное место в обществе, имея на него влияние и поднимая важные социальные проблемы, мы можем сделать вывод, что творчество трубадуров может выполнять ряд определенных функций.

Как отмечает Жорж Дюби, куртуазная любовь имела воспитательное значение. Женщина, жена патро­на, дама, принимала участие в воспитании будущих рыцарей при дворе – школе у сеньора. Являясь по сути покровительницей живущих при дворе юнцов, она была их доверен­ным лицом, имела на них неоспоримое влияние, в их глазах заменяя им мать. Любовь юношей устремлялась сначала к женщине, которая станови­лась тем самым посредницей между ними и сеньором. Любовь к даме, таким образом, включалась в механизм функционирования феодального общества.

Ж. Дюби также отмечает, что стихи, воспевавшие куртуазную любовь, способ­ствовали укреплению вассальной этики, на которой покоились политиче­ские устои феодального государства. Мораль эта основывалась на двух добродетелях - выдержке и дружбе. Для завоевания благосклонности, демонстрировались качества, необходимые вассалу: самоотречение, преданность, самоотверженность в служении [2, 92-93 с.].

А. Я. Гуревич также это отмечает. Система понятий и терминология, постоянно используемая трубадурами,— чисто феодальная правовая терминология: «служение», «дарение», «вассальная присяга», «сеньор» н т. д.— таков любовный словарь, при посредстве которого ведутся любовные речи трубадуров [3, 14 с.].

Около 1200 г. идеи любовного кодекса вполне соответствовали проповедуемой церковью мысли развития форм чисто женской духовности. Куртуазная любовь ослабила мужскую грубость в матримональной политике родов и сексуальном поведении мужчин. Литература трубадуров, по сути, определяла «правила любовной игры» между полами. Эта игра, бывшая забавой для мужчин, по сути помогла выйти из своего приниженного состояния женщинам феодальной Европы [4, 9 с.].

Творчество трубадуров – детище своей эпохи. Идеи их абсолютно адекватны обществу того времени со всеми его нюансами – войнами и распрями, социальной иерархий. Трубадуры безболезненно вписываются в эту реальность, не только описывают и отражают окружающую их действительность, но и влияют на неё. Влияние это заключалось в разработке феномена «куртуазность» во всех его проявлениях, с особыми правилами поведения; в политических идеях, которые трубадуры выражали: поддержка одних феодалов и высмеивание других, воспевание ратных подвигов; в выражение идей социальных: изложение бед и горестей простого народа, описание их быта.

Особенность заключается в том, что все эти идеи тесно переплетены в песнях – феномен куртуазности немыслим без идеи феодального служения, а политические призывы сочетаются с описаниями бед и горестей, которые несут военные столкновения. Очевидным становится, что песни трубадуров – не только плод запросов аристократии.

Список источников и литературы

1. Жизнеописания трубадуров / Составление и вступительная статья М. Б. Мейлаха. — М.: Наука, 1993. — 736 с. — («Литературные памятники»).

2. Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII в. // Одиссей. Человек в истории. Личность и общество. – М., 1990. URL: http://ec-dejavu.ru/c/Courtois.html

3. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры. - М.: Искусство, 1972.

4. Алисова Т., Плужникова К. Старопровансальский язык и поэзия трубадуров: Учебное пособие. М.: МАКС Пресс, 2011.

Просмотров работы: 203