МЕТОД ПРОЕКТОВ В РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕТОД ПРОЕКТОВ В РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Кагарманова Л.Р. 1, Валеева Г.Г. 1
1БГПУ им.М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Все науки настолько связаны между собою,

что легче изучать их все сразу, нежели какую-либоодну из них в отдельности от всех прочих.

Рене Декарт

Метод учебных проектов в реализации межпредметных связей

В последние годы особую популярность получил метод проектов, как инновационное течение в российском образовании. Метод проектов появился в 20-е годы XX века в США. Идеи использования проектного метода в образовании затрагиваются в России в то же самое время, что и зарубежом. В 1905 году под руководством С.Т. Шацкого была организована группа сотрудников, активно пытавшиеся использовать метод проектов в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу. В советское время "в рамках внеурочной общественно полезной деятельности стали проводиться мероприятия, на практике представляющие собой реализацию метода проектов".В основе проектного метода в образовании лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого и критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, групповую, парную, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Данный метод всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники. Высокий показатель квалификации преподавателя – умение использовать метод проектов в своей профессиональной практике.

Структура проектной деятельности учащихся нашла свое отражение на рис 1.

Рис 1.Основные компоненты проектной деятельности учащихся

Особое внимание следует уделить такому аспекту, как виды проектов в образовании. Каждый из них обладает характерными особенностями. Прежде чем дать характеристику каждому виду проектов в образовании, обратимся к их перечню, отраженному на рис 2.

Представленные на рисунке виды проектов, несомненно, различаются по ряду параметров, таких как комплексность, по продолжительность и по числу участников. Методическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока, в то время как другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности.

Таблица 1. Виды проектов в образовании и их характеристика

Вид проекта

Описание

Практико-ориентированный проект

Данный вид проекта направлен на социальные интересы самих участников проекта. Конечный результат такого проекта заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, села, города.

Исследовательский проект

Этот проект наиболее близок к научно-исследовательскому проекту. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

Информационный проект

Данный вид проекта направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект

Характеризуется максимально свободным и нетрадиционным подходом к оформлению результатов. Это могут быть сочинения, газеты, альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект

Это самый сложный вид проекта в образовании. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.

Использование метода проектов в школе имеет свою цель самостоятельное постижение учащимися определенных проблем в рамках школьного предмета, имеющих жизненный смысл для учащихся.

Таблица 2. Типология проектов в школьном обучении

Критерии

Виды проектов

1

Содержание

Экологические, физико-географические, социально-экономические, комплексные, краеведческие, историко-географические

2

Уровень интеграции

Монопредметные проекты Межпредметные проекты

Надпредметные проекты

3

Продолжительность выполнения проекта

Мини-проект (несколько недель)

Средней по продолжительности проект Долгосрочные проекты (в течение года)

4

Количество участников проекта

Индивидуальные, групповые, коллективные, парные.

5

Способ преобладающей деятельности

Познавательные, творческие, игровые, практико-ориентированные, исследовательские

6

Использование средств обучения в процессе подготовки проекта

Классические традиционные средства обучения Информационные и коммуникативные средства (ИКТ)

7

Включенность проектов в тематический план

Текущие (на проектную деятельность выносится часть содержания) Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала)

Требования к использованию метода проектов:

  • наличие в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

  • структурирование содержательной части проекта, с указанием поэтапных результатов;

  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

  • использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий;

  • самостоятельная деятельность учащихся;

Следует выделить тот факт, что важным требованием к проекту в условиях средней школы является его обоснованность на каждом этапе. По итогам своей проектной деятельности школьники представляют не только результаты и выводы, но и описывают приемы, с помощью которых была получена информация, рассказывают о проблемах, возникших при выполнении работы, демонстрируют полученные знания, умения, навыки, творческий потенциал. После завершения проекта ученики должны быть подготовлены к его защите и получению оценки. К основным показателям оценки проекта относят:- значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;- правильность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов;- активность участников проекта в соответствии с его личными возможностями; - совместный характер принимаемых решений; - характер общения и взаимопомощи участников проекта;

- необходимая и достаточная глубина изучения проблемы; - привлечение знаний из других областей;

- применение современного программного обеспечения в решении нестандартных задач;- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; - качественное оформление результатов проведенного проекта; - умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Безусловно, проектная технология включает промежуточную и итоговую оценки проекта и осуществляется учителем или экспертами из числа учащихся. Оценка результатов работы должна быть такой, чтобы учащиеся пережили ситуацию успеха. Исходя из этого, организуется совместное обсуждение проекта учителя с учащимися.

Критерии оценки должны быть понятны, их не должно быть более 8-10. Прежде всего, должно оцениваться качество проделанной работы, а не только его оформление (презентация).

В настоящее время с увеличением объема информации, усваиваемого в период обучения, увеличивается необходимость в самообразовании и познавательной деятельности, что можно с легкостью достигнуть, прибегнув к изучению предмета с использованием метода межпредметных связей. Установление связей с другими предметами в курсе информатики способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию научного мировоззрения, единства материального мира, взаимосвязи явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное значение. Помимо этого, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей.

Для решения проблемы мотивации учебной деятельности и повышения качества знаний был использован метод проектов. Важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников является метод проектов. Знание только своего предмета не дает возможности хорошего творческого обучения. Благодаря применению на практике знаний из других областей науки, их навыки конкретизируются, становятся более жизненными.

Реализация межпредметных связей информатики с другими учебными предметами позволяет обучающимся не только овладеть знаниями и умениями в тех областях, к которым у них есть интерес, а также научит учащихся самостоятельно приобретать знания, уметь ориентироваться в современном обществе, быть востребованными и успешными.

Результаты использования межпредметных связей:

  • способствует развитию научного стиля мышления учащихся;

  • даёт возможность применять естественнонаучный метод познания;

  • создает комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;

  • повышает качество знаний учащихся;

  • усиливает интерес учащихся к предметам естественно-математического цикла;

  • формирует у учащихся общие понятия физики, математики, информатики;

  • позволяет использовать авторские компьютерные программы учащихся в дальнейшем учебном процессе;

  • расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей обучающихся, помогает более глубокому усвоению программного материала основного курса физики, математики, информатики на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;

  • приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

«Между организацией уроков с межпредметными связями и интегрированными уроками, действительно, фактически нет большой разницы. Однако понятия "межпредметные связи" и "интегрированные уроки" можно развести. "... межпредметные связи определяются как дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе, интегрированное обучение подразумевает собой форму реализацию межпредметных связей» сказала В.Н.Федорова.

Интегрированный урок- это гармония нескольких учителей.

Межпредметные связи- это эрудиция учителя, его всесторонние знания.

Важно научить школьников рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства, воспринимать мир во всем многообразии взаимосвязей. Как прикладная наука, информатика может быть связана с любым школьным предметом. В ходе наблюдения, можно сказать, что с информатикой хорошо сочетаются предметы таких областей как: биология, география, история и др.

Покажем реализацию межпредметных связей информатики с различными учебными дисциплинами.

МАТЕМАТИКА и ИНФОРМАТИКА

Математика предлагает исследователю ряд математических методов, позволяющих не только получить числовые характеристики исследуемого объекта, но и промоделировать его поведение под влиянием различных факторов.

Информатика выступает в виде инструментария, который повышает точность и сокращает трудоемкость сложных мероприятий.

ФИЗИКА и ИНФОРМАТИКА

Эта связь усиливается с внедрением новых компьютерныхтехнологий в жизнь человека, так как этот прорыв в технике невозможен без знания физических процессов, законов в тех же самых полупроводниках без которых не было даже электронных наручных часов.

Без компьютера невозможно представить дальнейшее развитие физики и других наук.

ФИЗИКА, МАТЕМАТИКА и ИНФОРМАТИКА

Физика связана с математикой. Математика дает физике средства и приемы общего и точного выражения зависимости между физическими величинами.

Из предмета математики: построение графиков движения, вектора, использование математических формул, решение уравнений, действий для осуществления расчетов.

Из предмета информатики: моделирование физических явлений с помощью компьютера, решение уравнений о движении тел с помощью составления программ, построение графиков, создание таблиц.

МАТЕМАТИКА и БИОЛОГИЯ

В окружающем мире симметрия и асимметрия находятся рядом. Симметрия лежит в основе всего, она - первооснова Красоты...

Посидим у костра, полюбуемся деревьями, Зубчатые ели, величавые сосны. Даже в темноте их не спутаешь. У каждой породы своя конфигурация, своя симметрия.

ФИЗИКА, ГЕОГРАФИЯ И БИОЛОГИЯ

У природы «нет плохой погоды», но отнюдь «не каждая погода благодать». Одной из характеристик погоды является относительная влажность воздуха.

Содержание водяного пара в атмосфере − это не только физическоеявление, но и определение географических понятий – климат и погода, биологических – фотосинтез, дыхание живых организмов.

БИОЛОГИЯ И ХИМИЯ

В одной из книг Библии сказано: «Вначале было слово». Современная наука по аналогии начинается фразой: «Вначале был белок».

Идеально пересекаются представлениябиологов и химиков о строении и функциях белков. Язык интеграции дает возможность широко обобщать химические и биологические знания.

ИНФОРМАТИКА и АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Английский язык – понимание синтаксиса языков программирования;

овладение компьютерной терминологией, свободный доступ к широкому спектру литературы.

ФИЗИКА и АСТРОНОМИЯ

Одной из лидирующих наук в современном естествознании является физика. Она оказывает большое влияние на разные отрасли науки, техники, производства, благодаря развитию радиофизики появилась радиоастрономия, которая помогла узнать о существовании многих космических объектов.

С выходом человека в космическое пространство родились новейшие разделы астрономии: ультрафиолетовая и инфракрасная астрономия, рентгеновская и палитра-астрономия.

Сейчас создаются базы нейтринной астрономии, которая будет доставлять ученым сведения о действиях, происходящих в недрах космических тел, к примеру, в глубинах нашего Солнца.

Таким образом, мы пришли к выводу, что информатика – универсальная область, сочетающая предметы как естественно-математического, так и гуманитарного циклов.

Рассмотрим индивидуальный межпредметный проект «Уроки Чернобыля» (11-й класс, предметная область: физика-история):

1. Подготовительный этап.

А) выбор темы, позволяющей привлечь знания из двух или более предметов.

На этом этапе происходит мотивация обучающихся к деятельности, поэтому необходимо, чтобы тема была интересна и актуальна. Практически любое новое знание находится на стыке двух, а то и более наук. Особенность развития современной науки заключается в том, что она оказывает все большее влияние на жизнь общества, более остро встает проблема моральной ответственности ученых за судьбу своих открытий.

Б) постановка задач исследования, исходя из выбранной темы. В данном случае задачи следует сгруппировать в соответствии с предметной областью, таким образом, в отличие от других проектов межпредметный будет содержать две или более группы задач.

Первая группа:

  1. Рассмотреть принципы работы реактора.

  2. Изучить этапы превращения энергии ядра в электрическую. (Предметная область – физика);

Вторая группа:

  1. Выявление причины катастрофы.

  2. Исследовать степень влияния техногенной катастрофы на порядок функционирования органов власти.

  3. Определить, какие последствия имела катастрофа для общества и энегретической отрасли в целом.

В) определение методов исследования – как и в предыдущем случае, если науки не являются смежными, то методы исследования могут не совпадать. Если такой метод, как анализ источников, характерен для методологии любой науки, то такие методы, как историографический анализ и социологическое исследование применяются в основном в сфере гуманитарных наук, а эксперимент и расчеты – в естественных и точных науках.

Автор проекта рассчитала, какова была поглощенная доза радиации, проследила влияние ее на живые организмы; провела исследование объективности освещения катастрофы в СМИ и сделала вывод об особенностях политической ситуации в стране.

Сочетание различных методик исследования при работе над проектом поможет ученику в полной мере проявить свои способности, позволит индивидуализировать процесс обучения.

2. Планирование работы

А) планирование итогового продукта (формы представления результата)

Б) планирование способов сбора и анализа информации

В) составление плана. В том случае, если предметы не являются смежными, целесообразно разбить проект на отдельные направления (главы) в соответствии с предметами, в процессе исследования консультируют учащегося учителя – предметники. Так, консультации по проблемам первой группы задач проводила Сенцова М. А., учитель физики высшей квалификационной категории, по второй группе задач консультировала Золотарева Т. А., учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории.

3. Исследовательская деятельность.

Под руководством научного руководителя происходит сбор информации, решение промежуточных задач

Основные формы работы: расчеты, интервью, изучение источников, исторического материала, опросы. Организация экскурсий в Информационный центр БАЭС.

4. Оценка результатов работы происходит на этапе защиты проекта.

Так как на первом этапе мы выделяли несколько групп задач, то и этап оценивания предусматривает рефлексию в соответствии с этими группами – насколько были реализованы поставленные цели, правильно применены методы исследования, успешно прошла защита проекта.

Межпредметные проекты можно применять как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Внеклассная работа является важной частью учебно-воспитательного процесса. Поэтапно рассмотрим проект на тему «Ученые – физики на службе Отечеству: они ковали Победу» в честь 65-летия Победы (предметная область: физика-история, 9-й класс).

Особенности этого проекта:

1 Подготовительный этап

А) на 1 этапе тема исследования была поделена на отдельные разделы; каждый учащийся выбрал раздел в соответствии со своими интересами.

Б) постановка задач: сформулированы общие задачи для всех разделов.

2. Планирование работы

Особенностью группового проекта на данном этапе является необходимость проводить общие консультации, целью которых является координирование работы учащихся. В ходе обсуждения вырабатываются единые требования к содержанию и оформлению индивидуальных заданий.

3. Оценка результатов работы

Результаты группового проекта представляются в виде тематического вечера, рассчитанного на всю параллель.

  • Групповой межпредметный проект

  • использовать метод межвозрастной интеграции;

  • позволяет включить в деятельность большее количество учащихся;

  • именно такие проекты позволяют в полной мере формировать компетенции культурно-досуговой деятельности.

Вывод

Метод проектов имеет свою историю развития в педагогической науке и практике, как в нашей стране, так и за рубежом. Появившись в начале прошлого столетия для решения актуальных тогда задач образования, он не утратил своей привлекательности и в наши дни. В современном отечественном образовании сложились условия необходимости этого метода.

Существенно чертой метода учебных проектов – уверенное выдвижение вперед социальной природы развития личности и обучения, с чем связана разделение на групповые формы обучения, совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействия, межличностных отношений и общения.

Межпредметные связи повышают внимание к личностным результатам, а метод проектов подталкивает учащихся к саморазвитию, самостоятельному расширению своих знаний, творческому применению их на практике в различных областях науки и информационно – коммуникационной технологиях.

Таким образом, выше описанные технологии можно применять в различных предметных областях школьного образования ( математики, физики, биологии, химии, истории, географии и т.д.), что позволяет добиться у учащихся развития познавательных способностей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое и критическое мышление.

Использованная литература

http://открытыйурок. РФ/статьи/577241/

http://odiplom.ru/lab/metod-proektov-v-obrazovanii.html

http://festival.1September.ru/articles/210490/

http://festival.1September.ru/articles/500865/

http://festival.1September.ru/mathematics/

http://lepser.ru/teoriya-fotografii/pravilo-zolotogo-secheniya-v-fotografii.html

Волошенко Л. Н., Межпредметные связи на уроках информатики, http://informatiku.ru/seminar-v/

Утенков С.А., «Межпредметные связи на уроках информатики» http://fizmat.ruza-gimnazia.ru/?set=content&mc=9

Просмотров работы: 442