Проблема качества профессионального образования в современном обществе стоит очень остро, поскольку нарастает разрыв между требованиями к квалификации персонала и знаниями, навыками и компетенциями, получаемыми в результате образования.
Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов характеризуется рядом противоречий и существенных недостатков: работодатели не в полной мере удовлетворены результатом и качеством работы учебных заведений по подготовке специалистов, многие выпускники не соответствуют своему статусу, не оправдывают социальных ожиданий, не могут решить профессиональные задачи. В связи с этим реальным становится угроза профессиональной некомпетентности и как следствие возникают проблемы обеспечения качества образования (таблица 1), которые являются в настоящее время одними из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации.
Таблица 1 - Проблемы обеспечения качества высшего образования при подготовке специалистов [1].
№ |
Группы проблем |
Общая характеристика проблемы |
1 |
Проблемы состояния законодательной и нормативной базы подготовки специалистов в вузах РФ |
не завершившийся процесс разработки регионально-национальных и вузовских компонент ГОС ВПО. законодательно-нормативная база высшего образования Российской Федерации недостаточно ориентирована на решение проблем качества высшего образовании (качество подготовки специалистов) в вузах РФ на всех уровнях организации и управления высшим образованием |
2 |
Проблемы источников формирования и обновления содержания высшего образования в вузах |
сокращение НИР в вузах; недостаточно развиты механизмы использования возможностей ИНТЕРНЕТ как источника содержания высшего образования; высокий процент устаревшей учебной и научной литературы в вузах. |
3 |
Проблемы расхождения теоретических основ и практических аспектов в условиях переходного периода |
в затянувшийся переходный период законодательная база, опирающаяся на закон «О техническом регулировании», не стыкуется с устаревшей нормативной базой; формальное отношение специалистов предприятий к практике студентов. |
Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов характеризуется рядом противоречий и существенных недостатков: работодатели не в полной мере удовлетворены результатом и качеством работы учебных заведений по подготовке специалистов, многие выпускники не соответствуют своему статусу, не оправдывают социальных ожиданий, не могут решить профессиональные задачи. В связи с этим реальным становится угроза профессиональной некомпетентности и как следствие возникает проблема оценки качества образования, которая является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации.
Для понимания характера проблем было проведено анкетирование организаций, являющиеся потенциальными работодателями [1].
Диаграмма (рисунок 1) отражает слабые стороны подготовки специалистов с точки зрения работодателей: 1- невысокий уровень теоретических знаний; 2- слабая ориентация на трудоустройство; 3- завышенная самооценка; 4- низкий уровень современных экономических и юридических знаний; 5- слабая практическая подготовка; 6- невысокий уровень знания иностранного языка; 7- неспособность к самокритике; 8-неспособность самостоятельно принимать решения; 9- несоблюдение этики корпоративной культуры; 10- несамостоятельность в обучении.
Рисунок 1 - Слабые стороны подготовки специалистов с точки зрения работодателей.
Как видно из рисунка 1 основная проблема - в слабой практической подготовке. Поэтому любой опыт работы (даже различные виды практик) при положительных отзывах и рекомендациях является несомненным преимуществом при устройстве на работу.
Для того, чтобы решить данную проблему Арефьева Е.В. предлагает внедрить сертификацию профессиональных квалификаций, который, по её мнению, является самым простом и эффективным способ подтверждать качество полученного профобразования.
Сертификация – это процедура оценки, которая позволяет установить, соответствуют ли качество подготовки выпускников учреждений требованиям работодателей. Ее суть в повышенных требованиях к выпускнику, который по своему желанию может пройти дополнительные испытания перед комиссией, в состав которой входят и работодатели. Для студентов - это гарантия трудоустройства, если они выдержат испытания. Кроме того, им присваивается более высокий разряд. К сожалению, многие выпускники считают сертификацию лишним обременением, между тем это способ повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Сертифицированный специалист даже без опыта работы должен стать конкурентоспособным и желанным на рынке труда [2].
Для того чтобы данная модель начала работать необходимо решить ряд проблем: отсутствие нормативно-правового обеспечения взаимодействия системы образования и работодателей, механизма признания сертификатов, отсутствие профессиональных стандартов (национальных, отраслевых), подготовленных экспертов, участвующих в процедуре сертификации квалификаций.
Полномасштабное развертывание системы независимой оценки качества деятельности образовательных учреждений по подготовке высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов позволит обеспечить как в ближайшем будущем, так и на отдаленную перспективу гарантированную конкурентоспособность выпускников на рынке труда, а образовательного учреждения – в образовательном пространстве, оперативное реагирование на изменения, происходящие в социально-экономической сфере региона, максимальный учет запросов и потребностей работодателей, социальных партнеров и родителей. Все это положительно скажется на имидже образовательного учреждения и послужит надежным фундаментом для его дальнейшего развития.
Источники
Приймак, Е. В. Материалы научных конференций и семинаров / Е. В. Приймак, Н. Г. Николаева, И. К. Будникова. – Казань : Казанский государственный энергетический университет, 2014. – 198 c.
Арефьева, Е. В. Актуальные вопросы качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования / Е. В. Арефьева. // Образование и наука в современном мире. Инновации. – 2015. – №1. – С. 7-11.
Кликунов, Н. К проблеме оценки качества подготовки специалистов/ Н.Кликунов//AlmaMater/Вестник высшей школы. 2002. №4. - 9-12с.
Мухаметшина А.М., Приймак Е.В., Шигабиев Т.Н. Некоторые аспекты управления качеством образования // Ученые записки КГАВМ им. Н.Э. Баумана, том 207, 2011. С. 373-375.