РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИИ РАБОТОДАТЕЛЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИИ РАБОТОДАТЕЛЯ

Ильясов А.И. 1
1Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время возросли требования работодателей к качеству подготовки выпускников учреждений профессионального образования, а качество профессионального образования и проявляется в первую очередь в уровне востребованности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда. Надо сказать, что подготовка высококвалифицированных специалистов одна из самых трудных задач. Сегодня продолжает усиливаться конкуренция на рынке образовательных услуг. Все это диктует необходимость постоянной оценки качества профессиональной подготовки.

Проблема качества профессионального образования в современном обществе стоит очень остро, поскольку нарастает разрыв между требованиями к квалификации персонала и знаниями, навыками и компетенциями, получаемыми в результате образования.

Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов характеризуется рядом противоречий и существенных недостатков: работодатели не в полной мере удовлетворены результатом и качеством работы учебных заведений по подготовке специалистов, многие выпускники не соответствуют своему статусу, не оправдывают социальных ожиданий, не могут решить профессиональные задачи. В связи с этим реальным становится угроза профессиональной некомпетентности и как следствие возникают проблемы обеспечения качества образования (таблица 1), которые являются в настоящее время одними из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации.

Таблица 1 - Проблемы обеспечения качества высшего образования при подготовке специалистов [1].

Группы проблем

Общая характеристика проблемы

1

Проблемы состояния законодательной и нормативной базы подготовки специалистов в вузах РФ

  • не завершившийся процесс разработки регионально-национальных и вузовских компонент ГОС ВПО.

  • законодательно-нормативная база высшего образования Российской Федерации недостаточно ориентирована на решение проблем качества высшего образовании (качество подготовки специалистов) в вузах РФ на всех уровнях организации и управления высшим образованием

2

Проблемы источников формирования и обновления содержания высшего образования в вузах

  • сокращение НИР в вузах;

  • недостаточно развиты механизмы использования возможностей ИНТЕРНЕТ как источника содержания высшего образования;

  • высокий процент устаревшей учебной и научной литературы в вузах.

3

Проблемы расхождения теоретических основ и практических аспектов в условиях переходного периода

  • в затянувшийся переходный период законодательная база, опирающаяся на закон «О техническом регулировании», не стыкуется с устаревшей нормативной базой;

  • формальное отношение специалистов предприятий к практике студентов.

Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов характеризуется рядом противоречий и существенных недостатков: работодатели не в полной мере удовлетворены результатом и качеством работы учебных заведений по подготовке специалистов, многие выпускники не соответствуют своему статусу, не оправдывают социальных ожиданий, не могут решить профессиональные задачи. В связи с этим реальным становится угроза профессиональной некомпетентности и как следствие возникает проблема оценки качества образования, которая является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации.

Для понимания характера проблем было проведено анкетирование организаций, являющиеся потенциальными работодателями [1].

Диаграмма (рисунок 1) отражает слабые стороны подготовки специалистов с точки зрения работодателей: 1- невысокий уровень теоретических знаний; 2- слабая ориентация на трудоустройство; 3- завышенная самооценка; 4- низкий уровень современных экономических и юридических знаний; 5- слабая практическая подготовка; 6- невысокий уровень знания иностранного языка; 7- неспособность к самокритике; 8-неспособность самостоятельно принимать решения; 9- несоблюдение этики корпоративной культуры; 10- несамостоятельность в обучении.

Рисунок 1 - Слабые стороны подготовки специалистов с точки зрения работодателей.

Как видно из рисунка 1 основная проблема - в слабой практической подготовке. Поэтому любой опыт работы (даже различные виды практик) при положительных отзывах и рекомендациях является несомненным преимуществом при устройстве на работу.

Для того, чтобы решить данную проблему Арефьева Е.В. предлагает внедрить сертификацию профессиональных квалификаций, который, по её мнению, является самым простом и эффективным способ подтверждать качество полученного профобразования.

Сертификация – это процедура оценки, которая позволяет установить, соответствуют ли качество подготовки выпускников учреждений требованиям работодателей. Ее суть в повышенных требованиях к выпускнику, который по своему желанию может пройти дополнительные испытания перед комиссией, в состав которой входят и работодатели. Для студентов - это гарантия трудоустройства, если они выдержат испытания. Кроме того, им присваивается более высокий разряд. К сожалению, многие выпускники считают сертификацию лишним обременением, между тем это способ повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Сертифицированный специалист даже без опыта работы должен стать конкурентоспособным и желанным на рынке труда [2].

Для того чтобы данная модель начала работать необходимо решить ряд проблем: отсутствие нормативно-правового обеспечения взаимодействия системы образования и работодателей, механизма признания сертификатов, отсутствие профессиональных стандартов (национальных, отраслевых), подготовленных экспертов, участвующих в процедуре сертификации квалификаций.

Полномасштабное развертывание системы независимой оценки качества деятельности образовательных учреждений по подготовке высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов позволит обеспечить как в ближайшем будущем, так и на отдаленную перспективу гарантированную конкурентоспособность выпускников на рынке труда, а образовательного учреждения – в образовательном пространстве, оперативное реагирование на изменения, происходящие в социально-экономической сфере региона, максимальный учет запросов и потребностей работодателей, социальных партнеров и родителей. Все это положительно скажется на имидже образовательного учреждения и послужит надежным фундаментом для его дальнейшего развития.

Источники

  1. Приймак, Е. В. Материалы научных конференций и семинаров / Е. В. Приймак, Н. Г. Николаева, И. К. Будникова. – Казань : Казанский государственный энергетический университет, 2014. – 198 c.

  2. Арефьева, Е. В. Актуальные вопросы качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования / Е. В. Арефьева. // Образование и наука в современном мире. Инновации. – 2015. – №1. – С. 7-11.

  3. Кликунов, Н. К проблеме оценки качества подготовки специалистов/ Н.Кликунов//AlmaMater/Вестник высшей школы. 2002. №4. - 9-12с.

  4. Мухаметшина А.М., Приймак Е.В., Шигабиев Т.Н. Некоторые аспекты управления качеством образования // Ученые записки КГАВМ им. Н.Э. Баумана, том 207, 2011. С. 373-375.

Просмотров работы: 109