ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ

Покровская М.В. 1
1БГПУ им. М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация

В статье рассматривается формирование универсальных учебных действий учащихся, сопоставляется формирование УУД универсальному дизайну обучения. Проводится аналогия между универсализацией зданий и других бытовых объектов и переходом к универсальному обучению, то есть применение воспитательно - образовательных технологий, учитывающих способности и потребности каждого обучающегося.

В нашем стремительно меняющемся мире произошли серьезные изменения и в сфере образования. От учителя требуется решение одной из важнейших задач системы образования - формирование совокупности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.

В связи с этим цель работы - теоретически обосновать и сопоставить формирование универсальных учебных действий универсальному дизайну обучения. Рассматривая практическое применение универсального дизайна различных продуктов можно найти универсальные методики обучения. Объектом данной работы является процесс формирования универсальных учебных действий учащихся.

Предметом — соответствие универсального дизайна объектов формированию универсальных действий.

Формирование УУД обеспечивает переход от традиционного обучения к деятельности самообразования и самовоспитания. Освоение учащимися УУД создает почву для самостоятельного успешного овладения новыми знаниями, т. е. умение учиться. Универсальные учебные действия представляют собой смыслообразование, самоопределение, самовоспитание — это личностные, прогнозирование, контроль и корректировка — это регулятивные, общеобразовательные и логические - познавательные. Выделим коммуникативные УУД это:

- Общение, включающее сознательную направленность на учет мнения других людей при взаимодействии.

- Искусство слушать и говорить, соответствуя целям и задачам общения.

- Коллективное обсуждение проблемы и принятие решения.

- Сотрудничество со взрослыми и сверстниками.

- Краткое и безошибочное выражение своих мыслей.

При творческом подходе учителя возможна такая организация учебной деятельности, которая делает форму взаимодействия доступной, интересной, развивающей личность через сотрудничество и общение.

Дизайн продуктов или зданий можно назвать универсальным, если они могут быть использованы максимально широким кругом пользователей. Практически все зарубежные архитекторы создают здания, разработанные с самого начала с целью уменьшения или устранения архитектурных барьеров посредством конструкций, которые учитывают потребности разных людей. В настоящее время эта практика признана более рентабельной, чем попытка модернизировать объект уже после ввода в эксплуатацию. Универсальные среды разработаны для гибкости и предназначены для решения проблем адаптации. Универсальные проекты, в которых изначально учитываются потребности людей с ограниченными возможностями, являются более доступными и функциональными для всех категорий граждан.

Хорошим примером универсального дизайна в действии является история возникновения телевизионных субтитров. Когда технология субтитров стала доступна, то она являлась дорогостоящей опцией, предназначенной для людей с нарушениями слуха. Встраивать систему субтитров в каждый телевизор на стадии разработки, а не добавлять ее позже, оказалось лучшим и более экономичным решением. Теперь это приносит пользу не только людям с нарушениями слуха, но также путешественникам в аэропортах, переводчикам и людям, которые ложатся спать в разное время. Ключом к универсальному дизайну является внедрение разнообразия в первоначальный проект, что делает его практичным и доступным для всех.

Универсальный дизайн в образовании является частью общего движения к универсализации. Термин универсальный дизайн обучения подчеркивает особую цель учебной среды - она создана не только для обеспечения доступа к информации, а также способствует повышению качества знания и навыков, которые мы называем обучением. Предоставление доступа к информации часто имеет важное значение для обучения, но одного этого недостаточно. Для достижения успеха необходимо, чтобы средства обучения - педагогические цели, методы и методики обучения - также были доступны в полном объеме. Универсальный дизайн обучения - это процесс, который обеспечивает одинаковую доступность средств обучения для всех учащихся. Структура и руководящие принципы универсального дизайна обучения не основаны на принципах архитектуры. Вместо этого они базируются на исследованиях и практиках из нескольких областей в рамках учебных наук - образования, психологии развития, когнитивной науки и когнитивной нейронауки. Исследования в этих областях определяют как элементы обучения, так и элементы индивидуальных различий. В самом простом представлении универсальный дизайн обучения основывается исключительно на трех принципах:

1. Обеспечить различные виды и средства представления учебных материалов;

2. Предоставить свободу выбора средств действия и самовыражения;

3. Предоставить различные способы взаимодействия.

Эти три принципа были выбраны потому, что они затрагивают три основные особенности любой учебно-образовательной среды: средства, с помощью которых информация предоставляется учащемуся, средства, с помощью которых ученик должен выражать то, что знает, и способы, с помощью которых организован процесс обучения.

Хотя существует много способов сформулировать основы преподавания и обучения, выбор этих трех основополагающих принципов вытекает из их общности со многими аспектами теории и исследований о науке. Рассмотрим область познавательной нейронауки, где принято думать о трех особенностях в отделах головного мозга: 1 - возможности распознавания образов в задних областях коры, 2 - моторные и исполнительные возможности в лобных областях коры головного мозга и 3 - эмоциональные способности в медиальных областях нервной системы.

Универсальный дизайн обучения направлен на перцептивное обучение задней коры, стратегическое и моторное обучение передней коры, а также эмоциональное обучение медиальной и орбитальной лобной коры - для систематического изучения различий в учебе. Однако, помимо познавательной нейронауки, исследователи и теоретики в других учебных науках приняли очень похожие границы для изучения сферы преподавания и обучения. Среди наиболее выдающихся русский психолог Лев Выготский и американский теоретик образования Бенджамин Блум. Они оба придерживались аналогичной трехчастной основы для своих положений. Из трех принципов было разработано девять руководящих принципов, которые составляют основу универсального дизайна обучения. Их основная цель - направить педагогов и разработчиков учебных программ на использование технологий и средств обучения, учитывающих широкий круг индивидуальных различий.

Неотъемлемой частью подхода универсального дизайна обучения является выявление тех практик, которые должны быть включены в общий универсальный дизайн. Как правило, ими являются практики уже доказавшие свою эффективность для отдельных учащихся, но еще не интегрированные в учебную программу общего образования. Используя преимущества и гибкость современных технологий (инноваций), универсальный дизайн предоставляет множество средств для применения различных практик отдельными студентами, для которых они, вероятно, будут наиболее эффективными.

Руководящие принципы универсального дизайна помогают принимать обоснованные решения, которые определяют какие из методов являются оптимальными, а также помогают разработчикам учебных программ (это могут быть учителя, издатели и другие) при разработке гибких учебных планов, которые в свою очередь позволяют преодолевать препятствия в обучении и обеспечивают надежную поддержку при обучении для всех учащихся.

Можно смело сказать, что применение универсального дизайна обучения в процессе организации деятельности учащихся повышает эффективность процесса обучения, позволяет проводить различные игры и мероприятия, в процессе которых эффективно формируются универсальные учебные действия.

Список литературы

  1. Аксенова Н.И. Системно — деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов. - СПб., 2012 г.

  2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. /Пособие для учителя/ - М.:Просвещение, 2011 г.

  3. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И.Б. Первина. – М., 2008 г.

  4. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. – М.: Наука, 2006 г.

  5. Медведева Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании. - Начальная школа плюс до и после. - 2011 г. - №11.

Просмотров работы: 67