ИДЕАЛИЗАЦИЯ КАК МЕТОД НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИДЕАЛИЗАЦИЯ КАК МЕТОД НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Муратова А.Р. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В методологии науки принято выделять два уровня научного знания – эмпирический и теоретический.

На эмпирическом уровне изучаемый наукой объект познается со стороны «явления», то есть тех егоотдельных свойств и связей, которые доступны непосредственной регистрации с помощью органов чувств познающего субъекта и разнообразных приборов, усиливающих их разрешающую способность. Основными методами исследования на этом уровне являются наблюдение, эксперимент и измерение. Результаты эмпирического исследования имеют форму научных фактов и эмпирических зависимостей, описывающих познаваемый объект.

На теоретическом уровне изучаемый объект познается наукой со стороны его «сущности», то есть техвнутренних законов,которые управляют его функционированием и развитием. Основным средством исследования здесь выступает логическое мышление, а основными методами – абстракция, идеализация, мысленный эксперимент и др. Результаты теоретического исследования выступают в форме гипотез и теорий,которые способны объяснять полученные ранее факты и зависимости и предсказывать новые факты ранее не известные.

Теоретический уровень познания предполагает использование процедуры идеализации. Под идеализацией понимается мысленное конструирование «идеализированной» ситуации (объекта, явления), которой приписываются свойства или отношения, возможные только в «предельном» случае. Результатами такого конструирования являются идеализированные объекты.

В социальном познании идеализация может выступать в аспекте совершенства, идеала и основываться на стремление человека к преобразованию действительности посредством поиска идеальной формы общественного устройства. Как правило, стремление к идеализации возникает в моменты социально-политических потрясений. К примеру, модель идеального государственного устройства Платона возникла в годы поражения Афин, падения демократии, когда общественные противоречия достигли значительной остроты. Характеризуя истоки идеального государства Платона, А. Ф. Лосев пишет, что великий мыслитель, «…ясно увидел, что современное ему общество идет к гибели, что не за что ухватиться ни в общественной, ни в политической жизни, что нужно избрать какой-то свой путь. Поэтому Платону приходилось использовать ту область человеческого сознания, которая всегда приходит на выручку в моменты великих социальных катастроф. Это область мечта, фантазия, новый – и уже рационализированный миф, утопия» [3; с. 24-25].

Вметодологическом отношении интерес представляет постановка М. Вебером проблемы идеализации в общественном познании. Он вводит понятие «идеального типа» – теоретической схемы, которая не извлекается из эмпирически полученного знания, а конструируется умозрительно.

Вэтом смысле он уподобляет их идеализированным объектам в физике. «Чем отчетливее и однозначнее конструированы идеальные типы, чем дальше они, следовательно, от реальности, тем плодотворнее их роль в разработке терминологии и классификации, а также их эвристическое значение» [1, с.623–624].Как идеальнотипические конструкции он рассматривает «экономический обмен», «капитализм», «церковь», «типы власти» и др. Идеальные типы у него выступают не столько как предмет, сколько как инструмент познания. Однако идеализации, посредством которых он конструирует их, имеют качественный и нестрогий характер. Подчеркивая, что идеальные типы «в чистом виде» не встречаются в социально-исто-рической реальности и являются лишь «чисто мыслительными конструкциями, которые созданы нами самими», Вебер оставляет неясным, как они должны формироваться, чтобы, будучи внеэмпирическими «продуктами фантазии», служить средством познания эмпирической реальности.

Специфика гуманитарных наук ведет к тому, что теоретические конструкции в них проверяются не столько на адекватность вводимых идеализированных объектов, сколько на соответствие идеалу. Идеал же «дает нам картину мира не таким, каков он есть, а таким, каким он должен быть согласно нашему желанию» [1, с. 243].

Таким образом принцип идеализации служит ориентиром, помогающим ученому выделить «в чистом виде» существенные, наиболее фундаментальные свойства, отношения и законы, объясняющие эмпирически установленные факты, и на этой основе раскрыть сущность изучаемых явлений. Идеализация – методологический прием, в котором нет необходимости на эмпирическом уровне исследований, но который должен использоваться при построении теоретического знания. Для конструирования идеализированных объектов и теоретических моделей, однако, не существует готовых алгоритмов. Идеализация не обеспечивает автоматически успех в теоретическом исследовании. Применение принципа идеализации, нахождение наиболее эффективных идеализаций требует от ученого не только эрудиции и умения анализировать имеющуюся информацию, но и творческого воображения.

Список литературы:

1) Бранский В.П. Искусство и философия [Текст] — Калининград. - 1999.- 704 с.

2) Вебер М. Избранные произведения [Текст] - Москва: Прогресс. - 1990. - 808 с.

3) Лосев, А. Ф. Жизненный и творческий путь Платона [Текст] // Платон. Сочинения. - Москва, 1968. - Т. 1. - 860 с.

Просмотров работы: 2497