АНКЕТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АНКЕТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ

Рафикова А.Р. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
К эмпирическим методам относятся наблюдение, беседа, анкетирование, педагогическое тестирование, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности. Их общее свойство – направленность на непосредственное изучение управляемого объекта, сбор и систематизацию фактического материала о процессе и результатах работы образовательной системы. Эмпирический характер познания, присущий методам этой группы является важной предпосылкой достоверности выявленных фактов.

Анкетирование — метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных психолого–педагогических явлений.

Этот метод дает возможность установить общие взгляды, мнения людей по тем или иным вопросам; выявить мотивацию их деятельности, систему отношений.

Как и в беседе, в основе анкетирования лежит специальный вопросник – анкета. Исходя из того, что анкета ‒это разработанный в соответствии с установленными правилами документ исследования, содержащий упорядоченный по содержанию и форме ряд вопросов и высказываний, часто с вариантами ответов на них, разработка ее требует особого внимания, вдумчивости.

Основные виды анкет:

– открытые (опрашиваемые должны сформулировать ответ самостоятельно);

‒ закрытые (опрашиваемым надо выбрать наиболее подходящий ответ из нескольких готовых вариантов);

– смешанные (комбинированные), предусматривающие возможность как выбора из готовых вариантов, так и самостоятельной формулировки ответа.

Также различают следующие варианты анкетирования:

–личностное (при непосредственном контакте исследователя и респондента);

‒ опосредованное (анкеты распространяются раздаточным способом, а респонденты отвечают на них в удобное время);

–индивидуальное или групповое;

‒сплошное или выборочное.

Анкетирование наиболее эффективно, если требуется выявить коллективное мнение по каким‒либо вопросам и потребности значительного количества людей. В зависимости от цели анкетированию могут подвергаться педагоги, учащиеся, их родители, представители ближайшего социального окружения. Применяя этот метод, следует помнить, что результаты анкетирования, даже полученные на больших выборках, отражают мнения, установки, стереотипы мышления и восприятия респондентов, особенности данной социальной группы, а поэтому они могут значительно расходиться с установленными научными фактами.

Анкета должна включать три смысловые части:

‒ вводную, в которой содержится цель и мотивирование респондента, подчеркивается значимость участия в нем респондента, гарантируется тайна ответов и четко излагается заполнение анкеты;

– основную, состоящую из перечня вопросов, на которые надлежит дать ответы;

‒ социально–демографическую, призванную выявить основные биографические данные и социальное положение опрашиваемого.

Практика показывает, что при разработке анкеты исследования целесообразно учитывать следующие основные требования:

– провести апробирование анкеты с целью проверки и оценки ее обоснованности (валидности), поиска оптимального варианта и объема вопросов;

‒ разъяснить перед началом опроса его цели и значение для резуль­татов исследования;

– корректно ставить вопросы, так как это предполагает уважитель­ное отношение к респондентам;

‒ исключить возможность двусмысленного толкования вопросов и использования специальных терминов и иностранных слов, которые могут быть непонятны респондентам;

 следить за тем, чтобы в вопросе не предлагалось оценивать не­сколько фактов сразу или высказывать мнение о нескольких событиях одновременно;

– строить анкету по принципу: от более простых вопросов к более сложным;

‒ не увлекаться многословными, длинными вопросами и предложенными вариантами ответов на них, так как это затрудняет восприятие и увеличивает время на их заполнение;

 ставить вопросы линейным (каждый последующий вопрос развивает, конкретизирует предыдущий) и перекрестным (ответ на один вопрос проверяет достоверность ответа на другой вопрос) способами, что создает у опрашиваемых благоприятную психологическую установку и желание давать искренние ответы;

‒ предусматривать возможность быстрой обработки большого количества ответов с использованием методов математической статистики.

С помощью анкетирования можно за относительно малый отрезок времени охватить опросом большое количество людей, а стандартные формулировки вопросов в анкетах позволяют сравнительно легко обрабатывать полученные данные. Однако при анкетировании исключается возможность корректирования формулировок вопросов. Поэтому, важным условием эффективности этого метода является достаточное качество используемого вопросника (ясность для опрашиваемого сути вопросов, возможность дать на них однозначные ответы или выбрать приемлемый вариант ответа из предложенных альтернатив, а также избегание вопросов, провоцирующих заведомо лживые ответы). При проведении массовых анкетирований фактором, снижающим правдивость ответов, становится мнение других людей (например, заполняя анкету одновременно с другими людьми, человек может списать ответ у соседа, чтобы «не выделяться», или наоборот: ответить по-другому из желания отличиться, а вовсе не потому, что он действительно считает иначе).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.

  2. Мандель, Б.Р. Педагогика: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Флинта, 2014. - 288 c.

  3. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учебник. / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2014. – 543 с.

Просмотров работы: 3815