ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АУДИТА В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РК - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АУДИТА В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РК

Максимов Е.Н. 1, Иманбаева З.О. 1
1Актюбинский Региональный Государственный Университет Имени К.Жубанова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согаласно проведённым исследованиям осуществленный в Казахстане переход от административно - хозяйственной системы к рыночной экономике потребовал коренного изменения всего хозяйственного законодательства Республики Казахстан, налогового - в первую очередь (Налоговый кодекс «О налогах и других обязательных платежах в бюджет») [2]. В прежней системе в бюджет изымался практически весь доход предприятий, оставалась лишь небольшая часть для целей материального стимулирования работников и на научно-техническое развитие.В настоящее время с развитием рыночной экономики во все сферы хозяйственной деятельности проникают новые экономические отношения, коренным образом изменилась налоговая система, а вместе с тем законы, положения, нормативные акты. Создаются акционерные и совместные предприятия с участием юридических и физических лиц. Происходят заметные изменения в составе средств и источников финансирования предприятий. Бухгалтерам в процессе работы приходится применять новые методики, позволяющие отражать введение в хозяйственный оборот особых видов имущества и взаимоотношений участников. За последнее время в связи с принятием новых нормативных документов произошли существенные изменения в методике учета основных средств, производственных запасов, себестоимости продукции, капитальных вложений, финансовых результатов; претерпели изменения порядок формирования и учет уставного капитала и других фондов предприятия, распределение прибыли, погашения убытков, правила финансирования и кредитования.

В данное время реформирование бухгалтерского учета государственного сектора является объективной необходимостью, связанной с возможностью выполнения одной из задач - создание прозрачной и ясной системы управления активами государства.Переход на Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора (далее - МСФО ОС) позволит надежно составить баланс активов и обязательств государственного сектора, эффективно контролировать финансовые ресурсы страны [7].Принимая во внимание практику внедрения МСФО в хозяйствующих субъектах Казахстана, продолжавшуюся более десяти лет, реформирование системы бухгалтерского учета государственных учреждений по переходу на МСФО ОС проводится поэтапно.Первый этап, включающий разработку методологической основы, проведен. В настоящее время утверждены, зарегистрированы в Министерстве юстиции Республики Казахстан, опубликованы в СМИ и размещены на сайте Министерства финансов Республики Казахстан (www.minfin.kz, раздел «МСФО ОС») необходимые нормативные правовые акты. Учитывая, что важнейшим фактором проведения реформы является обучение бухгалтеров государственных учреждений новой методологии бухгалтерского учета по методу начисления, на местах проводится их обучение.Государственные учреждения при переходе на метод начисления в соответствии со схемой перехода на новый План счетов бухгалтерского учета государственных учреждений осуществляют перенос саль до баланса из формы 1 бюджетной отчетности, подготовленного по данным бухгалтерского учета по кассовому методу по состоянию на 1 января 2013 года, во вступительный бухгалтерский баланс финансовой отчетности по методу начисления на эту же дату.В целях подтверждения остатков на начало периода по статьям учета долгосрочных активов и запасов к вступительному балансу должны быть приложены формы бюджетной отчетности: форма 5-б «Отчет о движении долгосрочных активов» и форма 6 «Отчет о движении запасов», заполненные только по графе 3 «На начало года» формы 5-б, и по графе 3 «Остаток на начало отчетного года» формы 6 соответственно.Процедура перехода государственных учреждений по ведению бухгалтерского учета методом начисления осуществляется в соответствии с разделом 25 «Переходные положения» учетной политики, утвержденной приказом Министра финансов Республики Казахстан от 7 сентября 2010 года № 444 [3]

В соответствии с Законом Республики Казахстан, «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02 2013 №444 бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, регистрации и обобщение информации об операциях и событиях предпринимателей и организаций регламентированную Законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, стандартами бухгалтерского учета, а также учетной политикой организации [3]. Аудиторская деятельность регулируется в соответствии с действующими государственными законодательными актами, аудиторскими стандартами и другими регулятивами. Законодательство об аудиторской деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан. Организационные мероприятия по созданию субъектов аудиторской деятельности осуществляются в соответствии с Гражданским Кодексом. По ним аудиторы и аудиторские организации признаются субъектами предпринимательской деятельности, поэтому могут быть зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. Юридические обязательства и ответственность аудитора определены Административным и Уголовным Кодексами РК.Следующий уровень законодательной базы по аудиторской деятельности включает в себя Закон РК «Об аудиторской деятельности» от 20 ноября 1998 г. №304-1. Он состоит из шести глав:

Общие положения – раскрывают базовые положения Закона, сущность аудиторской деятельности, принципы и виды аудита.Аудитор, аудиторская организация, Палата аудиторов – дает определение аудитора и аудиторской организации, характеристику Палаты аудиторов с ее полномочиями.Аттестация кандидатов в аудиторы и лицензирование аудиторской деятельности – посвящена аттестации кандидатов в аудиторы, Квалификационной комиссии по аттестации аудиторов, порядку выдачи и аннулирования квалификационного свидетельства аудитора, выдачи, отзыва и приостановлении действия лицензий.Осуществление аудиторской деятельности – излагает сущность договора на проведение аудита, аудиторского заключения и дает определение стандартам аудита.

Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером. В бухгалтерском архиве бюджетной организации дела хранятся в течение установленных сроков. По истечении сроков хранения дела в установленном порядке сдаются в соответствующий государственный архив. Документы, удостоверяющие сдачу дел в архив, хранятся постоянно в бухгалтерской службе [17, c.86]. Передача активов из одного подчинения в другое производится в установленном порядке по разрешению территориальных комитетов государственного имущества и приватизации.Государственные учреждения не вправе самостоятельно реализовывать закрепленные за ними активы, приобретенные за счет средств, выделенных им по смете. Реализация активов осуществляется в соответствии с "Правилами организации и проведения аукционов по продаже объектов приватизации" в зависимости от стоимости активов Комитетом государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан или его территориальными органами.Суммы, поступившие от реализации активов, перечисляются государственными учреждениями в доход бюджета, если решением Правительства Республики Казахстан не установлен иной порядок использования этих сумм.Учет активов ведется в разрезе инвентарных объектов по местам их хранения и ответственным лицам.Отдельным инвентарным объектом считается законченное конструктивное устройство со всеми относящимися к нему приспособлениями и принадлежностями, или конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и совместно выполняющих определенную работу.

Предлагается внедрить обновленную бухгалтерскую программу для бюджетных организаций " 1С Бухгалтерия 8.2: Бухгалтерия для бюджетных организаций Казахстана", в котором реализованы все необходимые изменения для возможности ведения учета в 2012 году, учтены выявленные недочеты, а также реализованы дополнительные функциональные возможности. "1С Бухгалтерия 8.2: Бухгалтерия для бюджетных организаций Казахстана"разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими бухгалтерский учет и финансовую отчетность государственных учреждений Республики Казахстан: • План счетов бухгалтерского учета в государственных учреждениях – утвержден Приказом Министра Финансов Республики Казахстан от 15 июня 2010 года №281, зарегистрирован в МЮ РК за №6314 от 29.06.2010 г.; • Правила ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях – утверждены Приказом Министра Финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года №393, зарегистрированы в МЮ РК за №6443 от 25.08.2010 г.; • Формы и порядок составления и предоставления финансовой отчетности – утверждены Приказом Министра Финансов Республики Казахстан от 8 июля 2010 года №325, зарегистрирована в МЮ РК за №6352 от 26.07.2010 г.; • Правила составления и предоставления бюджетной отчетности государственными учреждениями и администраторами бюджетных программ – утверждены Приказом Министра финансов РК» от 29 июля 2011 года № 387 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра финансов РК от 27 февраля 2009 года № 89 «Об утверждении Правил составления и предоставления бюджетной отчетности государственными учреждениями и администраторами бюджетных программ»; • Альбом форм бухгалтерской документации для государственных учреждений – утвержден Приказом и.о. Министра финансов Республики Казахстан от 2 августа 2011 года № 390.

ЗаключениеУспешная реализация реформы управления государственными финансами во многом также зависит от развития системы внутреннего контроля и аудита в Республике Казахстан. Методы, с помощью которых государственные органы и учреждения управляют государственными финансами, оказывают влияние на экономический и социальный климат в государстве. Эффективное управление государственными финансами требует:- объективного подхода к формированию республиканского и местных бюджетов;- создания системы налогообложения, стимулирующей развитие частного сектора и формирующей доходы бюджета;- эффективного использования бюджетных денег.Центральные и местные органы государственного управления являются главными администраторами бюджетных программ и основными исполнителями расходов государственного бюджета. В системе государственного управления исполнительной власти руководитель государственного органа или учреждения является ответственным лицом, отвечающим за эффективное использование государственных ресурсов, поэтому контроль за эффективностью расходования бюджетных средств возможен также путем создания в государственных органах и учреждениях системы внутреннего контроля и аудита (данное положение закреплено в Бюджетном кодексе Республики Казахстан).За последние годы руководители министерств и агентств ощутили потребность в улучшении деятельности своих аппаратов, в оптимизации бизнес-процессов, получении оценки надежности и достоверности финансовой и управленческой информации. Создание и развитие внутреннего аудита, соответствующего международным стандартам, поможет руководству министерств и агентств в адекватном управлении средствами, улучшении менеджмента, а организациям – исполнять государственные функции и достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления. Аудиторская работа должна эффективно применять новые подходы и выявлять сферы, в которых требуется содействие.Таким образом, внутренний аудит служит укреплению мер по государственному реформированию системы бухгалтерского учета.С 2013 года государственные учреждения Казахстана перешли на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Переход госучреждений с 1 января 2013 года на МСФО был предусмотрен в Бюджетном кодексе, и министерством с 2009 года была начата работа по подготовке методологической базы в области бухучета и финансовой отчетности государственных учреждений в соответствии с МСФО

Просмотров работы: 119