ТЕХНОЛОГИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОЖИЛЫМИ ГРАЖДАНАМИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОЖИЛЫМИ ГРАЖДАНАМИ

Киярова Б.Б. 1
1ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для определения актуальности проектирования технологии социокультурной деятельности с пожилыми гражданами в условиях пансионата нами было проведено анкетирование среди людей пожилого возраста.

В анкетировании приняло участие 30 человек (пожилых граждан, проживающих в пансионате ) в возрасте от 65 до 85 лет. Из них 15 мужчин и 15 женщин.

В процессе исследования нами была разработана анкета, включающая в себя следующие вопросы: Чем Вы увлекаетесь? Как вы проводите свое свободное время? Как бы вы хотели проводить свое свободное время? Какое Ваше хобби? Как вы организуете свой досуг?

Данная анкета направлена на выявление интересов и потребностей пожилых граждан. В процессе нашего исследования было выявлено, что большинство респондентов (74%) пассивно проводят свое свободное время (чтение, телевизор). Кроме этого следует отметить акцентированную потребность в признании, стремление получить от других одобрение и поддержку, подтверждение своим давно сформировавшимся взглядам и позициям. Таким образом, респонденты испытывают большое желание принять активное участие в организации календарных праздников (87%). Так же большинство респондентов недовольны организацией досуга в пансионате со стороны сотрудников пансионата (89%).

В процессе нашего исследования на базе «Республиканского пансионата для инвалидов и престарелых» был разработан проект «Жизнь – продолжается!».

Пояснительная записка. Важным направлением организации социокультурной деятельности пожилых граждан в условиях пансионата, является целенаправленная работа по вовлечению пожилых людей в общение, развитию социальных контактов, созданию социально-психологического климата, обстановки. Досуг и отдых могут включать следующие виды деятельности:

- спорт или разнообразная физическая активность (роль зрителя, участника, тренера или какая-либо другая организационная деятельность);

- художественная деятельность (живопись, рисование, литературное творчество);

- поделки (вышивание, вязание, плетение различных изделий и другое ручное творчество);

- забота о животных;

- хобби (разнообразная деятельность по интересам);

- посещение музеев, театров, галерей, экскурсии;

- игры (настольные игры, компьютерные игры)

- развлечения (просмотр телепередач, фильмов, чтение литературы, прослушивание радиопередач);

- общение с другими людьми (телефонные разговоры, написание писем, приглашений, организация и посещение вечеров и других развлекательных мероприятий).

При планировании социокультурной деятельности приоритет принадлежит развивающим технологиям, связанным с вовлечением пожилых людей в различные виды художественного, технического и прикладного творчества. Они оказывают на них социализирующее влияние, расширяют возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации.

Цель проекта - помочь пожилым гражданам освоить навыки общения, необходимые для адаптации в социокультурном окружении. Задачи проекта: 1) психолого-педагогическая поддержка пожилых граждан; 2) создание благоприятных условий для творческого самовыражения; 3) повышение уровня физической активности пожилых граждан; 4) организация свободного времени пожилых граждан. Действия, необходимые для решения данных задач: индивидуальное консультирование: обсуждение переживаний и чувств клиента; групповое консультирование; обучение новому взгляду на себя, поиску новой идентичности.

Этапы работы: 1. Ознакомительная беседа при обращении клиента или близких ему людей. 2. Составление плана терапевтической работы на основе приемлемых социально-терапевтических методов и методик. 3. Групповая социальная и психолого-социальная терапия.

К основным направлениям деятельности относятся следующие:

1. «Я и компьютер».

Данное направление ориентирует на устранение компьютерной безграмотности пожилых граждан. Пожилых граждан обучают пользоваться Интернетом, регистрироваться на социальных сайтах, поиску друзей в интернет ресурсах. Также в рамках данного направления пожилых граждан учат работать в текстовом редакторе, создавать свою электронную почту.

2. «Экономика и право».

Данное направление способствует формирование знаний пожилых граждан в области политики и права. Занятия проводится в форме лекций. лекторами выступают юристы и экономисты стационарного учреждения социального обслуживания. Также организуются консультации пожилых граждан.

3. «ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности)».

В рамках данного направления проводятся лекции по основам безопасной жизнедеятельности. Практические занятия по проблемам безопасности на транспорте, в общественных местах, в лесу, на воде и садовом участке, помогают приобрести пожилым гражданам не только новые знания, но и повышают жизненный тонус, делают жизнь пожилых людей более уверенной.

4. «Смогу все сам».

Данное направление включает в себя занятия по подготовке и обучению ухода за пожилыми гражданами при участии волонтеров. Помимо этого проводятся занятия по проведению гигиенических процедур, оказывается помощь при передвижении, подъеме, переодевании, кормлении.

5. «Творчество. Прикладное искусство».

В рамках данного направления проводятся занятия по декоративно-прикладному искусству, направленные на формирование навыков по разным видам рукоделия. В данном виде досуговой деятельности пожилые граждане могут самореализоваться.

В рамках данного направления функционируют следующие кружки:

«Мозаика из лоскутков» - работа с лоскутной тканью

«Бисер» - работа по бисероплетению.

«Красивая лента» - кружок вышивки лентами.

  1. «Активная старость»включает в себя работу клубов, танцевальных групп, занятия теннисом и боулингом. В рамках данного направления предусмотрена работа следующих кружков.

«Поем хором» - хоровое пение.

«Танцуй с нами» - занятия танцами.

«Теннис» - игра теннис.

Театр-студия «Актер» - работа направлена на речевые занятия, занятия по актерскому мастерству, по сценическому движению. Коррекционные занятия. Литературные гостевые, конкурсы, викторины и экскурсии. Театральные капустники.

«Вперед» - занятия фитнесом.

7. «Социальный туризм»- данное направление включает в себя организацию экскурсий по достопримечательностям республики.

Клуб «Край» - изучение краевых достопримечатльностей.

К критериям эффективности реализации проекта относятся следующие:

- повышение степени активизации жизнедеятельности граждан пожилого возраста;

- повышение степени удовлетворѐнности клиентов;

- повышение уровня самореализации и самоутверждения;

- рост уровня психического самосознания;

- снижение уровня неразрешѐнных межпоколенных конфликтов;

- снижение уровня социальной напряжѐнности в среде пожилых людей;

- улучшение показателей физического состояния человека.

После апробации проекта на базе ГУ РА «Республиканский пансионат для инвалидов и престарелых» предполагается повышение социальной активности пожилых граждан, формирования социальной активности, желания быть нужными.

Реализация проекта позволит создать условия для продуктивного наполнения свободного времени пожилых граждан, а также создаст благоприятные условия для общения, реализации важных жизненных желаний.

Таким образом, важным направлением организации социокультурной деятельности пожилых граждан в условиях пансионата, является целенаправленная работа по вовлечению пожилых людей в общение, развитию социальных контактов, созданию социально-психологического климата, обстановки. Досуг и отдых могут включать следующие виды деятельности: спорт или разнообразная физическая активность (роль зрителя, участника, тренера или какая-либо другая организационная деятельность); художественная деятельность (живопись, рисование, литературное творчество); поделки (вышивание, вязание, плетение различных изделий и другое ручное творчество).

Список использованной литературы:

  1. Фирсов, М.В. Социальная работа в России: теория, история, практика. - М., 2006.

  2. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч./Е.И. Холостова. М.: Cоциально-технологический институт, 2008. – 320 с.

Просмотров работы: 97