СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Грунина С.С. 1
1ФГБОУ ВО "Адыгейский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Технологии социальной работы ориентируют на целенаправленное взаимодействие социальных субъектов: с одной стороны, как организатора взаимодействия и инициатора преобразований (специалиста по социальной работе); а с другой – субъекта, как участника взаимодействия (человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию).

Технология социальной работы состоит из трех этапов, а именно: теоретический, методический и процедурный.

Теоретический этап связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделением структурных элементов и выявлением причинно-следственных связей и отношений, в которые включен клиент социальной работы. Методический этап характеризуется решением задач выбора источников, путей и способов получения информации о состоянии клиента социальной работы, определения приемов и средств обработки и анализа этой информации и принципов трансформации выводов в конкретные рекомендации для преобразующей деятельности. Процедурный этап предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации и устранению недостатков рекомендаций, и с составлением алгоритма действий.

В процессе исследования нами была разработана технология социальной работы по сопровождаемой социальной занятости детей-инвалидов.

Технология состоит из трех основных этапов: теоретического, методического, процедурного. Социальная работа с детьми-инвалидами очень важный и актуальный вопрос в современном обществе. Социальная работа с данной категорией организуется как интегративная технология. Существуют различные формы и методы социальной работы с данной категорией детей. Эти формы и методы разнообразны и многогранны.

Процесс адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе, очень сложный процесс, который требует от социальный работников много сил и энергии. В условиях комплексных центров социальными работниками разрабатываются различные технологии социальной работы с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Данные технологии носят интегративный характер. Технология, в первую очередь должна отвечать таким критериям, как научность, должна иметь диагностично поставленную цель и представлять собой этапированность действий. Если рассматривать технологию социальной работы по сопровождаемой социальной занятости детей-инвалидов, то целью проектируемой технологии будет выступать – организация социальная занятость детей-инвалидов. К основным этапам проектируемой технологии будут относится: первый этап- постановка социального диагноза; второй этап – разработка проекта технологии социальной работы по сопровождаемой социальной занятости детей-инвалидов, третий этап – оценка эффективности разработанного проекта.

Цель технологии социальной работы по сопровождаемой социальной занятости детей-инвалидов – организация социальной занятости детей-инвалидов.

В процессе наблюдения и беседы с 17 семьями, воспитывающих детей-инвалидов на базе Комплексного Центра социального обслуживания населения по Майкопскому району нами были определены основные проблемы данной категории детей: социальная, территориальная и экономическая зависимость ребенка от родителей и опекунов; выделяется слабая профессиональная подготовка таких детей; эмоциональная вялость детей; апатичность; зависимость от опекающих лиц; невысокая мотивация к самостоятельной деятельности, в том числе направленной на коррекцию собственного болезненного состояния; невысокий адаптивный потенциал.

Также на базе данного учреждения нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие родители детей с ограниченными возможностями здоровья возрастные рамки, которых составил (мамы -17 человек) от 30 до 45 лет. Возраст детей составил от 9 до 16 лет. Детей с ограниченными возможностями здоровья состоит на обслуживании мужского пола 10 человек, женского 7 человек. Все дети имеют диагноз – синдром Дауна. Семьи имеют различный социальный статус.

Цель анкетирования – изучение мнения респондентов по поводу удовлетворения и качества предоставляемых услуг Комплексного центра социального обслуживания населения.

1. Как долго Ваш ребенок посещает отделение? (менее 6 месяцев – 17,6% (3 ребёнка); - от 6 мес. и до года – 17,6 (3 ребёнка); от 1 года и до 2 лет - 23,5 (4 ребёнка); более 2-х лет - 41,1 (7 детей). 2. Как, по вашему мнению, ваш ребёнок относится к отделению?( положительно 20%; отрицательно 80%). 3. Как далеко, по масштабам вашего города (района), Вам с ребёнком приходится добираться до отделения? (отделение находится очень близко, рядом или почти с домом – 5,9% (1 ребёнок); отделение находится относительно близко - 47% (8 детей); отделение находится далеко – 41,1% (7 детей); отделение находится очень далеко - 5,9% (1 ребёнок). 4. Устраивает ли Вас, как организована учреждением работа специалистов с вашим ребёнком? (устраивает полностью - 29,4% (5 человек); устраивает частично - 70,5% (12 человек). 5. Знакомы ли Вы с планом мероприятий реабилитации вашего ребёнка? (нет - 100% (17 человек). 6. Присутствуете ли Вы на занятиях Вашего ребёнка? (да - 82,4% (14 человек); нет - 17,6 (3 человека). 7. Участвуете ли Вы вместе со специалистами в корректировке мероприятий по реабилитации Вашего ребёнка? (да - 17,6% (3 человек); нет - 82,4 % (14 человека). 8. Насколько Вы оцениваете успешность реабилитационных мероприятий для вашего ребёнка? (вижу реальные сдвиги в лучшую сторону - 17,6 % (3 человека); никаких результатов 82,4% - (14 человек). 9.Насколько в деятельности отделения уделяется работе с родителями? (работе с родителями уделяется большое внимание – 11,8% (15 человек); работа с родителями осуществляется эпизодически - 88,2% (2 человека). 10. Как Вы оцениваете собственную осведомлённость о работе отделения? (об отделении знаю всё - 23,5% (4 человека); только из информации, размещенной на стендах отделения - 70,6% (12 человек); другое - 5,9% (1 человек). 11.Как Вы думаете, что нужно изменить, чтобы повысить эффективность работы отделения? (улучшить материальную базу учреждения - 17,6% (3 человек); -ввести новые ормы, методы работы – 70,5% (12 человека); повысить качество социальной реабилитации детей - 11,8% (2 человека).

В процессе проведенного анкетирования нами были сделаны следующие выводы: - работа с родителями специалистами центра осуществляется эпизодически - 88,2%; - большинство родителей предлагают ввести новые формы и методы работы – 70,5%; - 82,4% родители высказали мнение о том, что не видят никаких положительных результатов в процессе организованных реабилитационных мероприятий на базе Центра. Качество предоставляемых услуг частично устраивает семьи, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (70,5%); родители имеют слабую информационную поддержку о социальных услугах (70,6%).

В основу процедурного этапа технологии социальной работы по сопровождаемой социальной занятости детей-инвалидов лег проект «Социальная занятость детей-инвалидов» в условиях учреждений социального обслуживания.

Цель проекта – социализация и адаптация детей-инвалидов через вовлечение в процесс прикладного творчества для раскрытия внутренних ресурсов и предоставления возможностей для дальнейшей трудовой деятельности.

В работе используется технология «арт-терапия». Применение данной формы осуществляется по двум направлениям: первое – предоставление социальных услуг в отделениях дневного пребывания или в стационарных условиях; второе – предоставление социальных услуг в домашних условиях по месту проживания семьи. В результате осуществления деятельности по проекту происходит развитие творческого потенциала детей-инвалидов, стабилизация эмоционального состояния, повышение уверенности в своих силах, снятие проблемы уникальности личных трудностей. Дети получают новый социальный опыт, расширяют социальные контакты, приобретают навыки в таких видах творческой деятельности как: гончарное дело; росписи по дереву и стеклу; фелтинга, изготовления кукол для домашнего театра.

Организация мастер-класса по «Роспись по стеклу», «Гончарному делу» и «Фелтингу». По итогам работы творческой мастерской – организация выставки с работами детей-инвалидов. Алгоритм взаимодействия специалиста по сопровождаемой социальной занятости с семьей:

1. Общение с родителями, умение слушать и слышать, анализировать, не принимать сторону клиента, не дать втянуть себя в конфликт, быть объективным, независимым арбитром.

2. Формирование мотивации родителей на получение помощи и согласия сотрудничества со специалистом и службой.

3. Разработка совместного плана действий по выходу из кризисной ситуации.

Таким образом, к условиям реализации технологии социальной работы по сопровождаемой социальной занятости детей-инвалидов можно отнести:

- привлечение различных специалистов (психологов, социальных педагогов, юристов, врачей-дефектологов) к комплексному взаимодействию по социальной поддержке семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;

- организация коррекционно-оздоровительных мероприятий, направленных на формирование социально-полезных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья;

- расширение информированности родителей о потенциальных возможностях ребенка, о его перспективах в различных аспектах реабилитации, а также предоставляемых социальных услуг учреждениями социального обслуживания.

Список использованной литературы:

  1. Гуров, В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей / Ставроп. гос. ун-т. - М.; Ставрополь, 2012.

  2. Дети-инвалиды: Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов: Сб. нормат. актов / Сост. Зелинская Д.И. и др. - М., 2013.

Просмотров работы: 185