ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Романенко В.А. 1
1Студент факультета социальных технологий и туризма
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Воспитание гражданина является одной из приоритетных целей образования. Особое место уделяется деятельности социального педагога по воспитанию подрастающего поколения, а именно формированию их гражданско-правовой культуры. Недостаточный уровень развития деятельности социального педагога по формированию гражданско-правовой культуры подрастающего поколения приводит в настоящее время к таким деструктивным формам поведения детей и подростков как экстремизму и ксенофобии, социальной пассивности и правовой некомпетентности (Ефремова,2004; Лыкова, 2014) [1;2].

Недостаточный уровень развития деятельности социального педагога по формированию гражданско-правовой культуры подрастающего поколения приводит в настоящее время к таким деструктивным формам поведения детей и подростков как экстремизму и ксенофобии, социальной пассивности и правовой некомпетентности (Ю.А. Клейберг,2008; М.А. Галагузова, 2007; Б.Д. Павленок, 2010). Данные проявления в детско-подростковой среде приводят к снижению уровня национальной безопасности России. Все это обуславливает необходимость разработки методики деятельности социального педагога по формированию гражданско-правовой культуры старших школьников в условиях общеобразовательного учреждения. Деятельность социального педагога направленной на формирование гражданско-правовой культуры старших школьников определяется задачами подготовки населения к жизни в правовом государстве и гражданском обществе. Методика деятельности социального педагога по формированию гражданско-правовой культуры старших школьников должна создать предпосылки для становления гражданина нового формирующегося общества и правового государства.

Объект исследования – деятельность социального педагога по формированию гражданско-правовой культуры старших школьников.

Предмет исследования – методика деятельности социального педагога по формированию гражданско-правовой культуры старших школьников.

Цель исследования – разработать и апробировать методику деятельности социального педагога по формированию гражданско-правовой культуры старших школьников.

Гипотеза исследования: методикадеятельности социального педагогапо формированию гражданско-правовой культуры старших школьников будет эффективной если: деятельность социального педагога направлена на стимулирование старших школьников к выявлению смысла гражданской позиции в обществ; формирование гражданско-правовой культуры старших школьников будет происходит в процессе восхождения личности старшеклассника от пассивного уровня готовности к гражданскому выбору до рефлексивно-осознаваемого.

Задачи исследования: 1. Определить организационно-педагогические условия деятельности социального педагогапо формированию гражданско-правовой культуры старших школьников. 2. Разработать методику деятельности социального педагогапо формированию гражданско-правовой культуры старших школьников. 3. Апробировать методику деятельности социального педагогапо формированию гражданско-правовой культуры старших школьников.

К ключевым компонентам гражданско-правовой культуры личности можно отнести: чувство доверия к другим членам общества; политическая осведомлённость; способность выполнять значительное число социальных ролей; приверженность к существующей политической системе и чувство идентичности с другими гражданами («прихожанин»); участие в политических процессах («участник»); рационально-активистская модель поведения; знание своих прав и поведение в соответствии с правовыми нормами; способность реализовывать и отстаивать свои права.

К организационно-педагогическим условиями деятельности социального педагога по формированию гражданско-правовой культуры старших школьников можно отнести: создание ситуаций выбора школьниками разносторонних знаний об общественной и политической жизни; организация деятельности старшеклассников по формированию активной гражданской позиции; постоянная педагогическая корректировка процесса формирования гражданско-правовой культуры старшеклассников; идея приоритета прав личности должна пронизывать всю школьную атмосферу; демократизация школьного управления, усиление его педагогического потенциала, обеспечение широкого участия членов школьного коллектива в управлении школой.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступила МБОУ СОШ № 22 с. Соленое, Мостовского района. Участниками опытно-экспериментальной работы стали учащиеся 11 «А» класса, всего 10 человек.

Первый этап – констатирующий эксперимент. Проведение анкетирования для определения уровня гражданско-правовой культуры старших школьников; оценка уровень самоактуализации старших школьников; выявление их личностных особенностей.

Подросткам была предложена анкета, состоящая как из вопросов открытого типа, так и с вариантами ответов. Анкета была составлена для выявления уровня гражданской позиции старших школьников. Для выявления личностных особенностей подростков был также использован Самоактуализационный тест личности (САТ).

Основные блоки анкеты призваны отразить такие компоненты гражданско-правовой культуры, как отношение к существующей политической системе, к общественно полезной деятельности и к людям, вовлеченным в неё; знание своих прав и умение реализовывать, а также защищать эти права; мотивацию респондентов к общественной активности; гражданскую ответственность.

Из полученных результатов анкетирования нами было определено, что учащихся по всем критериям гражданско-правовой культуры имеются средние показатели. В процессе исследования нами была разработана и апробирована методика формирования гражданско-правовой культуры старших школьников. Учащиеся 11 «А» приняли участие в апробации методики и вошли в ЭГ.

На формирующем этапе эксперимента нами была апробирована методика деятельности социального педагога по формированию гражданско-правовой культуры старших школьников включает в себя следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуально-технологический.

В основу содержательного компонента методики формирования гражданско-правовой культуры старших школьников легла программа формирования гражданско-правовой культуры старших школьников «Я -гражданин России!».

Основ­ная цель программы - не добиться заучивания основных прав, а сделать так, чтобы старшие школьники сами прочувствовали их идею, поняли, что гражданские права имеют непосредственное отношение к их жизни. Посредством такого подхода старшие школьники осознают свою ответст­венность за совершаемые поступки, учатся уважать права других людей и пытаются решать конфликты в повседневной жизни.

Гипотеза нашей работы нашла своё подтверждение при исследовании уровня гражданско-правовой культуры у старших школьников, принявших участие в апробации методики формирвания гражданско-правовой культуры старших школьников, по сравнению со старшими школьниками, которые не приняли участие в апробации методики.

Методика формирвания гражданско-правовой культуры старших школьников способствует развитию личности подростка. Старшие школьники стали более независимы в своем поведении и в своих ценностях, у них больше развита способность к рефлексии к установлению межличностных контактов, к самовыражению через творчество, чем у школьников, не задействованных в апробации методики.

Методика деятельности социального педагога по формированию гражданско-правовой культуры старших школьников способствует становлению гражданско-правовой культуры подростков. В процессе опытно-экспериментальной работы нами было выявлено, что участники ЭГ обладают большей политической осведомленностью, в большей степени способны реализовывать свои права, они чаще задействованы в общественно полезной деятельности, в большей степени доверяют другим гражданам, по сравнению с учащимися КГ.

Таким образом, в процессе исследования были получены следующие выводы: к организационно-педагогическим условиями деятельности социального педагога по формированию гражданско-правовой культуры старших школьников можно отнести: создание ситуаций выбора школьниками разносторонних знаний об общественной и политической жизни; организация деятельности старшеклассников по формированию активной гражданской позиции; постоянная педагогическая корректировка процесса формирования гражданско-правовой культуры старшеклассников; методика деятельности социального педагога по формированию гражданско-правовой культуры старших школьников апробируется с учетом образовательных и профессиональных интересов, склонностей, убеждений, установок, идеалов и представлений старших школьников и включает в себя выполнение социально-ориентированных проектов.

Список литературы:

  1. Ефремова, Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. - 2005. - № 8.

  2. Лыкова, Т.Р. Патриотическое воспитание в процессе культурно-познавательного туризма // Культура и образование. - Октябрь, 2014. - № 4.

Просмотров работы: 80