ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ К УСЛОВИЯМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЖИМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ К УСЛОВИЯМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЖИМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Мустафина А.А. 1, Таова М.Ш. 1
1Адыгейский Государственный Университет, факультет социальных технологий и туризма
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность исследованияданной тематики обусловлена тем, что девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, психологов, медицинских работников, работников правоохранительных органов (Я.И. Гилинский, Т.Г. Визель, Ю.А. Клейберг).

В нашей стране среди социальных институтов, занимающихся реабилитацией и коррекцией девиантного поведения подростков, ведущее место занимают специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

К специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа органов управления образованием относятся: 1) специальные общеобразовательные школы закрытого типа; 2) специальные профессиональные училища закрытого типа; 3) специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа [1].

Социальная работа с девиантными подростками в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа имеет следующие направления: увеличение степени самостоятельности подростков, их способности ответственно относиться к своей жизни и более эффективно разрешать возникающие проблемы социально одобряемым способом; создание условий, в которых подростки могут в максимальной мере проявить свои возможности, стимулировать подростков к самоизменению; создание условий для успешной адаптации подростка в социуме [2].

С целью успешной адаптации девиантных подростков к условиям режимного учреждения была разработана социально-адаптационная программа «Ты сможешь все!».

Задачи программы.

Приоритетными задачами социальной работы по адаптации девиантных подростков к условиям жизнедеятельности в режимных учреждениях являются: адаптация к условиям прохождения курса реабилитации; формирование среды воспитанников на основе нравственных отношений; привлечение воспитанников к работе в самодеятельных группах; формирование правильного отношения к обучению и труду; восстановление, поддержание и развитие социально полезных связей воспитанников с родственниками, учебными и трудовыми коллективами; формирование интереса к законопослушной жизни после выпуска из учреждения.

Формы работы: групповая, индивидуальная. Программа социальной работы по адаптации девиантных подростков к условиям жизнедеятельности режимного учреждения состоит из следующих четырех этапов, а именно:

Первый этап дезадаптации (от 1-3 месяцев). Характеристика состояния подростка: не видит личностных смыслов выполняемой деятельности; социальную полезность своей деятельности не осознает и не проектирует; воспринимает себя в роли пассивного исполнителя; в ситуации выбора испытывает дискомфорт, состояние тревоги.

Задачи:

  1. Установить контакт с подростком на основе доверия и безопасности;

  2. Создать условия для снижения уровня психоэмоционального напряжения;

  3. Выявить причины дезадаптации.

Содержание работы.

  1. Первичная диагностика психологического и социального статуса подростка, психического состояния и межличностных отношений в группе.

  2. Выявление проблем подростка и пути их решения.

  3. Устанавление контакта с близкими людьми подростка с целью использования их положительного влияния на воспитанника.

Второй этап – индентификации (3 месяца). Характеристика состояния подростка:задумывается над собственными смыслами деятельности;самооценка зависит от мнения окружающих;свое благосостояние связывает с внешними обстоятельствами;поведение и деятельность спонтанны и реактивны, зависят от обстоятельств; проявление ситуативного интереса.

Задачи этапа:

  1. Формирование мотивации к социальному взаимодействию как способу саморазвития и самореализации.

  2. Формирование знаний о взаимодействии (знаний об обществе, общественных отношениях, правилах социального поведения, социальной культуре.

Содержание работы. Вовлечение подростка в различного рода деятельность (учебную, общественно-полезную, культурно-досуговую).

Третий этап индивидуализации (3 месяца).Характеристика состояния подростка:следует самостоятельно выбранному примеру или авторитету;ищет пример для подражания или референтную группу;внимателен к просьбам взрослых и сверстников (коллектива).

Задачи этапа:

  1. Определение уровня готовности выпускника для конструктивной адаптации в социуме;

  2. Формирование активной жизненной позиции подростка.

Содержание работы. Вовлечение подростка в различного рода деятельность (учебную, общественно-полезную, культурно-досуговую).

Четвертый этап адаптации. Характеристикасостоянияподростка:планирует и организовывает совместно со взрослым социально-значимую деятельность;ориентируется в социокультурном пространстве;принимает активное участие в социально-ориентированных делах; объективно оценивает свои поступки; признание значимости общечеловеческих ценностей.

Задачи этапа: 1. Определение уровня готовности выпускника для конструктивной адаптации в социуме; 2. Формирование активной жизненной позиции подростка.

Ожидаемые результаты.Реализация программы позволит сформировать у подростков навыки, необходимые для дальнейшей успешной адаптации, а именно: умение управлять своим эмоциональным состоянием; овладение подростками навыков самопознания и самопринятия; выработка навыков коммуникативной культуры.

Воспитательные результаты по любому направлению любого из видов деятельности девиантных подростков по разработанной программе распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение воспитанниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение воспитанниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанников между собой на уровне класса, училища (массовые акции или мероприятия), т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде подросток получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов– получение воспитанниками опыта самостоятельного общественного действия (проектная деятельность). Только в самостоятельном общественном действии подросток действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

К основным условиям реализации программы социальной работы по адаптации девиантных подростков к условиям жизнедеятельности режимного учреждения можно отнести: создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальное сопровождение и социальную поддержку девиантных подростков (социальные педагоги, психологи, медики, социальные работники и др.); создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение подростков со своим ближайшим окружением (в группе сверстников); создание групп поддержки из специалистов различного профиля, работающих с подростками (воспитатели, учителя, социальные педагоги, психологи, медики, социальные работники); организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой с девиантными подростками; организацию активного досуга девиантных подростков.

Таким образом, программа социальной работы по адаптации девиантных подростков к условиям жизнедеятельности режимного учреждения включает в себя следующие этапы: дезадаптации, индентификации,индивидуализации и адаптации. На каждом этапе сформулированы задачи, при решении и освоении которых возможен переход на следующий этап.

Список литературы:

  1. Визель, Т.Г.Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты: монография/ под ред. доктора психол. наук, профессора Б. Н. Рыжова / Т.Г. Визель. – Тула. 2007.

  2. Павленок, П.Д. Основы социальной работы / П.Д. Павленок. – М., 2010.

Просмотров работы: 82