ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Лебедева К.М. 1, Журавлева Е.Д. 1
1ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность развития социальной инициативности старших школьников в общеобразовательном учреждении обусловлена объективной потребностью динамично развивающегося российского общества в личности, обладающей социальной инициативностью. Накопленный школой значительный потенциал реализации развития социальной инициативностью детей в современном образовательном пространстве в соответствии с парадигмой личностно-ориентированного воспитания, не полно реализуется в практической деятельности социального педагога. Научно-педагогическое сопровождение развития социальной инициативности детей в школах необходимо разрабатывать.

В своей деятельности социальный педагог обладает большими возможностями осуществлять данного рода деятельность, так как в избранном виде предметно-практической деятельности социально ориентированной направленности сочетаются личный и социальный интересы старших школьников.[2]

Содержание деятельности социального педагога по развитию социальной инициативности старших школьников ориентировано на интересы и природные свойствам каждого подростка. Личностное саморазвитие школьника есть врожденный, но культурно развиваемый способ существования личности – волевое самоизменение, самосовершенствование ребенком себя на пути движения к своей индивидуальности. Этот процесс может быть социально и личностно ценным, активным и результативным только при целенаправленном педагогическом содействии социального педагога [1].

Опытно-экспериментальной базой исследования выступила ФБОУ СОШ № 11 г. Майкопа. В эксперименте приняли участие учащиеся 9-х класса. В работе приняло участие всего 26 человек в возрасте 14-15 лет. В процессе исследования нами применялись следующие методики:

1) Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В. Бойко). Данная методика состоит из списка утверждений, включенных в следующие шкалы:

- неумение управлять эмоциями, дозировать их;

- неадекватное проявление эмоций;

- доминирование негативных эмоций;

- сближаться с людьми на эмоциональной основе.

В процессе диагностики, мы получили следующие результаты: для респондентов характерна эмоциональная проблема в повседневном общении, о чем свидетельствует наличие высоких показателей по всем шкалам. Исследуемым подросткам эмоции мешают устанавливать контакты с людьми, осложняют взаимодействие с партнерами.

Результаты, полученные в процессе диагностики, позволили предположить, что развитие социальной инициативности у испытуемых возможно при реализации программы, направленной на формирование у подростков адекватной самооценки, социального доверия, реконструкции полноценных контактов подростков со сверстниками, навыков конструктивного решения трудных ситуаций.

По результатам констатирующего эксперимента достоверных различий в уровне развития лидерских качеств у подростков обнаружено не было, то есть группа учащихся однородная. Это позволило для дальнейшего исследования сформировать экспериментальную и контрольную группу респондентов.

В процессе нашего исследования мы рассматриваем метод проекта как эффективный способ развития социальной инициативности старших школьников.

Под социальным проектом мы понимаем модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении (непосредственно в социальных явлениях или в отношении людей к этим явлениям).

Программа деятельности социального педагога по развитию социальной инициативности старших школьников включает: цель – создание условий для саморазвития личности школьника; реализацию подходов: личностно- ориентированного, субъектного подхода; диалогического подхода; этапы – диагностический, комплексного содействия, анализа прогнозируемых результатов; педагогические условия: субъект-субъектную основу диалогического взаимодействия, включение учащихся в личностно-ориентированные педагогические ситуации, использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (дискуссии, тренинги, деловые и ролевые игры, моделирование ситуаций, социальное проектирование), функции – информационная; диагностическая; личностно-развивающая; социально–обучающая; критерии - личностный, деятельностный, когнитивный, нравственно-ценностный. Средствами достижения цели программы деятельности социального педагога по развитию социальной инициативности старших школьников выступают: коммуникативно-ориентированные (практические задания, моделирование ситуаций, деловые и ролевые игры); ценностно-рефлексивные (беседы, рассказы); интеллектуально-познавательные (проблемные вопросы, дискуссии); креативно-преобразовательные (проектные методики, творческие задания)[3].

После апробации программы деятельности социального педагога по развитию социальной инициативности старших школьников, в процессе повторной диагностики по методике «Диагностика показателей эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В. Бойко)», мы получили следующие результаты: для респондентов контрольной группы характерны высокие показатели по всем шкалам, у этих подростков эмоциональные проблемы в повседневном общении, эмоции осложняют взаимодействие с партнерами; у респондентов экспериментальной группы низкие показатели по шкалам, то есть эмоции не мешают им общаться с партнерами, они умеют их контролировать.

Исходя из полученных результатов, можно заключить, что испытуемые экспериментальной группы ориентированны на личностное общение, не склонны прибегать к фальши или манипуляциям, способны к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими. Для респондентов характерна хорошо осознаваемая позитивная «Я - концепция», служащая источником адекватной самооценки. Адекватное положительное представление личности о себе, принятие своих достоинств, какие они есть, в значительной степени влияют на уровень социализации. Стремление быть первым, сделать что-либо лучше других также оказывает значительное воздействие на активность и успех социализации. Испытуемые контрольной группы характеризуются низким уровнем самоутверждения, также имеют низкий уровень социально-психологической адаптации. Им труднее привыкнуть и приспособиться к изменению ситуации. Они менее адекватно принимают себя, свое поведение, достоинства и недостатки; реже, чем испытуемые с высоким уровнем самоутверждения (ЭГ) берут на себя ответственность за свои поступки, поведение и жизнь в целом.

Родители и учителя отмечали изменения в позиции старших школьников, принявшие участие в программе развития социальной инициативности, к внеклассным и школьным мероприятиям.

Старшие школьники организовывали и проводили в школе тематические праздники, социально-ориентированные акции экологической, здоровьесберегающей направленности, являлись заводилами всех школьных дел.

В процессе исследования нами были выявлены следующие критерии сформированности социальной инициативности старших школьников: мотивационный коммуникативный, эмоциональный. По окончании опытно-экспериментальной работы нами было выявлено, что преобладал высокий и средний уровень социальной инициативности старших школьников экспериментальной группы. Количественный анализ полученных данных показал, что число старших школьников с низким уровнем социальной инициативности составило 6,4% (было 18,2%), количество старших школьников со средними показателями стало 61,8% (было 70, 8%), старших школьников с высокими показателями стало 31,8%, (было11,0%).

Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа по апробации программы деятельности социального педагога по развитию социальной инициативности старших школьников достаточна эффективна.

Список использованной литературы:

  1. Гребенникова, О.А. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов старшеклассников: Дис. …канд. пед. наук. [Текст]/ О.А. Гребенникова. – Великий Новгород, 2005. – 181 с.

  2. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов – М.: «Интор», 1996

  3. Ермаков, С.В. Понятие педагогической деятельности в теории развивающего обучения / С.В. Ермаков, кандидатская диссертация (на правах рукописи) – Красноярск 1997.

Просмотров работы: 134