ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ СЕМЕЙНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ СЕМЕЙНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

Шикова З.М. 1
1ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
При проектировании технологии социальной работы по созданию условий для семейной адаптации детей-сирот в приемной семье мы опирались на исследования Е. И. Холостовой [2].

В процессе исследования нами было организовано анкетирование среди детей, проживающих в приемных семьях, в возрасте от 8 до 13 лет. В опросе приняло участие 10 детей из шести приемных семей аула Хакуринохабль. Анализ результатов исследования показал, что 45 % опрошенных детей, проживающие в приёмных семьях, считают свою семью дружной. Все дети, проживающие в приёмной семье, постоянно или изредка выполняют трудовые поручения (60% -постоянно) и (40% - изредка), (20% - никогда). Делятся с приёмными родителями значимыми для них событиями в школе: постоянно 20%, не всегда - 44%, никогда - 36% детей. 60 % приёмных родителей интересуются школьными успехами своих приёмных детей. Регулярно просматривают дневник 40% приёмных родителей опрошенных детей. Постоянно интересуются внешкольными делами приёмных детей - 70% приёмных родителей. Регулярно отдыхают вместе с новой приёмной семьёй (посещают выставки, музеи, кино) 60% - приёмных семей, ещё 40% - делают это иногда.

Результаты проведенного анкетирования еще раз подтвердило актуальность нашего исследования. Нами была разработана технология социальной работы по созданию условий для семейной адаптации детей-сирот в приемной семье.

Цель технологии - создание условий для успешной семейной адаптации детей-сирот в приемной семье. Теоретический этап. Теоретическим аспектам изучения проблем семейной адаптации детей-сирот в приемной семье посвящены исследования и др.

Различные аспекты использования социальных технологии в работе с семьёй изучали: М.Т. Авсиевич, А.И. Догалевская, В.К. Зарецкий и др. рассматривали проблемы становление и укрепление семьи. Ученые А.К. Агишева, С.В. Ключников, Н.В. Поддубный, Ю.С. Моздонова, С.Г. Шуман и др. изучали технологию и специфику психолого-педагогической помощи приемной семье. И.В. Гребенников, О.А. Добрынина, М.С. Мацковский в своих исследованиях рассматривали технологии социальной работы с приемной семьей.

Задачи теоретического этапа:

  1. проанализировать научно-методическую литературу по проблеме создания условий для успешной семейной адаптации детей-сирот в приемной семье;

  2. определить концептуальные подходы к проектированию технологии социальной работы по семейной адаптации детей-сирот в приемной семье.

Методический этап.

Задача методического этапа:

  •  
    1. Охарактеризовать формы, методы работы по семейной адаптации детей-сирот в приемной семье.

Диагностический инструментарий: анкетирование, опрос, тренинги.

Профессионально компетентный специалист по социальной работе при работе с детьми-сиротами, имеющими проблемы в семейной адаптации должен применять наиболее оптимальные и эффективные методы и формы в работе с ними. Цель деятельности социального работника – создание благоприятных условий для семейной адаптации детей-сирот в приемной семье путем взаимодействия и с ребенок и сего приемными родителями.

Все многообразие методов, используемых в работе с детьми-сиротами можно объединить в три группы: 1. Методы по активизации когнитивной сферы. К данным методам относятся: рассказ, беседа, работа с книгой, упражнения, приучение. 2. Методы стимулирования мотивации и активности детей-сирот. 3. Методы контроля эффективности адаптационного процесса.

Процедурный этап.

Задача процедурного этапа: разработать программу «Социальное сопровождение ребенка в приемной семье». Дидактический инструментарий: беседы, тренинги, лекции, социальный патронаж.

Основные этапы реализации программы «Социальное сопровождение ребенка в приемной семье». 1. Постоянный контроль и анализ жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего ребенка, проживающего в приемной семье. С этой целью периодически осуществляется посещение приемной семьи с целью оценки жилищно-бытовых условий и санитарного состояния жилища, в котором проживает ребенок. Попутно выявляются основные материальные и бытовые проблемы, волнующие приемных родителей, осуществляющих воспитание ребенка. Оказывается посильная помощь школы в разрешении данных проблем. Например, содействие устройству ребенка в детский оздоровительный лагерь на время каникул, организация экскурсий во внеурочное время, помощь в установлении контактов с другими государственными институтами и учреждениями, а также специалистами в помощи которых нуждается приемная семья. 2. Анализ взаимоотношений приемных детей с приемными родителями и их родственниками. Подавляющее большинство детей положительно относятся к приемным родителям (особенно к матери), их детям, другим членам семьи. Однако есть дети, которые с первых дней пребывания в новой семье негативно, иногда даже агрессивно, настроены к родителям воспитателям. Это обусловлено возрастными особенностями ребенка, уровнем его воспитанности, опытом предыдущих отношений, которые были сформированы в интернатном учреждении или биологической семье. С этой целью постоянно среди детей из приемных и опекунских семей проводится диагностика социальным педагогом и психологом школы с целью выявления уровня тревожности, степени адаптированности ребенка в приемной семье, уровня взаимоотношений с приемными родителями и их родственниками. Результаты диагностики обобщаются, делаются выводы и на их основе разрабатываются рекомендации. Планируются профилактические беседы и занятия. Так по данным проведенного нами исследовании, делятся с приёмными родителями значимыми для них событиями постоянно - (20%), не всегда (44%), никогда (36%) детей.

  1. Ежеквартальный мониторинг развития ребенка, воспитывающегося в приемной семье.

Социальным работником осуществляется ежеквартальный мониторинг развития ребенка, воспитывающегося в приемной семье.

2. Расширение сферы общения приемных детей как единственное средство нравственно-эмоционального развития. Воспитанники детских интернатных учреждений постоянно общаются с одной группой сверстников, которые так же, как и они, не обладают богатым и разнообразным опытом общения. Это приводит к тому, что у них почти не развиваются или слабо развиваются навыки общения, умение вступать в отношения с незнакомыми людьми, ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Устранению этих негативных явлений содействует расширение сферы общения приемных детей и обучение их навыкам общения: с родителями, дедушкой, бабушкой и другими членами семьи; с братьями, сестрами; с друзьями, соседями, знакомыми новой семьи; со сверстниками, воспитателями, учителями.

С этой целью на базе школы-интернат функционирует клуб «Общение». В рамках данного клуба происходит работа с детьми по формированию навыков конструктивного общения.

3. Создание системы работы по развитию способностей и дарований приемных детей. Каждый ребенок, в том числе оставшийся на длительное время без семенного окружения, обладает теми или иными способностями, о которых он и окружающие его люди иногда не подозревают. Необходимо направить усилия на выявление сферы интересов приемных детей. Содействовать их определению в выборе занятий во внеурочное время. Следует учитывать, что средства эстетического воспитания благотворно влияют на эмоциональную сферу ребенка, обогащают и облагораживают ее. Занятия физической культурой и спортом позволяют укрепить здоровье, стать более совершенным физически, выработать у себя чувство уверенности, собственного достоинства и личной безопасности.

В свою очередь, приемные родители также уделяют большое внимание формированию трудолюбия у своих воспитанников. По данным нашего опроса все дети, проживающие в приёмной семье, постоянно или изредка выполняют трудовые поручения (60% и 40% - соответственно). Все дети, проживающие в приёмной семье, постоянно или изредка выполняют трудовые поручения (60% и 40% - соответственно).

4. Просвещение приемных родителей в области национального и международного законодательства об охране прав ребенка, его возрастных, физиологических и психических особенностях, основных психолого-педагогических проблем, путях их разрешения. С этой целью в школе-интернат проводятся собрания опекунов и приемных родителей. Цель таких собраний обмен опытом, оказание консультативной, просветительской помощи приемным родителям.

Таким образом, к основным условиям реализации технологии социальной работы по созданию условий для семейной адаптации детей-сирот в приемной семье относятся: система комплексного социально-педагогического сопровождения ребенка и приемной семьи; 2) подготовка ребенка к устройству в приемную семью; 3) оценка и подготовка семей к приему ребенка.

Список использованной литературы:

1.Холостова Е.И. Социальная работа с семьёй: Учебное пособие [Текст] / Е.И. Холостова. - Издательство: Дашков и К, 2011 - 212 с.

2.Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р.В. Овчарова. - М., 2001.

Просмотров работы: 161