ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОПРОВОЖДАЕМОМУ ПРОЖИВАНИЮ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОПРОВОЖДАЕМОМУ ПРОЖИВАНИЮ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Хунагова Д.М. 1
1ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проектирование технологий социальной работы по сопровождаемому проживанию является наиболее эффективной формой для создания условий успешной социализации детей-инвалидов в социуме. В.И. Курбатов отмечает, что «технология социальной работы – это «одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» [29, с.59].

И.Г. Зайнышев в своих исследованиях предлагает рассматривать технологию социальной работы можно рассматривать в двух аспектах, а именно: «во-первых, в широком плане – как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. Такой подход характерен прежде всего для управленческих органов и организаторов реализации социальной политики на федеральном и региональном уровнях. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы. Этот подход к проблемам технологии социальной работы относится прежде всего к непосредственным организаторам социальной работы с клиентами социальных учреждений, с различными категориями населения по месту жительства или работы» [31, с.39].

В процессе исследования нами была разработана технология сопровождаемого проживания детей-инвалидов в условиях КЦСОН.

Цель технологии сопровождаемого проживания детей-инвалидов успешная адаптация детей-инвалидов к социально-бытовой деятельности.

Теоретический этап.

Задачи теоретического этапа: проанализировать научно-методическую литературу по проблемам сопровождаемого проживания детей-инвалидов; определить концептуальные подходы к организации процесса сопровождаемого проживания детей-инвалидов. Теоретической основой технологии сопровождаемого проживания детей-инвалидоввыступили концепции социальной работы с детьми-инвалидами (Л.С. Алексеева, Н.Ф. Дементьева, Я.Д. Павленок, Е.Ю. Шаталова Е.И. Холостова); концепции социальной реабилитации детей-инвалидов (С.М. Аленникова, Н.Ф. Дементьева, Э.В. Устинова); концепции технологии социальной работыпо созданию условий для успешной адаптации детей-инвалидов (И.Г. Беленькая, О.В. Краснова, Е.И. Холостова, А.С. Сорвинова).

Методический этап.

Задачи методического этапа: охарактеризовать формы, методы работы по сопровождаемому проживанию детей-инвалидов.

Диагностический инструментарий: анкетирование, опрос, тренинги.

Все многообразие методов, используемых в работе с детьми-инвалидами можно объединить в три группы: методы осуществления реабилитационной работы и активизации когнитивной сферы. К данным методам относятся: рассказ, беседа, работа с книгой, упражнения, приучение; методы стимулирования мотивации и активности детей в реабилитационном процессе; методы контроля эффективности реабилитационного процесса.

Процедурный этап.

Задачи процедурного этапа. Разработать программу по сопровождаемому проживанию детей-инвалидов.

Дидактический инструментарий: беседы, тренинги, лекции.

В процессе исследования нами на базе Комплексного центра социального обслуживания населения г. Майкопа были проанкетированы 15 детей, имеющих диагноз ДЦП средней степени.

У детей-инвалидов были слабо развиты навыки самообслуживания (85%), практически отсутствовали навыки работы бытовой техникой (75%), отсутствие навыков самостоятельной организации свободного времени (65%), желание помогать в быту своим родителям было диагностировано только у 13% детей. В связи с этим, нами подтверждается необходимость проектирования технологии социальной работы по организации сопровождаемому проживанию детей-инвалидов.

Полученные результаты анкетирования подтвердили актуальность разработки технологии сопровождаемого проживания детей-инвалидов.

В основу процедурного этапа технологии легла программа сопровождаемого проживания детей инвалидов в Республике Адыгея.

Этапы реализации программы

1 этап (сбор информации)

Основные задачи: выявление потенциальных проживающих в квартирах; определение группы родителей, готовых активно участвовать в подготовке.

2 этап (подготовительный). Основные задачи: подготовка родителей и их детей к сопровождаемому проживанию; обсуждение с родителями различных организационных вопросов; подготовка детей-инвалидов к жизни без родителей; подготовка сопровождающего персонала.

3 этап (реализация программы). Основные задачи: апробировать модель постоянного сопровождаемого проживания в условиях квартир обычного жилого дома; наладить уважительные взаимоотношения между участниками программы и ближайшим социальным окружением.

В таблице 1 представлены темы взаимодействия с семьей специалистов учреждений социального обслуживания населения.

Таблица 1

Темы взаимодействия с семьей специалистов учреждений социального обслуживания населения

Форма взаимодействия

Тема

Ответственный

1

Беседа

«Семейное благополучие – залог здоровья ребенка»

Невролог, педиатр

2

Групповая консультация

«Семейный микроклимат»

психолог

3

Родительское собрание

Формирование трудовых навыков

Социальный работник

4

Родительское собрание

«Дружная семья»

психолог

5

Беседа

Вред алкоголизма

Врач - нарколог

6

Дискуссия

Формирование здоровых отношений

психолог

7

День открытых дверей

Здоровье наших детей

Социальный работник

8

Социально-психологический тренинг

Мы все можем

Психолог

9

Групповая консультация

Наши родители

Социальный педагог

1

Групповая консультация

Игры для детей

Врач-педиатр

Эмпирической базой исследования выступил Комплексный центр социального обслуживания населения в г. Майкопе. На обслуживании в Комплексном центре состоят не только дети с ограниченными возможностями, но и вся семья в целом. Социальная деятельность по реабилитации детей-инвалидов проводится комплексно.

Основные принципы социального обслуживания клиентов Центра: доступность социальных услуг; предоставление их комплексно; приоритет интересов клиента; обслуживание командой социальных работников и социальных педагогов.

В процессе организации сопровождаемого проживания детей-инвалидов применяются следующие методы: социальный патронаж семьи, воспитывающей ребенка инвалида; анкетирование родителей; беседа со всеми членами семьи; целенаправленное наблюдение. К основным показателям самостоятельного проживания детей-инвалидов относятся: формирование навыков самообслуживания; формирования навыков работы с бытовой техникой; формирование навыков трудовой деятельности; формирование навыков организации собственного досуга.

Таким образом, к основным условиям реализации технологии сопровождаемого проживания детей-инвалидов относятся:

1. Разработка нормативных правовых, организационных и информационно-методических документов и материалов (регламенты, порядки, стандарты и другие), обеспечивающих комплекс социальных услуг, предоставляемых при сопровождаемом проживании детей-инвалидов.

2. Повышение профессиональных компетенций специалистов, участвующих в реализации технологии сопровождаемого проживания детей-инвалидов.

4. Создание условий для участия в реализации программ сопровождаемого проживания некоммерческих организаций, бизнес-структур, добровольцев.

5. Разработка и реализация индивидуальных программ подготовки детей инвалидов для дальнейшего сопровождаемого проживания.

6. Обеспечение приспособленными для целей сопровождаемого проживания жилыми помещениями вне стационарных организаций социального обслуживания в целях создания условий для малогруппового проживания детей-инвалидов.

7. Мониторинг жизнедеятельности детей-инвалидов проживающих с сопровождением.

8. Проведение мониторинга и независимой оценки качества социальных услуг, предоставляемых детям при организации сопровождаемого проживания.

Список использованной литературы:

  1. Социальная работа: Учебное пособие для студентов вузов / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 480 с.

Просмотров работы: 144