ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Нанаева А.М. 1
1ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
При проектировании технологии социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья мы опирались на исследования И.Г. Зайнышева, который под технологией социальной работы понимает «..одну из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации». Автор выделяет три основных этапа разработки технологии социальной работы, а именно: теоретический, методический и процедурный.

Теоретический этап, по мнению И.Г. Зайнышева, связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделением структурных элементов и выявлением причинно-следственных связей и отношений, в которые включен клиент социальной работы. Методический этап характеризуется решением задач выбора источников, путей и способов получения информации о состоянии клиента социальной работы, определения приемов и средств обработки и анализа этой информации и принципов трансформации выводов в конкретные рекомендации для преобразующей деятельности. Процедурный этап предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации и устранению недостатков рекомендаций, и с составлением алгоритма действий.

В процессе исследования нами была разработана технология социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Технология состоит из трех основных этапов: теоретического, методического, процедурного.

Социальная работа с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья очень важный и актуальный вопрос в современном обществе. Социальная работа с данной категорией организуется как интегративная технология. Существуют различные формы и методы социальной работы с данной категорией семей. Эти формы и методы разнообразны и многогранны.

Процесс адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе, очень сложный процесс, который требует от социальный работников много сил и энергии. В условиях комплексных центров социальными работниками разрабатываются различные технологии социальной работы с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Данные технологии носят интегративный характер. Технология, в первую очередь должна отвечать таким критериям, как научность, должна иметь диагностично поставленную цель и представлять собой этапированность действий. Если рассматривать технологию социальной работы с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья с этих позиций, то целью проектируемой технологии будет выступать – успешное взаимодействие членов семьи с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. К основным этапам проектируемой технологии будут относится: первый этап- постановка социального диагноза; второй этап – разработка проекта технологии социальной работы с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, третий этап – оценка эффективности разработанного проекта.

Проект социальной работы по социальной поддержке семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья будет в том случае эффективен, если в своей деятельности социальный работник будет использовать комплекс методов и форм работы, которые в первую очередь направлены на формирование положительного социально-психологического микроклимата в семье.

В процессе исследования нами была разработана технология социальной работы по социальной поддержке семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Технология состоит из трех основных этапов: теоретического, методического, процедурного. Цель технологии – социальная поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Основу процедурного этапа технологии составил проект «Служба социального сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья» в условиях учреждений социального обслуживания. Опытно-экспериментальной базой исследования выступил Комплексный центр социального обслуживания города Майкопа.

В процессе наблюдения и беседы с 17 семьями на базе Комплексного Центра социального обслуживания населения нами были определены основные проблемы социальной поддержки данной категории граждан: задержка или отсутствие выплаты ежемесячного пособия на ребенка; большинство семей не имеют представления, в какие органы необходимо обратиться за помощью; отсутствие информационной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья; задержки очередей на путевки в профилактории, санатории, детские оздоровительные лагеря. Также на базе данного учреждения нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие родители детей с ограниченными возможностями здоровья возрастные рамки, которых составил (мамы -17 человек) от 30 до 45 лет. Возраст детей составил от 5 до 16 лет. Детей с ограниченными возможностями здоровья состоит на обслуживании мужского пола 10 человек, женского 7 человек. Семьи имеют различный социальный статус. Цель анкетирования – изучение мнения респондентов по поводу удовлетворения и качества предоставляемых услуг Комплексного центра социального обслуживания населения .

В процессе проведенного анкетирования нами были сделаны следующие выводы, о том, что работа с родителями специалистами центра осуществляется не регулярно- 71,2%; большинство родителей предлагают ввести новые формы и методы работы – 70,5%.

В связи с этим был разработан проект«Служба социального сопровождения семей, воспитывающих детей ограниченными возможностями здоровья».

Цель деятельности службы оказание комплекса социальных услуг данной категории семей по месту жительства, в том числе проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах со слаборазвитой социально-бытовой и транспортной инфраструктурой. Службами социального сопровождения в работе используется технология «домашнего визитирования». Цель– социальная реабилитация и адаптация детей-инвалидов по месту жительства, создание условий для реализации законных прав и интересов детей-инвалидов, нуждающихся в государственной защите, по месту их проживания. Применение данной формы осуществляется по двум направлениям: первое – предоставление социальных услуг в отделениях дневного пребывания или в стационарных условиях; второе – предоставление социальных услуг в домашних условиях по месту проживания семьи. Рассмотрим основные направления деятельности Службы:

  1. Одним из приоритетных направлений деятельности учреждений социального обслуживания населения является реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание адресной социальной помощи семьям, воспитывающим данную категорию детей является дистанционное консультирование родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители, посещая сайт Центра могут задать вопросы сотрудникам.

2. Психолого-педагогическоеое сопровождение:логоритмика, трудотерапия, арт-терапия, песочная терапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, музыкотерапия, аромотерапия, ритмопластика, психогимнастика, релаксационные игры, проводятся занятия в сенсорной комнате и компьютерном классе. Родителей обучают навыкам проведения реабилитационных занятий в домашних условиях, предоставляют родителям консультативную и методическую помощь по вопросу воспитания детей.

3. Медико-социальное сопровождение:индивидуальное консультирование; медикоментозная терапия; физиотерапия, массаж, ЛФК, гарденотерапия и др.

4. Анималотерапия (иппотерапия и канистерапия), которая сочетает аспекты психолого-педагогического и физического лечебного воздействия на детей.

5. Спортивно-оздоровительное направление программа в рамках развития адаптивной физической культуры и спорта.

6. Организация культурно-досуговых мероприятий: творческий фестиваль-конкурс «Под лучами солнца», музыкально-театральный фестиваль «Музыка детских сердец», творческий конкурс «Вятский вернисаж», «Малые олимпийские игры», конкурс детских творческих работ «Солнце в детских ладошках» и др.

Таким образом, к условиям реализации технологии социальной работы по социальной поддержке семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья можно отнести: привлечение различных специалистов (психологов, социальных педагогов, юристов, врачей-дефектологов) к комплексному взаимодействию по социальной поддержке семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья; организация коррекционно-оздоровительных мероприятий, направленных на формирование социально-полезных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья; расширение информированности родителей о потенциальных возможностях ребенка, о его перспективах в различных аспектах реабилитации, а также предоставляемых социальных услуг учреждениями социального обслуживания.

Список использованной литературы:

  1. Соловьева, Е. Функции семьи в обществе и ее социальная защита // Право и жизнь. - 2012. - № 7. С. – 56-68.

  2. Социальная помощь семье и детям / Сафронова В.М., Вайнейкис Л.А., Бобкова П.В., Пантелеев А.А. // Соц. защита населения: Обзор. информ. Сер.: Соц. помощь семье и детям. - М., 2011.

Просмотров работы: 234