СИСТЕМА, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СИСТЕМА, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Баранова А.А. 1, Тимофеева А.Ю. 1
1ФГБОУ ВО "Орловский государственный институт культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С начала 90-х гг. роль и функции государственных органов управления культурой постепенно менялись. Можно утверждать, что в последнее десятилетие XX в. культура в России функционировала в условиях формирующегося демократического правового государства. [8, с.354]

В современных условиях управление культурой осуществляют органы государственной власти, соответствующие государственному устройству общества. В управлении отраслью выделяют три уровня: федеральный, региональный и муниципальный. На каждом из этих трех уровней государственное управление осуществляется законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.

Основным представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание — парламент РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. [1]

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Высший законодательный орган принимает влияющие на культуру федеральные законы. Президент Российской Федерации издает соответствующие указы, а правительство Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти – постановления. Среди этих нормативно-правовых актов есть специализированные, предназначенные для регулирования отношений в сфере культуры или ее отдельных подотраслях, а также важнейшие акты общего характера, регулирующие среди прочих и сферу культуры.

В соответствии со статьей 101 (ч.3) Конституции Российской Федерации Совет Федерации и Государственная Дума образуют из числа депутатов палаты комитеты и комиссии по различным вопросам, в том числе по регулированию деятельности в сфере культуры. [1]

В настоящее время в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральное министерство как орган исполнительной власти осуществляет функции:

- по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности;

- правовое регулирование в установленной сфере деятельности (под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание федеральных конституционных законов обязательных для исполнения органами государственной власти);

- координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. В этих целях федеральное министерство осуществляет следующее функции: утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и агентств, а также отчет об их исполнении; вносит в Правительство проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников; вносит в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств; вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении; дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение; имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы; назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент; назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;

- осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции: вносит в Правительство РФ предложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда; принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов; вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов; вносит в Правительство проекты федеральных законов о бюджете и об исполнении государственного внебюджетного фонда; назначает проверки деятельности внебюджетных фондов.

Федеральное министерство возглавляет министр, входящий в состав Правительства Российской Федерации (федеральный министр).

В системе государственного управления достаточно сложно найти среди федеральных министерств и ведомств те, которые не имеют отношения к вопросам управления культурой:

Министерство финансов и Министерство экономического развития и торговли составляют основу так называемого экономического блока в системе федеральных органов исполнительной власти. Так, Министерство здравоохранения и социального развития принимает нормативные правовые акты в области труда и заработной платы, оказывающие существенное влияние и на сферу культуры; Министерство образования и науки обеспечивает подготовку кадров для всех отраслей, включая культуру и искусство.

Полномочия федеральных органов государственной власти, органов субъектов федерации и местного самоуправления в области культуры определены Законом РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». К полномочиям федеральных органов государственной власти в области культуры относятся:[3]

  • обеспечение прав и свобод человека в области культуры;

  • установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры;

  • распоряжения национальным культурным достоянием Российской Федерации;

  • формирование федерального бюджета в части расходов на культуру;

  • координация внешней политики в области культурного сотрудничества;

  • регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей;

  • определение принципов государственной политики в области подготовки кадров, занятости, оплаты труда, установление минимального размера ставок авторского вознаграждения по федеральным учреждениям культуры на основании перечня, утверждаемого Правительством Российской Федерации;

  • создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации;

  • официальный статистический учет в области культуры;

  • контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о культуре;

  • сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения;

  • охрана и сохранение особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры относятся: [3]

  • охрана и сохранение объектов культурного наследия регионального значения;

  • организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъектов Российской Федерации;

  • создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

  • организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

  • поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

  • поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности.

На региональном уровне субъектами управления сферой культуры являются структурные подразделения администрации республик, краев, областей (департаменты, управления, отделы, комитеты, министерства), находящиеся в двойном подчинении – администрации области, края, и Федеральному Министерству (Министерство культуры РФ).

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области культуры относятся: [3]

  • организация библиотечного обслуживания населения (за исключением обеспечения услугами библиотечного коллектора);

  • создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;

  • охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

В системе управления культурой ответственная роль принадлежит Министерству культуры РФ (Минкультуры) и подведомственных ему Федеральному архивному агентству (Росархив) и Федеральному агентству по туризму (Ростуризм).

Росархив осуществляет функции по оказанию государственных услуг в области архивного дела, ведет государственный учет документов Архивного фонда Российской Федерации и Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации, обеспечивает соблюдения правил комплектования, хранения, учета и использования архивных документов.

Ростуризм реализует приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности, осуществляет формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров; информирует в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания; осуществляет продвижение туристского продукта на внутреннем и мировом туристических рынках; проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов; осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий; создает представительства за пределами России в сфере туризма; организует в установленном порядке конгрессы, конференции, семинары, выставки.

Минкультуры является преемником Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации с 12 мая 2008 г. В соответствии с Положением [5], Минкультуры является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, архивного дела, туристской деятельности, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности.

Министерство осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента и Правительства РФ по вопросам: культуры, искусства, кинематографии, историко-культурного наследия, средств массовой информации и массовых коммуникаций, телерадиовещания, информационного обмена, вещания дополнительной информации, развития компьютерных сетей общего пользования в сфере электронных средств массовой информации, печати, издательской, полиграфической деятельности, архивного дела; международного культурного и информационного сотрудничества, а также межнациональных отношений.

Министерство руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства, международными договорами, а также Положением. [5]

Минкультуры осуществляет следующие полномочия: вносит в Правительство проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства и другие документы, по которым требуется решение Правительства, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему структурных подразделений; самостоятельно принимает нормативные правовые акты (порядок хранения исходных материалов национальных фильмов и исходных материалов кинолетописи; перечень перемещенных культурных ценностей, не подлежащих передаче иностранным государствам, международным организациям и (или) вывозу из Российской Федерации, а также правила обеспечения режима их хранения; положение о национальном фильме; положение о федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию и др.).

Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя федеральных автономных, бюджетных и казенных учреждений, а также полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в сфере культуры. Минкультуры ведет Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (является его депозитарием), единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Осуществляет лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Минкультуры осуществляет также ряд функций по государственному контролю и надзору: за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия; за выполнением условий охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия; за состоянием объектов культурного наследия федерального значения; за вывозом из Российской Федерации и ввозом на ее территорию культурных ценностей; за состоянием Музейного фонда, а также нормативно-правовое регулирование отрасли.

С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности, министерство имеет право: запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам; давать разъяснения государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности; учреждать знаки отличия, ведомственные награды и награждать ими работников, а также других лиц, осуществляющих деятельность сфере культуры; создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные; учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов, официальных объявлений, для размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции министерства и подведомственных ему федеральных агентств; устанавливать по согласованию с Министерством образования и науки РФ контрольные цифры приема лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета, а также квоты по целевому приему в федеральные государственные образовательные учреждения профессионального образования, подведомственные министерству.

Министерство культуры возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в сфере культуры. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством.

Структурными подразделениями Министерства культуры являются департаменты по основным направлениям деятельности министерства: Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества; Департамент кинематографии и модернизационных программ; Департамент культурного наследия; Департамент науки и образования; Департамент международного сотрудничества; Департамент экономики и финансов; Департамент управления имуществом и инвестиционной политики; Департамент туризма и региональной политики; Департамент контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия; Нормативно-правовой департамент; Департамент контроля и кадров; Административный департамент. [10]

С целью координации и контроля деятельности органов государственного управления в сфере культуры на территориях федеральных округов созданы Территориальные органы Министерства культуры Российской Федерации, которые находятся в подчинении у Минкультуры России и осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о территориальных органах Министерства культуры Российской Федерации, утвержденным приказом Минкультуры России от 14 ноября 2011 г. № 1059, на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации: [8, 10]

Таким образом, в сложившейся системе федеральных органов исполнительной власти Министерство культуры является стратегическим органом управления, доминанта деятельности которого связана с определением государственной политики в сфере культуры, направленной на сохранение исторического и культурного наследия, создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям. А подведомственные ему агентства реализуют эту политику, распоряжаясь федеральной собственностью в своей сфере, имея в своем ведении федеральные государственные предприятия и учреждения.

В тех условиях, в которых оказалась социокультурная сфера жизни российского общества для государственного органа управления главной задачей, должно стать сохранение накопленного культурного наследия, кадрового потенциала работников социально-культурной сферы. Реализация уже созданных правовых норм на управленческом уровне означала бы последовательную культурную политику государства с обязательным учетом деятельности всех социальных институтов, участвующих в культурном строительстве, и созданием механизмов осуществления этой политики на межведомственной основе.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 15. - ст. 1691

  2. Указ Президента № 314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных исполнительных органов власти» // «РГ» от 11 марта 2004 г.– вып. №3425

  3. Федеральный закон от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» // Гарант [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/

  4. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Гарант [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/

  5. Положение о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 406 // Гарант [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/

  6. Положение о Координационном совете по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 25 июня 2008 г. № 14 // [Электронный ресурс]: [сайт Минкультуры РФ]. – Режим доступа: http://mkrf.ru/

  7. Положение об Общественном совете по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации // [Электронный ресурс]: [сайт Минкультуры РФ]. – Режим доступа: http://mkrf.ru/

  8. Рейнбах, Е.Ю. Формирование региональной культурной политики: опыт Орловской области [Текст] / Е.Рейнбах // Формирование региональной культурной политики в контексте модернизации образования: материалы междунар. науч-практ. конференции (г.Орел, 24-28 марта 2014 г.). – с.29-33

  9. Экономика культуры: Учебник – М.: Изд-во «СЛОВО/SLOVO», 2009. – 608 с.

  10. Официальный сайт Министерства культуры РФ: http://www.mkrf.ru

Просмотров работы: 51