ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСЕ

Комаревцева Е.С. 1
1Липецкий Филиала Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблемы теории и практики управления во все времена представляли интерес, поскольку эффективное воздействие на людей с целью достижения организационных и личных целей требует высокого мастерства и знаний. Желание управлять и умение управлять, это диаметрально противоположные проявления одной сущности, неразрывно связанные. Одно несовпадение и достижение успеха превращается в несбыточную цель.

Практика управления государством имеет большую историю, традиции и накопленный опыт, вместе с тем как менеджмент – наука об эффективном управлении организации, как профессиональный вид руководства появилась не так давно – немногим более столетия назад.

Понятие «Менеджмент» рассматривается в контексте нескольких значений - это и процесс управления в организациях, и наука об управлении, мастерство управления и люди, составляющие орган управления. Сегодня мы наблюдаем проникновение технологий менеджмента в деятельность государственных структур, поскольку сама сфера государственного управления становится все более ориентирована на граждан, их потребности, а также в связи с огромным влиянием рыночных законов и механизмов на государственный сектор экономики.

Государственное управление как определенная разновидность общественной деятельности понимается в широком и узком значении. В узком смысле - это административная, исполнительно-распорядительная деятельность государства. В широком смысле - это организующее, регулирующее функционирование государства, государственное регулирование различных общественных связей путем воздействия всех ветвей государственной власти.

Задача государственного управления - регулирование и упорядочение жизненных функций и отношений личности, коллектива, государства и общества, определение их целесообразных взаимосвязей путем использования государственной власти.

Исходя из этого, менеджмент в государственной службе - это процесс управления в пределах учреждений государственной службы, учение об этом управлении, умение управлять и соответствующий набор навыков, а также аппарат государственного управления. Менеджмент в государственной службе осуществляется через существенные функции: планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль. В этом плане менеджмент в госуправлении можно соотнести с управлением в бизнесе, где также руководитель реализует основные функции. Разделение управленческой деятельности нормативно фиксируется в организационной структуре, а повторяющиеся и типовые операции - в управленческих процессах.

Менеджмент в государственной службе – это один из типов специального менеджмента, изучающий особые черты, специфику выражение функций, а также особые законы и тенденции, которые отличают менеджмент в государственной службе от менеджмента в остальных сферах. Кроме того в менеджменте в государственной службе можно выделить ряд специфических видов менеджмента. Например, менеджмент в федеральной государственной службе, государственной службе субъектов РФ и муниципальных службах. Также подразделить по характеру деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей.

В отличие от государственного управления к особенностям менеджмента в бизнесе следует отнести высокую степени риска принятия управленческих решений, ориентацию на получение дохода, высокий уровень нестабильности внешней среды.

Следует различать менеджмент малых и крупных предприятий. Собственно малый бизнес способствует развитию региона и края, именно малый бизнес снабжает по большей части бюджет малых городов. Говоря о малом бизнесе, следует проявлять пристальный интерес менеджменту в данных организациях, так как менеджмент на малых предприятиях отличается от системы управления на крупных, многоструктурных предприятиях, где чаще всего развивается разветвленная система менеджмента с руководителями разных уровней.

Между крупным и малым бизнесом существуют различия, порождающие трудности значительного пересмотра главных принципов «большого» финансового менеджмента применительно к малым предприятиям. Сугубая разница состоит в доступе к ресурсам, в представление целей, несомых рисках и в степени ликвидности.

В малом бизнесе иной набор, уровень и иерархия рисков, в отличие от крупных компаний. Материальное благополучие и даже судьба собственника небольшой компании прямо зависит от ее успеха или неудачи. Вероятность диверсификации для владельца небольшого бизнеса также ограничена горизонтом собственной организации. Таким образом, обладатель малого предприятия подвергается гораздо большей угрозе, чем держатель акций, который может всегда продать акции и/или диверсифицировать свой портфель. По большему счету, удивительное сочетание максимального риска с минимальной прибылью сопутствует малому предприятию на начальных этапах его существования. Поэтому частное финансирование (кредиты банков, инвестиции хозяйствующих субъектов частного сектора, физических лиц) для малого предпринимательства усложнено.

Таким образом, подводя итоги, можно выделить сходства и различия управления на государственной службе и бизнесе. Независимо от природы организации в управлении ею проявляются общие закономерности и действуют общие механизмы. Вместе с тем, несмотря на сходства, отличия все равно существуют. Для бизнес-управления цели строго определены, как правило, предполагают количественную оценку (размер прибыли, завоевание определённой доли рынка, выпуск и реализация определённого количества продукции и т.д.). Менеджмент бизнес-организаций носит более рисковый характер и требует учета большого числа факторов внешней среды, которые быстро меняются. В госсекторе экономическое целеполагание заменяется на социальные ориентиры и сами цели не имеют такой определённости: "устойчивость", "точность", "порядок". Администрирование жестко регламентировано и подчиняется не законам рынка, а требованиям норм права и тем регламентам, которые разработаны специально для деятельности органов власти. Вместе с тем, в современных условиях методы и технологии менеджмента все больше проникают в сферу государственного управления, деятельность которых должна быть эффективной и носить все более общественно открытый характер. Поэтому изучение методик управления в условиях рынка может быть полезно для совершенствования работы в сфере государственного управления.

Источники:

  1. Швед С. С., Коняхина А. Е., Прочанкина Ю. С. Особенности менеджмента в малом предпринимательстве [Текст] // Инновационная экономика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 98-100.

  2. Теория государства и права (Ж.Б. Доржиев). Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. — С. 50-55

  3. E. С. Стоянова. Финансовый менеджмент: теория и практика. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: 2003. — С. 605-609

Просмотров работы: 463