МЕЖДУНАРОДНАЯ ОХРАНА АВТОРСКИХ ПРАВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОХРАНА АВТОРСКИХ ПРАВ

Басова О.А. 1
1Орловский государственный институт культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В век глобальной информатизации, когда не составляет труда выдать плоды чужой интеллектуальной деятельности за свои, особо остро стала актуальна проблема охраны авторского права. В повседневной жизни люди не замечают, как постоянно сталкиваются с проявлениями, которые непосредственно относятся к объектам регулирования международного авторского права. Рекламные ролики, которые мы ежедневно видим по телевизору, фильмы, которые демонстрируются в кинотеатрах, книги, которые мы перечитываем ни один раз, музыка, которую мы слышим из радиоприемников или музыкальных плееров, – всё это изготавливается для распространения в огромном количестве стран. Более того, в наше время бурного развития современных коммуникаций и цифровых технологий такое распространение и использование происходят чаще всего бесконтрольно. Упорядочение этих сложных и комплексных отношений в международном аспекте требует довольно специфического способа правового регулирования. Явной особенностью отношений в сфере международного авторского права является то, что они в большой степени находятся в зависимости от бурного развития науки и техники. В связи с этим с невероятной скоростью возникают новые, уникальные проблемы, которые требуют незамедлительного решения со стороны мирового сообщества и национальной власти отдельных стран. Именно научно-технический прогресс стал одной из основных причин возникновения международного авторского права и продолжает быть его основной движущей силой к развитию. [5]

Авторские права – это интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. [4] Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

  1. литературные произведения;

  2. драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

  3. хореографические произведения и пантомимы;

  4. музыкальные произведения с текстом или без текста;

  5. аудиовизуальные произведения;

  6. произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

  7. произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

  8. произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

  9. фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

  10. географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам. [1]

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

Основные задачи международной охраны авторских прав можно рассматривать как:

  1. правовую охрану прав авторов произведений других стран,

  2. обеспечение населения всех стран возможностью свободно пользоваться иностранными литературными произведениями, учебными пособиями и т.п.

Недостаточное внимание к охране прав создателей интеллектуального продукта ведет к значительным убыткам как материального, так и морального и политического свойства.

Очевидным инструментом борьбы с нарушением авторских прав должны стать многосторонние международные договоры. Основополагающими правовым актами, на которых строится правовая основа защиты прав авторов, являются Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09 сентября 1886 года и Всемирная конвенция об авторском праве от 06 сентября 1952 года.

Бернская конвенция строится на 2 простых принципах:

  1. принцип национального режима и минимальности прав состоит в том, что страны, которые присоединились к Конвенции, обязаны предоставить произведениям «национальный режим», т.е. страны должны заботиться о произведениях в той же мере, в какой охраняются и защищаются собственные произведения:

  2. принцип, запрещающий государствам ставить охрану произведений в зависимость от выполнения различного рода формальностей. [6]

Отличительными особенностями Бернской конвенции можно назвать существенные ограничения свободного использования произведений, наличие ряда формальностей по регистрации произведений, обратная сила действия положений Конвенции. Объекты охраны – права автора на все произведения в области литературы, науки и искусства, выраженные любым способом и в любой форме. [3]

Бернская конвенция – это высокий международный стандарт охраны авторских прав, поэтому ее многие положения являются неприемлемыми для развивающихся государств. Таким государствам с точки зрения экономики невыгодно присоединение к Конвенции, поскольку для них практически недостижим такой высокий уровень охраны авторских прав на перевод и другие способы использования иностранных произведений. В настоящее время развивающиеся государства настаивают на ревизии норм Бернской конвенции, отмене исключительных прав автора на перевод и безгонорарном опубликовании в этих государствах лучших произведений литературы и науки. Данная позиция не соответствует интересам развитых стран.

Всемирная конвенция, в отличие от Бернской, оказывает больше внимания на принцип национального режима и не содержит детальных материальных норм. В Всемирной конвенции содержится лишь общее требование к странам-участницам относительно обеспечения достаточной и эффективной охраны авторского права в национальном законодательстве. В Преамбуле Конвенции подчеркивается, что ее цель - дополнить действующие нормы международного авторского права, но не заменить или нарушить их. В настоящее время Всемирная конвенция в значительной степени потеряла свое значение, поскольку практически все государства-участники подписали Бернскую конвенцию.

Международные соглашения действуют лишь в отношении стран, их заключивших. В то же время наибольшее количество нарушений авторского права происходит именно в странах, которые не являются участниками ни одной из вышеперечисленных конвенций. Несмотря на то, что некоторые из этих стран недавно приняли очень совершенные и действенные законы по защите авторских прав, ни одна из конвенций до сих пор ими не ратифицирована. Таким образом, они защищают права своих владельцев авторских прав, но не обязаны стоять на страже прав зарубежных владельцев.

Слабость двусторонних соглашений еще и в том, что они создают благоприятные условия защиты прав на территории государств-участников, в то время как защита прав владельцев в других странах будет под вопросом. В качестве последнего средства против стран, систематически практикующих пиратство, могут время от времени применяться торговые санкции. [2]

Во многих случаях охрана авторских прав является гарантией тех инвестиций, которые должны быть вложены для того, чтобы произведение могло быть опубликовано, т.е книга издана, пьеса поставлена, музыкальное произведение публично исполнено и т.д., чтобы данные творения могли быть доступны всем желающим.Литература

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 01.07.2017)

  2. Богатова Л. Ю. Права авторов произведений науки, литературы и искусства [Текст]: диссертация / Л.Ю. Богатова. – Москва, 1998. – 167 с.

  3. Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право [Текст]: учебник / И.В. Гетьман-Павлова. 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: 2011. – 640 с.

  4. Гражданское право [Текст]: учебник в 2 т. / под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп. – Москва: Статут, 2017. – 511 с.

  5. Международное частное право. Особенная часть [Текст]: учебник / под ред. А. С. Довгерта. – Киев: Алерта, 2013.

  6. Никитик М. В. Международная охрана авторских прав // Вестник ВУиТ. 2009. №71. С.159-163

Просмотров работы: 144