ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАНКА РОССИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТМЫВАНИЮ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАНКА РОССИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТМЫВАНИЮ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Малашенко А.А. 1
1БГУ им. академика И.Г. Петровского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для создания кредитным организациям необходимых условий в определении и устранении операций, целями которых являются: уклонение от уплаты налогов, таможенных сборов; перечисления денежных средств на коммерческие счета других иностранных банков при совершении незаконных, сомнительных сделок, Банк России согласно Методических рекомендаций от 21 июля 2017 г. № 18-МР “О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма”, рекомендует использовать ряд современных подходов по развитию системы противодействия в получении нелегальных доходов [5]. Среди таких подходов выделяют: оперативный мониторинг сделок, при которых необходимо выявить клиентов, проводящих транзитные операции; искусственное завышение уплачиваемых налогов и платежей в российскую бюджетную систему с 0,5% дебетового оборота по счету в среднем до значения 0,9% от дебетового оборота по счету либо до значений, незначительно его превышающих, то есть, существует размер налоговых отчислений, не соответствующий его объему по реализационным операциям. Соответственно, Банк России установил рекомендуемое значение - 0,9% от дебетового оборота по счету клиента. Так же, уплата налогов в бюджетные фонды в объеме, ниже установленного уровня, не является основным фактором для установления случая неблагонадежности клиента, выполняющего нелегальные операции.

В дополнение указанных мероприятий, Банк России рекомендует выявлять неблагонадежных клиентов по следующим признакам: по расчетному счету не проходят операции по выплате оплаты труда сотрудникам, не перечисляются в страховые учреждения и налоговые органы взносы и налоги, начисленные, и подлежащие уплате с заработной платы; данные по среднесписочной численности не соответствуют реальным данным по занятым сотрудникам, что говорит об умышленном занижении налогооблагаемой базы с начисленных сумм по оплате труда; фонд оплаты труда установлен ниже отметки законодательно установленного минимального размера; с расчетного счета видны операции по выплате НДФЛ, но не осуществляются расходы по страховым взносам в фонды; наблюдается минимальное сальдо денежных средств на расчетном счете по сравнению с большим оборотом финансовых сделок, что говорит о постоянном обналичивании крупных сумм; деятельность клиентов не предполагает расходование средств, которые не соответствуют виду деятельности; клиент не предоставляет обоснование поступающих средств при постоянном их переводе/списании; максимально установленный объем денежных средств, который клиент заявляет при открытии счета ниже фактически поступающих средств на счете; основные статьи расходов на осуществление хозяйственной деятельности (аренда, коммунальные затраты, офисные расходы, транспортные издержки и т.д.) с расчетного счета не уплачиваются; нелегальные операции по НДС заключаются в приобретении клиентов от поставщиков товаров, работ, услуг с НДС и списанию средств со счета контрагентам расходов по договорам, не облагаемым НДС (по договорам купли-продажи, предоставлению займов, оказанию услуг и т.д.).

В части заявленных сведений по финансово-хозяйственной деятельности клиента, Банк России предлагает проводить мониторинг по изучению особенностей налогообложения; сколько раз в процессе существования, предприятие меняло налогооблагаемый режим; оценивать реальные финансовые ресурсы клиента и сопоставлять их с объемом уплаченных налогов, сборов, взносов.

В подпункте 2.6.3 пункта 2.6 Положения Банка России от 09.06.2012 № 382-П «О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств», клиент обязан создать все необходимые условия по обеспечению техническими средствами и ресурсами: иметь уникальный адрес, МАС-адрес, номер мобильного телефона, технический или иной идентификатор устройства, благодаря чему, осуществляется онлайн связь клиента с банком [6].

Также, при отслеживании клиента, проводящего сомнительные операции по счетам, с целью обеспечения безопасности банковского обслуживания, необходимо, в рамках управления риском ОД/ФТ, контролировать все устройства, которые идентифицируют клиента. Идентификатор устройства, относящийся к автоматизированной системе, определяет счета клиентов для своевременной блокировки переводов в случае обнаружения несанкционированных нелегальных операций. Неблагонадежных клиентов, в данном случае, относят к категории юридических лиц с высоким финансовым риском, поэтому, в дополнение к запрашиваемой юридической и финансовой информации по клиенту, Банк России обязывает запрашивать данные об идентификаторах устройств.

Таблица 1 - Реализация надзорных функций Банком России и его территориальными учреждениями за 2016 год

Наименование операции

Количество (ед.).

Количество проверок кредитных организаций

557

Количество отозванных лицензий на осуществление банковских операций

97

Количество предупредительных мер воздействия (письма о недостатках, совещания)

287 кредитных организаций и 1351 принудительных мер воздействия в отношении 560 кредитных организаций.

Количество возбужденных дел об административных правонарушениях кредитных организаций

550 (в том числе: 105 постановлений о наложении штрафа, 252 постановления о назначении предупреждения и 193 постановления о прекращении производства)

В дополнение к мероприятиям по устранению финансовых рисков и угроз со стороны клиентов, Банк России, в письмах от 30.08.2006 № 115-Т и от 31.03.2008 № 36-Т, рекомендует проводить анализ сопоставимости фактов получения доступа к банковскому обслуживанию третьими лицами от имени клиента [7]. В дополнение к рекомендациям по организации управления рисками, возникающих при осуществлении кредитными организациями операций с применением системы дистанционного банковского обслуживания (далее - ДБО), изложенным в письмах Банка России от 30.08.2006 № 115-Т и от 31.03.2008 № 36-Т, рекомендуется анализировать факты получения лицами, криптографических ключей, аутентификационной информации для проведения операций в системе ДБО с целью определения случаев заинтересованности к счетам клиента других неблагонадежных партнеров, по которым были выявлены случаи «противолегализационных» мероприятий [4]. Банк России рекомендует относить контрагентов клиента, которыми ранее были осуществлены нелегальные расчетные операции к категории повышенного риска с последующим усилением контроля за движением денежных средств по счетам. В приложении к Положению Банка России от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение Банка России № 375-П), Банк России сформировал перечень признаков нелегальных операций по кодам, и обязывает кредитные организации направлять данные в Росфинмониторинг по ведению сомнительных сделок клиентов [3].

Рисунок 1 - Динамика операций Банком России, направленных на снижение объемов неправомерного вывода денежных средств за рубеж по различным сделкам, и по снижению масштабов сомнительных операций

По данным рисунка, объемы незаконного вывода денежных средств за рубеж в 2016 году по сравнению с 2015 годом сократились в 2,7 раза, обналичивание денег в банковском секторе произошло на 13% . Это говорит о том, что Банк России проводит грамотную политику в вопросах противодействия легализации доходов, полученных преступным путем [7].

Согласно приведенных законодательных актов, в российских кредитных учреждениях действует положение «Знай своего клиента», на основании которого сотрудники отделов по контролю за действием расчетных операций, придерживаются в работе следующих принципов: подписание договоров о ведении расчетно-кассового обслуживания; определение идентификационных признаков клиента; внедрение контролирующих мероприятий в случае обнаружения финансового риска; внедрение системы риск-менеджмента.

Деятельность Банка России определяет механизм регулирования инструментов денежно-кредитного значения. В общем понимании инструментами принято считать совокупность средств, используемых для достижения поставленных целей, соответственно, набор инструментов, участвующих в регулировании денежных потоков, относят к инструментам, имеющим важное практическое значение, касающихся вопросов взаимодействия с коммерческими банками, оптимизации объемов кредитных ресурсов, и наконец, поддержания денежного оборота на российском валютном рынке, с целью обеспечения совершенствования национальной системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем.

В основе указанных мероприятий, лежит анализ перечня данных инструментов, которые оказывают влияние на достижение целей макроэкономической политики страны. Многие инструменты в противодействии коррупции, применяемые Банком России на практике, на протяжении ряда лет остаются консервативными, так как используются и на мировом уровне [2]. К ним относят: отслеживание объемов денежной массы крупных клиентов, формирование нормативных резервов по снижению финансового риска, изменение параметров по объемам кредитования в случаях определения неблагонадежности юридических лиц и т.д. Данные инструменты тесно связаны с кредитной политикой государства, предполагающей применение традиционных средств, связанных с расчетом минимальных рисков, отслеживанием операций на открытом валютном рынке, политикой применения жестких мер по отношению к преступным категориям лиц, преследующих цели отмывания доходов.

Деятельность Банка России на финансовом рынке играет важную роль в экономическом развитии государства. Операции клиентов подвержены многим рискам: финансовым, кредитным, коммерческим, вследствие возможного проведения неэффективных сделок нелегального характера, - влечет за собой риск искаженности, недостоверности данных, что в дальнейшем отражается на сокрытии достоверной информации; ложные данные выдаются за действительные [1].

Клиенты, при предоставлении данных в банк, могут скрывать реальное положение дел в организации, что является заведомо умышленным преступлением, поскольку, изначально кредитными учреждениями не были учтены все риски проведения дальнейших расчетных операций. Вышеперечисленные проблемы в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, требуют устранения ошибок, которые возможно решать посредством проведения банковского аудита, с целью выражения достоверного мнения об учете отражения операций, а также формирование перечня мероприятий в системе банковского контроля.

Банковские операции содержат специфические признаки и компоненты. Так, Банк России предлагает при осуществлении банковского аудита операций, проводить сплошную проверку первичной входящей и исходящей документации по клиентам, так как множество ошибок отражения данных в учете происходят по причинам отсутствия постоянного мониторинга не только крупных плательщиков, но и малого бизнеса. Используемые методики могут не формировать достоверное мнение в создании источников информации, которые можно с точностью отнести к доказательной базе, в случае обнаружения операций по отмыванию доходов [3].

Включение вышеперечисленных инструментов в список денежно-кредитных средств регулирования доходов, полученных преступным путем, позволяет применять операции на открытом рынке (взаимодействие с участниками денежно-кредитных отношений любого уровня, например, по купли - продажи активов, валютных свопов, поддержка кредитных институтов в участии ломбардных аукционов). Необходимо использовать принцип действия "окна постоянного доступа", который заключается в круглосуточном режиме работы службы банка, использовании резервных требований, которые соответствуют регламентированной деятельности банка, - относят жесткие стандарты и правила осуществления банковских операций в работе системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем [4].

Перечисленные механизмы денежно-кредитного регулирования помогают систематизировать работу Банка России, а также предпринимать комплекс мероприятий, направленных на улучшение функционирования банковской системы на макроуровне. Банк России в свою очередь использует инструменты изъятия излишних ликвидных средств, к которым относятся операции по депозитам, применение резервных требований по стерилизационным операциям и по предоставлению кредитов, в случаях соответствия требованиям клиента на причастность к категории благонадежного партнера.

В указанной классификации инструментов денежно-кредитного регулирования дополнительными операциями служат мероприятия по депозитным тендерам, операции с оговоренным сроком и установленной доходностью по истечении действия кредитных договоров. К структурным операциям относят операцию "аутрайт" по завершению этапа приобретения либо реализации активов первой категории, а также выпуск Банком России долговых обязательств с дисконтом. Указанные инструменты относят к антикризисным мероприятиям, которые направлены на снижение кредитного риска и понесенных издержек в условиях неплатежеспособности клиентов и ведения нелегальных операций [1].

Таким образом, использование инструментов по организации доходов, полученных преступным путем, во взаимосвязи Банка России и других кредитных учреждений, позволит укреплять денежное обращение на постоянной основе, поддерживать благоприятные отношения с участниками кредитных рынков в открытом доступе. Рациональное использование инструментов, как регуляторов кредитно-денежных отношений, дает возможность проведения фискальных мероприятий без угрозы риска политического давления. Таким образом, инструменты регулирования денежных операций Банком России, направлены на реализацию установления кредитной и финансовой политики, с целью обеспечения противодействия коррупции, что соответствует международным стандартам, обеспечивает базовые основы для недопущения преступно полученных доходов в банковскую систему страны.

Список литературы

  1. Заернюк В.М. Оценка существующего механизма противодействия отмыванию преступных доходов в банковской сфере России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность - 2012г. №41

  2. Левашенко А., Синельников С., Трунин П. Валютное регулирование операций юридических лиц в Российской Федерации: проблемы и предложения // Экономическое развитие России - 2016г. №4

  3. Миронова А.С. Рынок спекулятивного капитала как фактор дестабилизации экономики // Научное мнение - 2013г. №12

  4. Ревенков П.В., Поспелов А.Л. Актуальные направления регулирования электронного банкинга // Финансы и кредит - 2015г. №24

  5. Электронный ресурс: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71629876/ Режим электронного доступа.

  6. Электронный ресурс: http://docs.cntd.ru/document/902334172/ Режим электронного доступа.

  7. Электронный ресурс: http://komitet2-12.km.duma.gov.ru/Analitika/item/348577/ Режим электронного доступа

Просмотров работы: 313