ФИНАНСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФИНАНСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКЕ

Цыганок А.Н. 1
1Брянский Государственный Университет им. Петровского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно с проведенными исследованиями с продолжением реформирования экономики России в настоящее время свершается динамичное изменение наблюдающейся финансово-денежной системы. Центральное место в развитии рыночных отношений и в регулировании рынка государством овладевают именно финансы. Они являются не только экономической категорией, но также и исторической. Существование финансов исчисляется не одной тысячей лет. Товарно-денежные отношения, образования государств и необходимости удовлетворения потребностей предпринимателей и органов власти в финансовых ресурсах - все это поспособствовало появлению финансов.

На данный момент имеется большущее множество определений финансов. Наиболее точным и глубоким, на мой взгляд, является: «Финансы - это специфическая форма экономических отношений, возникающих по поводу распределения и перераспределения ВНП и НД и формирования на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, которые используются на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей» [2, с. 291].

Финансы связаны с созданием, использованием и распределением фондов денежных средств, которые находятся в распоряжении предпринимателей, и государства, и определены для выполнения ими хозяйственных и управленческих функций, поэтому в рыночной экономике финансы занимают главное положение в экономических отношениях.

Краеугольными камнями экономической политики государств являются в настоящее время устойчивое экономическое развитие, значительный уровень занятости населения и контролированная инфляция. Достигнуть всего этого довольно сложно, потому что экономика исполняет роль совокупности отраслей и производств, каждое из которых гонится за своими целями, находящиеся часто в противоречии. Саморегулирующая экономика не может обеспечить рациональное распределение материальных и финансовых ресурсов в национальном и межгосударственном масштабах. Из этого следует, что необходимо разумное вмешательство в экономику государства.

Регулирования экономики достигается посредством согласование функционирования отдельных ее звеньев. С помощью перераспределения финансовых ресурсов обеспечивается в рыночных условиях такое регулирование. [1, с. 234]

Путем использования хозяйствующими субъектами метода самофинансирования происходит регулирование экономики на микроуровне. Оно осуществляется главный образом за счет внутренних финансовых источников, таких как чистая прибыль и амортизационные отчисления. Но не исключается такая возможность как привлечение дополнительных денежных средств из финансового рынка.

Наиболее распространенными среди финансовых методов, с помощью которых государство воздействует на экономику, являются бюджетные, которые связаны с государственными расходами, а также налоговые. Государство порождает увеличение спроса на оборудование, материалы, рабочую силу расширением объема государственных капитальных вложений. Это способствует появлению импульса роста промышленного производства, росту частных инвестиций, а также оживлению хозяйственной конъюнктуры.

Государство формирует более благоприятную среду для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, отраслей добывающей и перерабатывающей промышленности, если финансирует производственную инфраструктуру, например, транспорт, связи, дороги и так далее. Благодаря этому происходит снижение издержек производства, рост накопления капитала в государственном и частном секторах.

Военные расходы оказывают на экономику противоречивое воздействие. Эти расходы увеличивают спрос не только на военную продукцию, но и на материалы, оборудование, сырье, рабочую силу. Военные расходы этим производят толчок в развитии промышленности, содействуют в обусловленной мере ускорению темпов экономического роста. Но с другой стороны долговременная гонка вооружений, значительные военные расходы ведут к истощению экономики страны, диспропорциям и к изменениям структуры производства.

Все звенья финансовой системы принимают участие в регулировании экономики. Регулирующие возможности финансов предприятий применяются в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, государственных финансов - для регулирования отраслевых и территориальных пропорций.

Одинаково значимы платежи в бюджет и бюджетное финансирование, но их роль несхожа. На регулирование собственной финансовой базы предприятий нацелены платежи в бюджет. У бюджетного финансирования имеется другая цель - увеличение финансовых возможностей предприятия за счет привлечения общегосударственных ресурсов.

Преодолению отсталости некоторых регионов, выравниванию уровней экономического и социального развития территорий, улучшению отраслевых и территориальных пропорций в структуре народного хозяйства содействует межтерриториальное распределение финансовых ресурсов. [1, с. 533]

Обширное употребление финансов для регулирования стоимостной структуры общественного производства не исключает использования других рычагов, прежде всего цены и кредит. При всём том любой рычаг располагает своей сферой применения и не должен употребляться в тех случаях, когда для этого следует использовать иные стоимостные категории.

Финансовому механизму принадлежит большое значение в системе регулирования экономики. Под ним принято понимать комплекс показателей, рычагов, приемов и методов, которые обеспечивают рациональное распределение ВВП и НД. хозрасчетную деятельность субъектов хозяйствования, а также контроль над употреблением ресурсов в народном хозяйстве. Финансовый механизм пронизывает все области распределительных отношений. Он имеет в распоряжении немаловажные возможности активного воздействия на экономику в направлении увеличения ее эффективности. Реализация данных возможностей во многом находится в зависимости от совершенства финансового механизма, его соответствия задачам и требованиям развития экономики в тот или иной период.

Финансы воздействуют как существенный экономический рычаг совершенствования пропорций между фондом накопления и фондом потребления, обслуживая процесс распределения национального дохода. Совершается с помощью финансов перераспределение финансовых ресурсов между территориями страны, отраслями экономики, подразделениями общественного производства. Выравниванию экономического и социального развития содействует перераспределение средств между территориями.

Национальный доход не может быть распределен без участия финансов. Финансы являются неотъемлемым связующем звеном между созданием и использованием национального дохода. Они носят объективный характер, оказывают влияние на производство, распределение и потребление. Финансы причисляются к базисной категории и выражают определенную сферу производственных отношений.[2, c.64]

Государство притягивает финансовые ресурсы для регулирования экономики, использует при этом различные финансовые методы. К ним относятся субсидирование, кредитование, налоги и т. д. Государство может оказывать влияние с помощью финансового регулирования на платежеспособный спрос населения, темпы накопления, реализацию товаров и услуг, движение товаров и капиталов между странами, на отраслевую и территориальную структуру макроэкономики. Благодаря этому происходит финансовое воздействие на тенденцию экономического развития страны в целом.

В рамках финансового регулирования экономики обширно используются следующие методы: таможенная политика; налоговые скидки и льготы; возврат уплаченных налогов или отсрочка платежа; трансформация ставок налогов и способа их взимания. В то же время государственное финансовое воздействие на экономику не является всеобъемлющим. Оно является ограниченным и нуждается в дополнительных формах и методах регулирования экономики. [3, с. 549]

На употребление законодательными и исполнительными органами государственной власти стоимостных методов воздействия на процессы общественного развития базируется

вмешательство государства в экономику страны.

Государство вырабатывает контрольный механизм влияния на экономику, обеспечивающий ее переход в новейшее качество, при этом использует бюджетную, налоговую, таможенную, инвестиционную и денежно-кредитную политику.

К примеру, сказать, с поддержкой механизма налогообложения, бюджетных инвестиций, а также амортизационной политики государство побуждает хозяйствующих субъектов реализовывать варианты развития их деятельности, которые удовлетворяют общественным потребностям в товарах и услугах. Государство перераспределяет часть прибыли предприятий, фирм, доходов граждан с содействием налогов, концентрирует ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с долговременными сроками окупаемости затрат. Конечной целью распределения и перераспределения является вырабатыване производительных сил, сотворение рыночных структур экономики, упрочение государства, обеспечение значительного качества жизни обширных слоев населения. [2, с. 49]

Объективно определенные границы имеет, тем не менее, вмешательство государства в экономику. Снижение эффективности функционирования всего хозяйственного механизма, а также ослабление экономических стимулов может произойти за пределами этих границ.

Таким образом, можно сделать вывод, что обширное применение финансов образовывает потенциальные возможности для видоизменения воспроизводственной, отраслевой и территориальной структуры общественного производства в нужном государству направлении.

Государство формирует условия для убыстренного развития обусловленных отраслей и производств, содействует решению животрепещущих для общества проблем. Государство маневрирует налоговыми ставками, льготами, штрафами, меняет условия налогообложения, вводит одни и отменяет другие налоги. Оно может стимулировать технический прогресс, повышение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства при помощи налогов, льгот. [2, с. 55]

Список литературы:

  1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – М.: Омега-Л, 2011. – 688 с.

  2. Управление финансами. Финансы предприятий : учебник / под ред. А. А. Володина. – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2012. – 509 с.

  3. Челноков В.А. К вопросу о сущности, функциях и роли современных денег // Деньги и кредит. – 2010. - № 5. – С. 68 – 70.

Просмотров работы: 294