РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Чинякова Н.И. 1, Демянчук М.А. 1
1Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социальный прогресс всегда основывается на возможностях членов общества проявлять активную, творческую позицию. Именно творчество обеспечивает эволюцию социума, а направление данного движения определяется ценностными ориентирами и уровнем культуры граждан. Следовательно, обществу необходим человек, стремящийся создавать что-то новое, социально-положительное, прогрессивно-созидательное. Это особо актуально для образования, которое реализует указанные требования среди детей и юношества, когда человек переживает наиболее благоприятный период для формирования личностных качеств.

Современная психология выделяет два видадеятельности людей: репродуктивную или воспроизводящую и творческую или комбинирующую. Данные разновидности функционирования имеют специфические особенности. Так, репродуктивная деятельность предполагает сохранение существующего у человека опыта, который обеспечивает его адаптацию к привычным, сложившимся условиям окружающей среды. Характерным для творческих действий является то, что ходе их совершения возникают новые образы или функционирование. Для реализации этого мозг индивидуума сохраняет в памяти и воспроизводит имеющийся у человека опыт, а также рождает что-то новое из его элементов, через их комбинирование и творческую обработку. Данная основополагающая способность мозга, определяющая особенность деятельности-творчества, формулируется в психологии как воображение или фантазия. Подтверждением сказанному может служить утверждение выдающегося психолога Л. С. Выготского, что именно «воображение является основой всякойтворческой деятельности и проявляется во всех сторонах культурной жизни и делает возможным художественное, научное и техническое творчество» [1, с. 8].

Воображение как процесс, при своем осуществлении, обеспечивает совершение индивидуумомволевых действий, которые связаны с интенсивностью его мышления, памяти и эмоциональных реакций. Не случайно А. Г. Маклаков справедливо указывает, что «воображение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. ... чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения» [3, с. 67].

Процессы воображения наукой дифференцируются по степени произвольности. Произвольное воображение реализуется человеком в тех случаях, когда перед ним встает цель формирования конкретных образов, определяемых им самим или задаваемых кем-то. Такое воображение подразделяют на следующие разновидности: 1) воссоздающее воображение, осуществляемое индивидуумом в условиях, когда ему надо воспроизвести представление объекта, соответствующее максимально исчерпывающе его описанию; 2) творческое воображение, проявляющееся у человека при преобразовании им представления и самостоятельном создании чего-то нового (не по существующему шаблону, образцу, а через определение внешних и внутренних элементов содержания лично формируемого некоего образа).

У людей степень развития воображения отличается, из-за чего в их действиях оно проявляется разнообразно. Характеристикой степени сформированности воображения служат яркость образов, глубина изменений компонентов опыта, осмысленность и новизна итогов процесса данной переработки. Наиболее повышенный уровень развития воображения чаще встречается у работников творческих профессий (в сфере искусства, науки и т. п.). К таковым надо причислить и учителей, особенно если они преподают учебные дисциплины, связанные с освоением искусства (к примеру, музыки, ИЗО, литературы и т. д.). Основой тому служит присутствие синтеза творческого начала, реализуемого в педагогической и художественно-эстетической деятельности. В связи с этим учителям необходимо повышать собственный уровень развития воображения. Но учитывая, что данное совершенствование, как база для формирования творческих подходов к своим действиям, актуально для людей любой профессии, учителю следует знать также и основы развития воображения у детей.

Развитое воображение не врожденное качество. Его становление происходит в процессе онтогенеза человека и предполагает накопления определенного объема представлений, которые представляют собой потенциально возможный материал для создания в дальнейшем образов воображения. По словам А. Г. Маклакова, «воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами» [3, с. 72]. Продолжая данную мысль, автор выделяет в развитии воображения человека три этапа. Начальный этап – это появление первых образов воображения ребенка, которые всегда связаны с игровой деятельностью как доминантным видом функционирования. В ходе развертывания второго этапа развития воображения человека, его игры становятся сюжетными и целенаправленными, поскольку ребенком начинает применяться произвольное воображение при полном отсутствии участия иных людей (взрослых, ровесников и т. д.). Следующий этап рассматриваемого развития связан с началом посещения детьми школы, приводящему к важному сдвигу в данном направлении совершенствования ребенка. Для школьника становится актуальным требование понимания учебного материала, активизирующего процесс воссоздающего воображения. Так, для усвоения знаний, преподаваемых в школе, ребенок вынужден усиленно применять свое воображение, что приводит к заметному повышению качества реализации умения перерабатывать образы восприятия в образы воображения, совершенствуя тем самым эту способность. Еще одной причиной быстрого развития воображения учащихся является то, что в учебно-воспитательном процессе ребенку передается большое количество новой разнообразной информации об объектах и явлениях окружающего мира, о которой у него складываются разносторонние представления. Именно данные представления служат требуемой платформой для воображения и становятся стимулирующим фактором для творчества обучающегося [3, с. 74].

Творческое функционирование способна осуществлять творческая личность, которая обладает присущими ей особенностями. К ним А. Н. Лук относит готовность к риску, упорство, целенаправленность, импульсивность, настойчивость, взыскательность, способность оперировать с нечетко определенными понятиями и т. д. К перечисленным качествам ученый причисляет и смелость воображения, что говорит не только о присутствии данной способности, но и об уровне ее развития, позволяющем мыслить неординарно, нестандартно [2, с. 12].

Как указывает Л. С. Выготский, способность к творческой деятельности у людей складывается довольно медленно и постепенно, переходя от элементарных форм к более совершенным [1, с. 50]. В ходе реализации воображения, из множества его связей с окружающей действительностью, ученый выделяет четыре главные формы отношений реальности и фантазии, к которым он относит следующее.

  1. Творчество, реализуемое в воображении «находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека». Поэтому чем обширнее, многограннее опыт человека, тем больше объем материала, который потенциально может быть использован его воображением. По указанной причине воображение детей беднее, по сравнению с воображением взрослого человека, и его богатство только внешне производит такое впечатление и является кажущимся. Из этого следует, что для того чтобы обеспечить прочные основы для развития и реализации творческой деятельности детей (в том числе и школьников), надо преумножать и разнообразить приобретаемый ими опыт.

  2. Творческая деятельность не воспроизводит без изменений «воспринятое в прежнем опыте, а создает из этого опыта новые комбинации». В связи с этим воображение переходит в статус средства увеличения опыта человека, так как индивидуум способен вообразить то, что лично не воспринимал с помощью органов зрения, осязания, слуха, обоняния и т. д., а это позволяет ему выходить далеко за границы своего собственного опыта, усваивая с помощью воображения чужой исторический или социальный опыт.

  3. Сущность третьей формы рассматриваемой связи заключается в эмоциональном фоне данных отношений. Эмоции, рождающиеся от общения с художественными образами произведений различных видов искусства, воспринимаются как реальные и вызывают душевный отклик, глубокие переживания, яркие впечатления, сопричастность.

  4. Четвертая форма является следствием предыдущей, ее продолжением, поскольку «фантазия, воплотившись в вещи, начинает реально существовать». Исходя из этого, ставится очевидным, что при реализации творчества подключаются интеллектуальный и эмоциональный факторы, а его движущая сила – единство мыслей и чувств человека [1, с. 50-51].

Изложенное демонстрирует целевую направленность процесса совершенствования воображения, сочетающую внутри себя реализацию всех приведенных форм отношений, что повышает эффективность творческого совершенствования личности человека. Здесь также важно учитывать из чего складывается формируемое качество.

По отношению к обучающимся творческий потенциал личности, по мнению Я. А. Пономарева, включает следующие компоненты [4, с. 17]:

  • эмоциональный – определяющий эмоциональное отношение учащегося к процессу и результату творческой деятельности, эмоционально-психологический настрой на нее;

  • мотивационный – характеризующий степень активности включения ребенка в творчество, заинтересованности в ней и доминирования познавательных мотивов;

  • волевой – выражающийся в способности обучающегося к требуемой саморегуляции и самоконтролю, что проявляется в степени самостоятельности, качестве внимания, устремленности к предполагаемой цели творчества, способности к волевому напряжению;

  • интеллектуальный – воплощающийся в оригинальности, креативности, гибкости мыслительных процессов; легкости и яркости ассоциаций, в степени развития творческого воображения и применении его приемов, в уровне совершенства специальных способностей;

  • духовно-нравственный – определяющий возможность учащегося отличать и выбирать истинные нравственные ценности и придерживаться их, следуя по жизни, в своих взглядах, оценках, взаимоотношениях, поступках и т. д.

«Названные компоненты творческого потенциала взаимно связаны между собой и с целостной его структурой» [4, с. 17]. В контексте сказанного неслучайно, что, исследуя творчество, Л. С. Выготский, подчеркивает необходимость «проявления и развития способности к созданию нового, все равно будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства» [1, с. 38].

Процессы развития воображения и творчества личности взаимодополняют друг друга; могут эффективно реализовываться с раннего детства, чему особо способствует обращение к различным видам искусства. Основа этого в том, что разные явления жизни могут отражаться посредством специфического языка и средств в произведениях, воплощаясь в каждом из них в художественном образе, «который является способом, формой и результатом освоения действительности в искусстве» [5, с. 132]. Затронутые проблемы являются актуальными для современного образования и социума в целом, что требует их дальнейшего изучения.

Список литературы

  1. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский // под ред. В. В. Ярошевского. − М. : Педагогика, 1987. – 344 с.

  2. Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. – М. : Наука, 1978. – 127 с.

  3. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебник для вузов / А. Г. Маклаков. − СПб. : Питер, 2003 – 585 с.

  4. Пономарев, Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. – М., 1987. – 198 с.

  5. Чинякова, Н. И. Учебное аннотирование музыкальных произведений как педагогическая проблема / Н. И. Чинякова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2013. – №4. – С. 130-134.

Просмотров работы: 323