НАРОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

НАРОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Кононенкова Н.Ю. 1
1Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольное образование призвано решать задачи разностороннего развития детей. В ряду этих задач стоит художественно-эстетическое развитие, включающее в себя музыкальное. Музыкальное развитие дошкольников охватывает: ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений музыкального искусства, становление эстетического отношения к его явлениям; формирование элементарных представлений о жанрах и музыкально-выразительных средствах; формирование навыков осознанного восприятия музыки через стимулирование сопереживания «лирическому герою» музыкальных произведений; реализацию самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей.

В дошкольном образовании важнейшим средством развития детей является игровая деятельность, которая понимается как одна из ведущих форм развития психических функций человека и способом реального познания мира. Игра, с позиций дошкольной педагогики, – это оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей.

В настоящее время в дошкольной образовательной практике все активнее используется народная игра. Она признается ценнейшим средством многостороннего воспитания личности ребенка. К. Д. Ушинский считал народные игры наиболее доступным материалом, который понятен детям благодаря близости их сюжетов и образов детскому воображению, который активизирует их самостоятельность и активность.

Ценность народной игры неоспорима в сфере музыкального развития дошкольников. Народный музыкальный фольклор (песни, потешки, прибаутки и т. д.) эмоционально окрашивает игровые действия детей; их простая для восприятия и исполнения мелодия способствует сосредоточению внимания на выразительности интонаций, ритмических рисунков. Понимание дошкольником музыкально-игровой задачи способствует быстроте реакций на звуковые комплексы, а, следовательно, активизируются музыкальное восприятие, процессы воображения и мышления, развивается эмоциональная сфера, воспитываются эстетические чувства. Таким образом, народная игра в максимальной мере способствует достижению музыкально-образовательных задач дошкольного образования через посредство естественной для детей этого возраста деятельности.

Несмотря на научное подтверждение неоценимой роли народной игры в музыкальном развитии дошкольника, данная проблема еще не находит своего полноценного решения в образовательной практике учреждений. На основании изучения литературы можно заметить, что использование народной игры связывается, прежде всего, с задачами физического развития детей, с организацией досуговой деятельности, где музыка используется, чаще всего, как фоновая, что не способствует решению музыкально-развивающих задач, становления у дошкольников понимания музыки как искусства.

Все сказанное свидетельствует об актуальности данной темы и позволяет выделить противоречие между обозначенной в теоретических трудах образовательной ценностью народной игры и отсутствием методических работ, раскрывающих специфику их использования в процессе музыкального развития дошкольников.

В связи с названным противоречием определена проблема исследования: необходимость теоретического и методического осмысления использования народной игры как средства музыкального развития дошкольников.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра является наиболее доступным для детей видом деятельности; это способ переработки полученных знаний и впечатлений из окружающего мира, способ яркого проявления особенностей мышления и воображения, эмоциональности и активности, развития потребности в общении. Игра способствует решению образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Народная игра – это исторически сложившееся общественное явление, представляющее собой самостоятельный вид деятельности, который имеет устойчивые характеристики, типичные для данного народа и отражающие национальное сознание.

Народная игра занимает важное место в образовательном процессе. Феномен народной игры заключается в том, что она, будучи развлечением, отдыхом, тесным образом связана со всеми видами деятельности ребенка. Следовательно, средствами народной игры педагог может формировать личность ребенка, плавно переходить к обучению и творчеству.

По нашему мнению, педагогическими условиями музыкального развития дошкольников средствами народной игры будут следующие:

  1. Народная игра должна соответствовать возрастным, индивидуально-психологическим особенностям детей, а также уровню их музыкального развития.

  2. Содержание игры должно иметь музыкально-развивающий характер и быть ориентировано на овладение детьми: музыкально-перцептивными способностями, музыкально-познавательными операциями, музыкально-исполнительскими навыками.

3. Подготовка, организация и проведение игры должны осуществляться поэтапно (технологично): ознакомление с содержанием игры, определение музыкально-развивающих задач, правил игры, ролей, драматургии с характеристикой действий участников и их музыкальной деятельности на всем протяжении игры.

4. Необходимо комплексное использование различных видов музыкальной деятельности в процессе народной игры (слушание, пение, игра на музыкальных инструментах, движение под музыку).

По нашему мнению, этот комплекс педагогических условий может обеспечить эффективное музыкальное развитие детей.

Список использованных источников:

  1. Анисимов, В. П. Теория и методика музыкального развития дошкольников / В. П. Анисимов. – Тверь : ТвГУ, 2006. – 200 с.

  2. Брыжинский, В. С. Мордовские народные игры / В. С. Брыжинский. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2009. – 272 с.

  3. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Л. С. Выготский. – СПб : Питер, 2001. – 512 с.

  4. Галкина, М. А. Музыкальное развитие дошкольников / М. А. Галкина, В. А. Демина, В. А. Курепина, Н. И. Льговская. – М. : Сфера, 2015. – 160 с.

  5. Кершнер, В. М. Музыка у дошкольников / В. М. Кершнер, Т. А. Вилькорейская. – М. : [Б. и.], 2011. – 288 с.

  6. Кобозева, И. С. Дошкольное музыкальное образование : учеб. пособие / И. С. Кобозева, М. В. Боровкова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2014. – 94 с.

Просмотров работы: 337