Среда (Предметная) – система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.
Среда (Развивающая Предметная) – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития [2].
В работе В. А. Ясвина речь идет о развивающей образовательной среде, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса» [6].
Имееются и другие определения понятия «развивающая предметная среда» – «совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка» [1, с. 116], «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» [3, с. 107]. Также исследователями акцентируется внимание на том, что она «должна объективно – через свое содержание и свойства – создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу» [4].
По рассматриваемому вопросу существует ряд требований ФГОС: 1) Предметно-развивающая среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала.
2) Наличие доступной среды.
Таким образом, исходя из требований ФГОС, можно отметить, что развивающая среда должна создаваться с учетом индивидуальных особенностей каждого дошкольника, его интересов, склонностей, уровня активности.
Предметно-развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок смог заниматься интересным для него делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) даст возможность ребенку найти единомышленников по интересам: рисование, конструирование, театрально-игровая деятельность, ручной труд, экспериментирование. В оборудовании обязательным являются материалы, нацеленные на развитие познавательной деятельности.
Художественно эстетическое развитие дошкольников, воспитание чувств – актуальные проблемы на сегодняшний день. Актуальность усиливается пониманием необходимости сформировать у дошкольников художественный опыт, личностные оценки, эстетические суждения и эмоциональные отклики. Значительное внимание уделяется развитию творческих способностей дошкольников в различных видах деятельности, обучая общаться с прекрасным и воспроизводить его в рисунках и образах, стимулируя и поддерживая самостоятельность в воплощении собственных идей и замыслов. В работе с детьми дошкольного возраста самое главное пробудить отклик души, обратиться к воспитанию чувств.
Художественно-эстетическое развитие – процесс и результат становления и углубления способностей визуального и эмоционального восприятия красоты внешнего мира, сферы искусства, а также развитие самостоятельной творческой активности в мире прекрасного. Данная деятельность подразумевает под собой наличие у детей чёткого представления объектов и предметов, которые они пытаются изобразить. Создание этого образа осуществляется на основе восприятия, которое должно быть эмоционально-эстетически окрашенным.
Мы разделяем точку зрения, согласно которой развитие образного эстетического восприятия надо начинать с раннего детства под продуманным руководством взрослого.
Следует помнить, что ребенка вдохновляет его способность самостоятельно изображать различные предметы, воспроизводить сюжеты сказок и др. У детей возникает желание что-то творить. И наоборот − неумение что-то сделать самостоятельно, вызывает негативные эмоции. Ребенок часто отказывается от занятий, а педагоги и воспитатели теряют возможность развивать его творческий потенциал.
Одной из актуальных задач в художественно-эстетического воспитания дошкольников является − развитие элементов творчества.
Через детское творчество дети проявляют свое понимание окружающего мира, отношение к нему. Детское творчество, демонстрирует глубину внутреннего мира дошкольника, уровень развития восприятия и представлений, их способности и интересы.
От того, насколько комфортабельными окажутся условия, в которых «творит» дошкольник, зависит возможность скорого выявления и развития детских способностей, формирование элементов творчества.
В соответствии с ФГОС дошкольного образованияхудожественно-эстетическое развитие предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Художественно-эстетическое развитие дошкольников включает в себя:
1) опыт эмоционально - нравственного отношения ребенка к окружающему миру, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2) опыт художественно-творческой деятельности.
Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности. ФГОС ДО ориентирует на личностно - ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения само ценности дошкольного детства. Делается акцент на отсутствие жёсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в ДОУ. Особое значение уделяется формированию предметно -развивающей среде как фактору развития дошкольников [5].
Продуманная развивающая предметно - пространственная среда группы обеспечивает:
-реализацию образовательного потенциала пространства аудитории и материалов, оборудования и инвентаря для детей, охраны и укрепления их здоровья;
-двигательную активность дошкольников, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможность для уединения.
Инновационная модель предметно-пространственной развивающей среды группы включает в себя следующие компоненты:
-предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно-игровое оборудование, учебно-методические пособия);
- пространственную организацию (распределение группового пространства на центры);
-развивающее (формирующее) содержание (формирование детской самостоятельности и детской активности);
-изменение в зависимости от времени (изменение предметно-развивающей среды в зависимости от времени года, от приближающихся событий и т.д.)
Важно чтобы среда была не только развивающей, но и развивающаяся. Предметное содержание, окружающее ребенка, должно постоянно пополняться и обновляться, сочетаться с событиями социальной жизни и традициями группы, приспосабливаться к новообразованиям возраста.
В соответствии с современными требованиями по организации развивающей предметно - пространственной среды ДОО в условиях ФГОС ДО материалы и оборудование для продуктивной деятельности должны быть представлены двух видов:
- для конструирования и изобразительной деятельности;
- общего назначения.
Содержание предметно-развивающей среды должно соответствовать интересам девочек и мальчиков, периодически варьироваться, изменяться, обогащаться материалом интересным для детей, ориентированным на индивидуальные возможности дошкольников.
Таким образом, продуманная, целенаправленная организация предметно - развивающей среды в ДОУ играет большую роль в гармоничном воспитании и развитии ребёнка. Такая среда способствует возникновению детей чувства радости, эмоционально положительного отношения к детскому саду, желания посещать его, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает желание заниматься творческой деятельностью.
Список использованных источников:
1. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учебное пособие для студентов дошкольных отделений и факультетов средних педагогических учебных заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. ÷ 2-е изд., переработанное и дополненное. ÷ Москва: AkademiA, 2000. ÷ 414 c.
2. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда : методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С. Л. Новоселова. ÷ М. ÷ Просвещение, 2001. 89 с.
3. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / [В.В. Воронов и др.]; под редакцией П. И. Пидкасистого. - 3-е издание, дополненнное и переработанное - Москва: Педагогическое общество России, 2000. ÷ 638 с.
4. Психологический словарь. ÷ М., 1983. ÷ 117 с.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
6. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. ÷ М. ÷ Смысл, 2001. ÷ 365 с.