ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

Великанова Л.А. 1
1Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Утверждающаяся в педагогической науке и практике образовательная парадигма ориентируется на развитие гуманитарного мышления человека, которое, способствуя созданию образов реальности, предполагает актуализацию интуиции, творчества, доминирование целостных представлений над дискретными. В этом плане образное мышление является важнейшим фактором, обеспечивающим целостность и контекстуальность восприятия объектов познания, которые ведут к обогащению духовной сферы человека и его личности в целом.

Образное мышление – процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи. При развитом образном мышлении у человека появляется способность к объединению, интегрированию на первый взгляд несочетаемых, противоположных по своей сути вещей. Благодаря функционированию образного мышления возникает дистанцированность человека от внешнего мира, позволяющая ему совершать объективирующие мыслительные практики, которые и создают человека как самостоятельное существо.

Проблема развития образного мышления является одной из актуальнейших применительно к младшему школьному возрасту, поскольку это – основной вид мышления ребенка этого возраста, обеспечивающий его сензитивность к обучению при опоре на конкретные образы, которые постепенно приобретают более обобщенный характер.

Образное мышление лежит в основе процесса обучения музыке; с него и начинается собственно музыкальное мышление, связанное с оперированием музыкальными образами. По мнению педагогов-исследователей, учителей-практиков развитие образного мышления является фактором успешного воспитания музыканта.

Развитие образного мышления в классе фортепиано обладает определенной спецификой, поскольку учащемуся необходимо освоить сложную многослойную музыкальную фактуру, уделить внимание одновременно интонационному строю музыки, фразировке мелодических линий, исполнительским штрихам в различных слоях музыкальной ткани. Все это создает препятствия для выхода ребенка на уровень образных представлений, соответствующих изучаемому произведению, и противодействует осмысленному, художественно-творческому исполнению.

При достаточной теоретической обоснованности рассматриваемой проблемы наблюдается отсутствие соответствующих методических работ по развитию образного мышления у учащихся-пианистов, начиная с первых этапов овладения инструментом. В реальной образовательной практике пути развития образного мышления педагог ищет эмпирически, часто навязывая ребенку собственное представление музыкальных образов, не разъясняя их суть и природу. В результате интерес к процессу обучения у детей на самом начальном этапе обучения гаснет, происходит отчуждение учащихся от музыки, исчезает самое главное – поэзия живого искусства.

Все сказанное позволяет выделить ряд противоречий:

– обозначенной в теоретических трудах необходимостью обучения игре на фортепиано при опоре на образное мышление и отсутствием трудов, раскрывающих специфику данного процесса;

– необходимостью актуализации и развития образного мышления на ранних этапах обучения игре на фортепиано и приоритетом рационально-технического подхода в работе с младшими школьниками;

– необходимостью разработки педагогических условий развития образного мышления у учащихся-пианистов младших классов и отсутствием методических работ, раскрывающих специфику данного процесса.

В связи с названными противоречиями выявляется проблема, связанная с необходимостью теоретического и методического осмысления процесса развития образного мышления у учащихся младших классов в ходе обучения игре на фортепиано, выражающегося в определении педагогических условий, обеспечивающих этот процесс.

Образное мышление – это мышление, совершающееся в форме связи и сочетания образов.Оноосновывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Значение этого мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных сочетаний предметов и их свойств. Оно позволяет познавать реальный мир без участия практических действий и может быть осуществлено только в плане идеальном.

Важным аспектом образного мышления является его связь с эмоциональной сферой, чувствами человека, создающими благоприятные условия для развития. Один из главных механизмов в работе образного мышления – ассоциативная игра. Чувства, знания, культура рождают определенную систему ассоциаций, где представления и понятия сплетены в сложную живую сеть, постоянно питающую творческую мысль.

Компонентами образного мышления выступают:

– наглядно-действенный;

– наглядно-образный;

– визуальный;

– образно-концептуальный.

Они представляют собой взаимосвязанные уровни образного мышления.

Педагогическими условиями развития образного мышления младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано являются:

1. Использование принципов: индивидуализации обучения, эмпатийности, полихудожественности, проблемно-диалогического обучения, самостоятельности учебной деятельности.

2. Актуализация компонентов образного мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, визуального, художественно-концептуального.

3. Использование комплекса методов: ассоциативного, метода образного наведения, метода создания проблемной ситуации, метода интонационного анализа музыки.

Обучение игре на фортепиано – протяженный во времени, многогранный и очень сложный процесс. Период обучения в младших классах – это самый ответственный и трудный этап в работе педагога, фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика. Задача обучения игре на фортепиано младших школьников – введение ребенка в мир музыки, ее выразительных средств и инструментального воплощения в доступной художественно-увлекательной для этого возраста форме. Основа обучения игре на фортепиано младших школьников – это развитие образного мышления учащегося, эмоциональной отзывчивости на музыкальные впечатления. По нашему мнению, выше названные педагогические условия развития образного мышления позволят научить детей чувствовать, слушать – переживать музыку, пробудить любовь к ней, вызвать адекватный эмоциональный отклик на музыкальное содержание.

Список использованных источников:

  1. Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. – М. : Изд-во СПН РСФСР, 1960. – 486 с.

  2. Артоболевская, А. Д. Первая встреча с музыкой / А. Д. Артоболевская. – М. : РМИ, 2006. – 66 с.

  3. Баренбойм, Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. А. Баренбойм. – М. : Планета музыки, 2017. – 340 с.

  4. Вицинский, А. В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением: психологический анализ / А. В. Вицинский. – М. : Классика-XXI, 2004. – 96 с.

  5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1967. – 93 с.

  6. Леонтьев, А Н. Психология образа / А. Н. Леонтьев // Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. – 1979. – № 2. –С. 3–13.

  7. Мазель, Л. А. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки / Л. А. Мазель // Интонация и музыкальный образ. – М. : Музыка, 1965. – С. 225–262.

  8. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога / Г. Г. Нейгауз. – М. : Музыка, 1988. – 240 с.

  9. Савшинский, С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением / С. И. Савшинский. – М. : Классика – XXI , 2004. – 189 с.

  10. Смирнов, М. А. Воспитание музыканта-исполнителя / М. А. Смирнов. – М. : Музыка, 1978. – 285 с.

  11. Смирнов, С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения / С. Д. Смирнов. – М. : Изд-во МГУ, 1985. – 231 с.

  12. Хотенцева, И. А. Формирование художественно-образного мышления как основа интерпретации музыкального произведения у студентов в классе фортепиано :дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / И. А. Хотенцева ; Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М. А. Шолохова. – М., 2009. – 195 с.

Просмотров работы: 187