ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОГО ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОГО ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ

Кокорева К.В. 1, Козлова Т.А. 1
1Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Организация вокального ансамбля и методика работы с ним в основе своей такие же, как с хором. Специфика заключается в сочетании приемов сольного и коллективного исполнительства, так как, занимая промежуточное положение между солистом-певцом и хором, ансамбль вобрал в себя черты как сольного, так и хорового пения.

Прежде чем приступить к организации ансамбля, необходимо наметить пути его создания и решить, какого типа он будет. Для этого нужно изучить запросы и интересы людей того учреждения, где создается коллектив, ознакомиться с местными условиями.

Ввиду того, что пение в ансамбле по сравнению с хоровым представляет собой более тонкую форму совместного исполнения, весьма желательно формировать ансамбль в основном из детей, которые участвовали в хоре и владеют навыками коллективного пения. Наиболее естественный путь – организации ансамбля на базе уже существующего хора. Принадлежность к единому хоровому коллективу облегчает создание ансамблевых содружеств.

Формирование ансамбля начинается с индивидуального прослушивания всех желающих вступить в коллектив. Цель такого прослушивания – определение слуховых, вокальных и общемузыкальных данных у певцов, их вокально-сольного, вокально-ансамблевого или вокально-хорового опыта, если такой имеется, а также типа голоса и возможности участия в данном ансамбле. Все это помогает руководителю определить творческие возможности коллектива и подобрать произведения, которые будут по силам данному составу ансамбля.

При приеме в ансамбль следует различать организацию первого приема, когда ансамбль еще не функционирует, и организацию ежегодных приемов-пополнений. При приеме в коллектив, существующий уже несколько лет, предъявляются более высокие требования.

Каждый новый певец должен отвечать тому уровню исполнительского мастерства, который достигнут данным ансамблем. Практика же показывает, что в большинстве случаев новый певец не обладает достаточной подготовкой и с ним нужно много работать. В этом случае при оценке певца основным ориентиром служат его потенциальные возможности.

Для ансамблевого искусства особенно важно постоянство участников. Выбывание певцов губительно отражается на судьбе малочисленного коллектива (в особенности трио и квартета). Формирование группы новичков, занимающихся параллельно, приобретает в связи с этим особое значение. Этот своеобразный «резерв» становится желательным условием для нормального функционирования школьного ансамбля. Если же «резерва» нет, то сразу же встает сложная проблема ввода нового человека, который должен соответствовать целому ряду критериев (возраст, рост, музыкальная подготовка, вокально-ансамблевый опыт и т. д.).

Очень важным и трудным моментом для руководителя является определение типа голоса певца и степень годности для приема его в ансамбль. Для определения типа голоса лучше всего предложить ребенку исполнить песню. Можно прослушать один куплет, а затем предложить спеть его в разных тональностях удобных, с точки зрения руководителя, для исполнения певцом. Это поможет школьнику наиболее полно раскрыть свои истинные вокальные данные. В процессе прослушивания определяется диапазон голоса, переходные звуки и тембр, которые помогают определить тип голоса.

В самодеятельности часто встречаются так называемые «напетые» голоса, копирующие манеру пения какого-либо профессионального певца. Принимать такого певца в ансамбль не следует, так как при малом количестве участников и при единой манере исполнения такой певец будет выделяться из общего звучания, а переделать уже установившуюся манеру пения чрезвычайно трудно. В отличие от хора, при комплектовании ансамбля в ряде случаев приходится отказываться от сильных, ярких голосов, так как при большинстве более слабых голосов яркий голос также будет выделяться.

Одно из главных условий успешной работы ансамбля – наличие в коллективе равноценных по силе голосов, которые при одновременном звучании должны обладать единой тембровой окраской.

Для того чтобы проверить и подобрать тембровое соответствие голосов при формировании ансамбля, необходимо каждого участника, без исключения, прослушать в дуэтах, трио, квартетах и в различных комбинациях. Например: женский четырехголосный септет в составе: С1 – 2 человека, С2 – 2 человека, А1 – 1 человек, А2 – 2 человека.

Вариант I. Прослушивается А2. Так как в партии два человека, то прежде всего – проверка звучания с соседом по партии в дуэте А2 (1 чел.) + А2 (1 чел.); А2 (2 чел.) + С2 (1 чел.); А2 (2 чел.) + С2 (2 чел.); А2 (2 чел.) + С2 (2 чел.) + А1 (1 чел.) и т. д.

Вариант II. Прослушивается А1. А1 (1 чел.) + С2 (1 чел.); А1 (1 чел.) + С2 (2 чел.); А1 (1 чел.) + С1 (1 чел.); А1 (1 чел.) + С1 (2 чел.); А1 (1 чел.) + А2 (1 чел.); А1 (1 чел.) + А2 (2 чел.); А1 (1 чел.) + А2 (2 чел.) + С2 (2 чел.); и т. п. варианты.

Предпочтительней давать упражнения с распевом широких гласных А, У, О в унисон.

Можно формировать ансамбль из участников не только с хорошими, но и средними вокальными данными, однако, обладающими хорошим гармоническим слухом.

Гармонический слух проверяется следующим образом: на рояле берутся аккорды, а певец должен повторить их (ввиду сложности задания, звуки аккордов желательно исполнять не одновременно, поочередно от нижнего к верхнему). Все аккорды должны быть заданы в удобной для певца тесситуре. Для девочек-подростков таким удобным отрезком является «До» 1 октавы – «До»1 октавы, а для юношей «До» малой октавы – «До» 1 октавы. Нужно соблюдать также определенную последовательность, постепенную усложненность задаваемых аккордов. Затем можно предложить спеть средний звук предлагаемого аккорда. Необходимо также проверить, насколько хорошо певец может «держать» свою партию. Для этого лучше взять несложный двухголосный отрывок песни, выучить с певцом второй голос и прослушать его в дуэте.

При организации ансамбля голоса каждый партии целесообразно удваивать. Это делается по двум причинам: 1) для достижения более сочного звучания: два несильных голоса в унисоне дают обертоновую структуру звука, необходимую для формирования яркого тембра; 2) в условиях школьной самодеятельности наличие двух человек в каждой партии обеспечивает большую надежность бесперебойной работы коллектива. Однако и в таком варианте не помешает подготовить «регулятора», знающего смежный голос. Это повысит надежность, так как в практике бывают случаи, хотя и редко, когда концертный номер не может состояться из-за неявки обоих певцов одной партии. Риск срыва концертного номера неизмеримо возрастает для ансамбля сольного типа. Неявка хотя бы одного человека (даже по уважительной причине) делает выступление ансамбля невозможным. Поэтому в целях страховки необходимо иметь – репертуар для меньших составов. Например, в квартете выучиваются произведения для трио и дуэта; в квинтете – для квартета, трио и дуэта. В результате – сформировываются несколько ансамблей.

Отсутствие певца на репетиции не должно служить тормозом для ее проведения. Более того, в отдельных случаях это даже полезно. С меньшим числом учащихся педагог получает возможность для более тщательной проработки музыкального материала.

На первой же репетиции полезно провести с участниками беседу о некоторой специфике этого вида исполнительского искусства, объяснить разницу между хоровым пением, где хоровая партия представляет собой довольно многочисленную группу певцов, и пением в ансамбле, где в партии один – два человека, на которых тем самым ложится большая ответственность за качество исполнения. Затем можно подробно остановиться на учебной и репетиционной работе ансамбля, поделиться ближайшими творческими планами. В этой беседе не следует сосредоточивать внимание на тех поощрениях и льготах, которыми обычно пользуются участники школьной самодеятельности. Не это главное. Основное – эстетическое воспитание участников, расширение их кругозора, овладение тайнами мастерства любимого вида искусства.

Литература

1. Герасимов, О. М. О принципах работы с фольклорным ансамблем / О. М. Герасимов // Фольклор и современная духовная культура финно-угров. – Саранск, 1993. – С. 34–37.

2. Самс, В. Мой опыт работы с вокальными ансамблями / В. Самс. – Рига, 1957. – 67 с.

3. Чернова, Е. В. Вокально-хоровое воспитание в школе : учеб. пособие / Е. В. Чернова, Т. А. Козлова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2003. – 117 с.

Просмотров работы: 196