ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СОТРУДНИЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СОТРУДНИЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Зюзина Ю.А. 1, Милицина О.В. 1
1Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Приоритетность проблемы формирования отношений сотрудничества учителя и учащихся в процессе учебной деятельности является неоспоримой в современных образовательных условиях. Подлинная гуманизация учебно-воспитательного процесса предполагает глубокое проникновение в область социальных контактов ребенка со взрослыми и сверстниками.

Особую остроту эта проблема приобрела в связи с повышением требований ФГОС. В Федеральном государственном образовательном стандартеначального общего образования предусмотрена необходимость «развитиянавыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальныхситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорныхситуаций» [2].

Несмотря на это, в современных школах учителя замечают, чтомладшие школьники не умеют общаться, сопереживать или радоваться.

Полноценная совместная деятельность учащихся имеет место при этом крайне редко. Учащиеся работают, по меткому определению В. Котова, «рядом», но не вместе.

В силу преобладания в современной школе фронтальной формы обучения учебное сотрудничество как существенный фактор развития действует слабо, его богатые возможности почти не используются.

Необходимо также отметить, что сотрудничество на уроках музыки весьма отличается от сотрудничества по любым другим школьным предметам. Главным элементом урока является сама музыка, музыкальные произведения, в которых отражена чувственная, эмоционально-образная сфера человеческого бытия. Работа над данным содержанием способствует непосредственному живому контакту детей и педагога, установлению сотрудничества в процессе общения.

Таким образом, существуют реальные противоречия между значительным развивающим потенциалом разных методов и форм организации сотрудничества и малой разработанностью методики их применения в процессе уроков музыки.

Проблема применения технологии сотрудничества в обучении и развитии учащихся находит свое отражение в большом количестве работ.

Основоположниками педагогики сотрудничества были Жан Жак Руссо, Януш Корчак, К. Д. Ушинский.

Как научное направление она оформилась благодаря советским педагогам 80-х гг XX века Ш. Амонашвили, С. Соловейчика, Г. Селевко.

В музыкальном образовании данная проблема так или иначе рассматривается в научных статьях педагогов-практиков, которые применяют различные приемы и методы сотрудничества на уроках музыки (Е. Д. Деревягина, Т. А. Затямина, Д. А. Рытов, Т. А. Шипилкина)

На основании исследования научной литературы нами были сделаны следующие выводы:

1. Сотрудничество как совместная деятельность, как система активности взаимодействующих между собой субъектов, характеризуется временным и пространственным соприсутствием, единой целью, организацией и управлением деятельностью, разделением действий, операций, функций, наличием положительных межличностных взаимоотношений.

Сотрудничество в процессе совместной деятельности помогает учащемуся в становлении его в качестве субъекта учебной деятельности; выработке системы оценок, групповой рефлексии, закрепляющих эффекты сотрудничества в межличностных отношениях.

В нашем исследовании под сотрудничеством мы понимаем совместную, развивающую деятельность детей и взрослых в образовательном процессе, суть которой состоит в том, что все активно взаимодействуют и идут к общей цели.

Исходя из определения сотрудничества, можно сделать вывод, что совместная учебная деятельность позволяет оптимизировать учебно-познавательную атмосферу в классе; сформировать навыки сотрудничества в учебной деятельности; развить умения оптимального взаимодействия в проблемных и конфликтных ситуациях.

2. Особую роль сотрудничество играет в обучении младших школьников, так как в этот период расширяется и обновляется круг общения ребенка в связи с включением в школьный коллектив, происходит расширение границ познания окружающего мира. Кроме того, данный возраст является сензитивным для выработки как морально–нравственных, так и социально–значимых привычек, определяющих вектор взаимоотношений детей в ходе общения.

3. Процесс развития навыков сотрудничества проходит наиболее эффективно при условиях оптимального педагогического руководства.

Под педагогическими условиями мы вслед за Н. Ипполитовой и Стерховой понимаем совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, влияющих положительно или отрицательно на ее функционирование [1]. К возможностям образовательной среды мы относим содержание, методы, приемы и формы обучения и воспитания.

Условием научно–методического процесса развития навыков сотрудничества следует считать разработку комплекса:

- принципов (позитивной взаимосвязи, индивидуально-групповой ответственности, поддерживающее взаимодействие, наличие социальных умений и навыков учащихся, рефлексивный групповой процесс; принципы общехудожественного постижения искусства: принцип природо- и культуросообразности, принцип увлеченности и эмоциональной отзывчивости, принцип преемственности и непрерывности различных уровней музыкального образования, комплексный подход к синтезу всех видов искусств и сфер жизни),

- определенных форм (групповая форма),

- методов и приемов (методы размышления о музыке, метод создания композиций, «музыкальный театр», «учебный брейнсторминг), позволяющих максимально реализовать возможности сотрудничества младших школьников на уроках музыки.

При выполнении данных педагогических условий у школьников формируются не только умения совместной деятельности, но и навыки сотрудничества, умение строить взаимоотношения в деятельности и общении, ориентироваться в ситуации общения, управлять своим поведением, слушать и понимать партнера.

Литература:

1. Ипполитова, Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся : дисс. ... д-ра пед.наук / Наталья Викторовна Ипполитова. – Челябинск, 2000. – 383 с.

2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – N 12. – 22.03.2010; Российская газета. – 2011. – 16 фев. – № 5408.

Просмотров работы: 95