ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ С ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫМ АНСАМБЛЕМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ С ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫМ АНСАМБЛЕМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Шутова Т.А. 1
1Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ансамблевая игра имеет большое значение в воспитании грамотного, разносторонне развитого музыканта. Ансамблевое исполнение – процесс очень сложный, формальное выполнение нюансов и штрихов не обеспечивает искусства ансамблевой игры. Музыкальное общение активизирует творческую мысль участника инструментального ансамбля, найденные совместно новые идеи интерпретации произведений, варианта решения художественных задач обогащают и делают творческим процесс репетиционных занятий. При ансамблевой игре музыканты должны постоянно слушать друг друга, причём даже отличное владение своей партией ещё не делает участников ансамбля партнёрами. Они становятся ими лишь в процессе совместной работы. Участники инструментального ансамбля добиваются раскрытия художественной идеи и содержания музыкального произведения в том случае, если между ними устанавливается прочный контакт при общении на сцене. Это проявляется, прежде всего, в понимании участниками инструментального ансамбля разносторонних связей отдельных партий, а также в подчинении своего исполнения исполнению коллектива.

В ансамбле необходима индивидуальная работа каждого участника коллектива над техническим совершенством исполнения. Основы техники участников инструментального ансамбля предопределены уже самим названием жанра и заключается в умении сыграть вместе. Для преодоления трудностей, встающих перед ансамблем, каждый участник его должен обладать особым навыком, этот навык заключается в умении слушать общее звучание в процессе исполнения любого произведения, каждый должен слышать ансамбль в целом, себя и каждого партнёра в ансамбле, он должен сыграть не только «по-своему», но и в манере партнёра.

При рассмотрении важных проблем инструментального исполнительства ансамблевой игры выделим два её основных элемента: синхронность звучания и динамическое равновесие.

Синхронность подразумевает исполнение, в котором с предельной точностью совпадают мельчайшие длительности звуков и пауз у всех исполнителей, она является важнейшей характеристикой исполнительского мастерства ансамбля. Это единое понимание и чувствование партнёрами темпа, ритмического пульса и создает ощущение неповторимой прелести звучания инструментального ансамбля. И темп, и ритм должны быть органично восприняты всеми участниками инструментального ансамбля, единство достигается лишь при едином понимании содержания и формы произведения и одинаковом эмоциональном настрое всех участников ансамбля.

Особое значение приобретает такое исполнительское качество, как умение держать темп и при необходимости легко переключаться на новый. Синхронность является определяющим техническим требованием совместной ансамблевой игры, нужно вместе взять и вместе снять звук или перейти к следующему, вместе выдержать паузу. Синхронность вступления и снятия достигается значительно легче, если участники инструментального ансамбля правильно чувствуют темп ещё до начала игры, для всех участников необходимо единое понимание ритма. Часто одна и та же ритмическая фигурация в партитуре инструментального ансамбля проходит в разных голосах и партиях. Участник инструментального ансамбля, в партии которого впервые появляется эта фигурация, становится «ведущим», а партнёр, повторяющий этот же мелодический рисунок «ведомым». При этом задача второго, сыграть и исполнить этот рисунок теми же штрихами и в том же темпе.

Значительную трудность в достижении синхронности исполнения создаёт необходимость исполнения сложного ритмического рисунка в одной партии и сложного, но не похожего ритмического рисунка в другой. Большую помощь здесь может оказать выявление единого способа ощущения пульсации движения, за основу принимается наиболее мелкая длительность сложной ритмической фигуры.

Ещё одним из выразительных средств исполнения в инструментальном ансамбле являются динамические оттенки, умелое использование которых помогают раскрыть характер музыки, её эмоциональное содержание. Очень важным для участников инструментального ансамбля является умение уверенно владеть своим инструментом, способность создать впечатление нарастания или ослабления звучности. Иногда инструментовка сама помогает создать это впечатление за счёт уплотнения фактуры, появления новых тембров (включение регистров). Соотношение силы звука мелодии и сопровождения подразумевает ровность звучания инструментального ансамбля. Один и тот же нюанс по-разному осмысливается исполнителями различных партий в зависимости от того, исполняют они мелодию или гармоническое сопровождение.

Внимательно надо следить за динамическим равновесием, когда мелодический голос находится в том же регистре, что и другие голоса, в этом случае мелодический голос должен быть выделен особенно ясно относительно других голосов. Очень нелегко добиться ровного проведения мелодической линии, если она передаётся из одной партии в другую, поэтому нужно тщательно проанализировать возможности инструментов, создать одинаковый тембр, отработать динамическое и штриховое соответствие звучания в моменты передачи мелодии из одной партии в другую.

Полноценное звучание мелодии во многом зависит от манеры исполнения аккомпанирующих голосов. Исполнители аккомпанемента должны хорошо слышать мелодию и сопровождать её в полном соответствии с характером и фразировкой. При исполнении произведений полифонического склада возрастает роль всех голосов. Каждая партия обогащается мелодически, становится в той или иной мере важной тематически.

Большое внимание в инструментальном ансамбле уделяется линии баса, басовый голос, как правило, должен звучать тише мелодического, но и в то же время громче аккомпанирующих голосов, создавая как бы фундамент для звучания всех партий, расположенных выше его.

Нельзя забывать и о размещении исполнителей, каждый участник должен быть расположен таким образом, чтобы иметь возможность слышать и видеть всех участников инструментального ансамбля и быть слышимым и видимым каждым из них.

Хорошо организованная работа в инструментальном ансамбле играет большую роль в воспитании музыканта. Приобретение навыков ансамблевой техники, расширение репертуара совершенствует музыкальные исполнительские представления, развивает творческое воображение. Игра в инструментальном ансамбле – это активная форма вовлечения студентов в процесс творческого музицирования, она заключает в себе возможность передачи музыкального и жизненного опыта, исполнительского кредо и эстетических взглядов преподавателя студенту непосредственно в процессе исполнения музыкального произведения.

Просмотров работы: 92