Основная задача в работе, отмечает О. Михалева, чтобы каждый ребенок окунулся в волшебный мир театра, почувствовал радость творчества и открыл в себе что-то новое, неизведанное, преодолел свои комплексы. В театре есть место для каждого: можно петь в хоре, а можно и одному спеть и сыграть роль, можно танцевать в ансамбле, а можно и соло, оформление спектакля – декорации, костюмы, грим, афиши, приглашения – все это дело рук детей. Благодаря театру мы познаем жизнь. Через спектакль дети знакомятся с обычаями и нравами, с бытом и костюмами, с музыкой и танцами различных народов [1, с.52].
Каждый год происходят новые открытия и среди детей. О. Михалева считает, что нет неталантливых ребят, есть только неразбуженные, закомплексованные дети, и ее задача, как руководителя, помочь каждому найти самого себя через музыкальные переживания и перевоплощения, через образ роли. Цель занятий – воспитать настоящего слушателя, понимающего театр и искусство вообще, активную творческую личность, преобразующую окружающий мир [1, с. 53].
Как отмечает О. Чувашова в своей статье «Игра – это дело серьезное» игра перестала развивать в ребенке человеческие качества. Оставшись один на один с самим собой, ребенок скучает. «Ребенок шести лет с гордостью заявляет, что не верит в сказки! Не хочется быть пессимистом, но себя не обманешь. Как будто над всеми нами пронеслась Снежная Королева. А оттаивать свои сердца очень больно, и потому мы согласны на вечный холод» [2, с. 59]. Автор раздумывает о том, как же вернуть ребенка в детство, в игру, воспитать в нем потребность игрового творчества, а не игрового развлечения – потребления. Как заинтересовать игровым изобретательством, сочинительством? Где теряется способность удивляться всему, что видишь? Ведь в только что родившемся человеке эта потребность – на уровне физиологии, а как ее сделать сознательной потребностью? «Весь мир – театр», – сказал гениальный взрослый, а ребенок, прикоснувшись к творчеству гения, повторил по-своему – «Вся жизнь – театр!».
Музыкальный театр фокусирует в себе все виды искусства. Необходимо, чтобы с учителем работали преподаватели словесности и истории искусства, художники, хореограф и музыкант. Отточенная актерская техника и режиссура – это еще не есть театр. Форма и содержание театрального проекта станут намного интереснее и богаче при единении словесной, музыкальной, пластической и художественно-изобразительной импровизацией.
В настоящее время большое внимание уделяется разработке программ, активизирующих театрализованную деятельность школьников. Среди них особый интерес вызывает программа «Театральные занятия для младших школьников»Т.Г.Пени и А.П.Ершовой(М., 1995). Т.Г.Пеня и А.П.Ершова в своей программе отмечают, что незаменимые возможности идейно-нравственного воздействия имеет театральное искусство во всех формах обогащения к современным школьникам. Играющий артист при содействии драматурга и режиссера помогает ребенку-зрителю верить, радоваться и огорчаться тому, что считает полезным объектом для этого театра. Ребенок, оказавшийся в позиции актера-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. Каждый из вопросов, здесь обозначенных, действительно имеет прямой выход на проблемы идейно-нравственного воспитания. Но поставить их перед ребенком можно только опираясь на все более и более высокие результаты эстетического воспитания в целом, иначе они теряют свой воспитывающий потенциал.
Авторы считают, что в настоящее время воспитательная и образовательная функции театра реализуются крайне слабо. Воспитание у школьников театральной культуры осуществляется, как правило, лишь от просмотра до просмотра спектаклей профессиональных театров, часто далеко не высококачественных. Вместе с тем форма их обсуждения (если такая работа и проводится) не предполагает знакомства детей с языком данного вида искусства, его образной природой, а концентрирует внимание школьников в основном на нравственной идее, условно обозначаемой в начальной школе как борьба добра и зла. Анализ же движения к этой идее в общей структуре спектакля (от отдельного эпизода до общего его замысла, образа) остается за скобками.
Сложность процесса воздействия театрального искусства на нравственные качества школьников и одновременно становление этих качеств в их собственном эстетическом освоении действительности требуют новых методов обучения и воспитания – начиная от способов организации творческой деятельности детей до развития театральной культуры самого учителя и определения его личной свободы в выборе и интерпретации того или иного спектакля, форм его обсуждения.
Таким образом, необходимо констатировать, что многие педагоги отмечают важность использования театрализованной деятельности в практике школы, так как это способствует развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, формированию их духовного мира и творческих способностей. Однако стоит отметить, что разные педагоги по-разному подходят к проблеме введения в обучение ребят театрализованной деятельности, что затрудняет выработке единой позиции по данному вопросу.
Литература
Михалева О. В игре детей есть часто смысл глубинный…// Музыка в школе. – 2000. – N 2. – с. 51-53.
Чувашова О. Игра – это дело серьезное // Искусство в школе. – 2001. – N 2. – с. 59-63.