ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ И МИЛОСЕРДИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ И МИЛОСЕРДИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Павлова Е.С. 1
1Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема развития личности средствами музыкального искусства остаётся актуальной вот уже на протяжении многих лет. Традиционно музыкально-образовательный процесс в школе направлен на эстетическое, духовное развитие учащихся. Эта основная задача уроков музыки была провозглашена ещё в прошлом, XX-м веке, Д. Б. Кабалевским, и остаётся ведущей во всех ныне действующих программах по музыкальному образованию.

Воспитание милосердия и доброты у детей имеет глубокую укорененность в русской педагогической традиции. Педагоги, философы (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, И.А.Ильина, Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый Я.А. Коменский и др.), рассматривали в своих работах сущность основных понятий теории нравственного воспитания, содержания, методов нравственного воспитания. Но в музыкальном образовании нет работ, связанных с воспитанием доброты и милосердия учеников.

Милосердие – это доброе и сострадательное отношение к человеку. Милосердие предполагает принятие, то есть терпимое отношение к несовершенству других, способность не осуждать (уметь прощать), а терпеливо помогать, проявляя истинную доброту в делах и чувствах своих. Милосердие предполагает раскрытые в человеке качества – Доброта, Любовь, Сострадание и Сочувствие, Прощение [1, с. 67].

Морально-ценностной характеристикой личности является доброта, предусматривающая такие свойства, благодаря которым человек способен творить добро в моральном смысле: отзывчивость, гостеприимство, приветливость, благосклонное отношение к другим, готовность уступить ради них собственными интересами и др. Наличие этих свойств свидетельствует о способности человека делать добро, хотя возможны и отклонения от ожидаемого результата: да, не всегда отзывчивый и бескорыстный человек творит добро, не всегда поступки, которые она считает хорошими, оцениваются другими как добро (в т. ч. тех, на кого они направлены) [1, с. 69].

В ФГОС начального общего образования духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. [2, с. 5]. В ФГОС начального общего образования отмечается, что необходимо формировать основы музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребность в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Музыкальная культура, нравственность детей младшего школьного возраста формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Содержание хоровых занятий способствует формированию эстетического вкуса детей, обогащает их духовный мир. [3, с. 148].

Такие произведения как «Петя и волк» С. Прокофьева, «Болезнь куклы», «Мама», «Нянина сказка» из цик­ла «Детский альбом» П. Чайковского, «Ласковая просьба» Г. Свиридова и т.д. вызывают у учащихся начальных классов непосредственный интерес и формируют их чувства доброты и милосердия.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются общечеловеческие ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.

Список использованных источников

  1. Бабаян, А. В. О нравственности и нравственном воспитании. / А. В. Бабаян / Педагогика – 2005 – №2 – С. 67–68.

  2. Леднев, В. С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В. С. Леднев / Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – №6 – С. 3–6.

  3. Архипова, М. В. Критерии и уровни творческого развития младших школьников в процессе слушания музыки. / М. В. Архипова // Теория и практика общественного развития. – 2011. – №6. С. 147–149.

Просмотров работы: 122