ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Чинякова Н.И. 1, Коршунова С.В. 1
1Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Стремительные изменения, происходящие в современном обществе, актуализируют проблему обеспечения готовности подрастающего поколения к эффективному существованию и самореализации в нем. Данные задачи решаются в школьном образовании, в котором особая роль отводится сфере воспитания. В частности, подтверждением может служить внеклассная воспитательная работа, формулируемая педагогической наукой как «организация педагогом различных видов деятельности школьников, во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка» [2, с. 371]. Сказанное указывает направленность данного процесса на достижение заявленных целей, что делает его значимым в становлении полноценных граждан России, из которых в будущем сформируется передовое звено общества нашей страны.

Отсутствие строгой регламентации внеклассной воспитательной работы предоставляет расширенную свободу учителю в решении поставленных задач, уровень продуктивности исполнения которых зависит от ряда параметров, основывающихся на потребностях и возможностях: 1) ученика, 2) включающей его социальной группы (семья, школа и т. д.), 3) общества (государства). Следовательно, в соответствии с ними должны быть четко определены учителем цели и задачи внеклассной воспитательной работы, учитывающей также и конкретику реализуемого обучения. В связи с этим педагогу необходимо не только владение методикой осуществления воспитательной деятельности, но и осведомленность в отношении особенностей современной действительности, позволяющая гибко реагировать на возникающие в ней изменения, что характерно для сегодняшнего времени. В контексте изложенного особую значимость приобретает знание учителем следующего.

По мнению И. П. Подласого, с каждым из существующих главных факторов воспитания «приходится считаться, организуя воспитательный процесс» [3, с. 26]. К таковым относится: индивидуальные и личностные особенности каждого из обучающихся; сложившиеся у них и в их первичных коллективах образ и условия жизни; условия существования социума, включающего реализацию средств массовой коммуникации и специфику бытования региона. Это предполагает изучение учителем способностей учеников к действиям и взаимодействиям, а также определения разного уровня условий их жизни, влияющих на социализацию детей. В данном случае у учителя возникает возможность конкретизировать задачи и целенаправленно создавать условия, позволяющие через социализацию в них учащихся развить требуемые способности индивидуумов. Именно такой процесс соответствует трактовке понятия «воспитание», понимаемого как «относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации» [4, с. 3].

В педагогике присутствует подразделение условий воспитания на объективные и субъективные. «Изменить что-либо в действии объективных условий воспитания невозможно», они «не зависят от воспитанника» и им «подчиняется каждый человек» [3, с. 26]. Для субъективных факторов воспитания (зависимых от обучающегося, обучающего, иных людей, образовательных учреждений и т. д.) характерна большая переменчивость, но они зачастую имеют повышенную силу воспитательного воздействия. Следовательно учитель может посредством целенаправленного использования в воспитании его субъективных факторов и включения в данный процесс элементов объективных условий, обеспечивать освоение последних детьми, что является их личностной социализацией. Рассмотрим особенности довольно яркого воплощения указанной установки в области музыкального воспитания современных школьников. Для этого необходимо выявить в сфере музыкальной культуры общества характерное для настоящего времени и определить в нем представляющее интерес для детей, что можно далее использовать в школьном музыкальном образовании.

Музыкальное искусство всегда было и остается востребованным в образовании, поскольку оно является мощным средством воздействия на эмоционально-психологический контекст людей, позволяет познавать действительность, формировать у индивидов личностные качества, мировосприятие и мировоззрение. Причиной тому служит то, что «через музыкально-слуховые впечатления человека обогащаются его жизненный опыт и представления о мире» [1, c. 46]. Также музыка с древнейших времен присутствует на протяжении всей жизни каждого человека (как доказали ученные, это присутствие начинается еще до его рождения, в утробе матери). Однако сегодня технический прогресс резко расширил и усовершенствовал данные контакты. Так, только за последний век трансляции музыки посредством граммофона, патефона и радио дополнили возможности кино, телевидения, аудио и видео записывающих и воспроизводящих устройств; пластинки сменили кассеты, диски и более емкие электронные носители. Многократно увеличилось число телевизионных и радийных каналов, передач и фильмов посвященных музыке и активно использующих ее звучание. Появление сети Интернет устранило массу преград в поиске записей и нот любого музыкального материала, информации о нем, его создателях и исполнителях.

И со стороны исполнения музыки в этот период наблюдался прогресс. Были изобретены электронные музыкальные инструменты, рождающие новые тембры и исполнительские приемы, имитирующие пение и игру на различных инструментах от сольного до коллективного вариантов музицирования. Техника позволяет сегодня регулировать динамику, высоту и окраску звука; изменять темп и тональность (транспонирование); микшировать воспроизводимую партитуру; помогать в ее аранжировке и оркестровке; достигать требуемого баланса в звучании, сочетая или сопровождая его разными оригинальными звуковыми, световыми и иными эффектами и т. д. Облегчилось и самовыражение человека в музыкальной сфере, например, при помощи «минусовок» в исполнительстве. Музыка стала активно синтезироваться с различными видами деятельности, связанными с искусством и далекими от него.

Изменились и организационные формы социализации музыкального искусства (концерты, конкурсы, фестивали и т. п.), в которых стало возможно исполнительское и слушательское участие контактное (непосредственное, «живое» общение), дистанционное (прямая трансляция) или опосредованное (запись и ее воспроизведение). Динамизировалась в целом музыкальная жизнь общества, за счет открытия новых концертных залов и музыкально-образовательных учреждений, появления новых музыкально-организационных профессий (продюсеры; коммерческие, рекламные, пиар и креативные руководители и т. д.), повышения мобильности исполнителей и слушателей и т. п. Все новшества увеличили численность участников общения с музыкальным искусством и сделали такие контакты более частыми. Это стало также и отражением тенденции к коммерциализации современного социума, что довольно часто затмевает реализацию музыкальной индустрией просветительских, развивающих, воспитательных и прочих положительных функций, присущих искусству музыки.

Перечисленные инновации повысили уровень исполнительских, слушательских, композиторских, музыкально-исследовательских возможностей людей, в том числе и детей. Ребенок в наушниках или сочиняющий музыку в компьютерной игре никого не удивляет сегодня. Подрастающее поколение с невероятной легкостью освоило данные достижения в сфере общения с музыкальным искусством, что закрепило и усилило интерес к нему. Для большинства детей музыканты стали кумирами, предметом подражания, ориентиром в выборе осваиваемой деятельности и определении музыкальных предпочтений. Но, к сожалению, такие полюбившиеся произведения и их исполнения нередко слабо соответствуют понятиям «высокое искусство» и «художественно полноценное творчество». Это происходит в первую очередь из-за того, что процесс общения детей и юношества с музыкой носит элемент спонтанности и основывается на восприятии музыкальной среды, не всегда направленной на развитие музыкальной культуры слушателей и повышение уровня их различного вида музыкальной деятельности. Зачастую в окружении современного ученика (семья, друзья, одноклассники и т. д.) музыкальные приоритеты ограничиваются только произведениями легкого жанра, имеющими иногда сомнительное содержание.

Учителю сложно противостоять сложившейся ситуации, тем более не выходя за пределы урока музыки. В связи с этим необходимо использование внеклассной воспитательной работы, которая должна быть эффективной, чему может способствовать ее соответствие современным условиям жизни школьников и их увлечениям. По нашему мнению, здесь целесообразно применение следующего.

Опираясь на интерес школьников к работе на компьютере и в сети Интернет, необходимо их использование для выполнения заданий по подготовке и реализации внеклассных воспитательных мероприятий. Например, таковыми могут быть поиск, анализ, сопоставление и отбор записей произведений, вербальной информации о них и их исполнителях, оформление рекламных материалов (афиш, программок, билетов и т. п.) и сопровождающего мероприятие визуального ряда. Данные задания требуют понимания идеи, смысла реализуемой организационной формы и выявления наиболее соответствующих ее целям музыкальных опусов, через проникновение в их содержание. Это позволяет познакомиться с более широким кругом сочинений, осмыслить их и в облегченном варианте исполнительски или слушательски освоить те, которые будут использованы в воспитательном мероприятии. Более того, обсуждение, сравнение полученных результатов могут активизироваться через их проведение на соревновательно-игровой основе и не только при непосредственном контакте школьников, но и с помощью применения внутрисетевого взаимодействия учеников. Также эффективным средством музыкального воспитания школьников являются мероприятия, предполагающие анализ определенных транслируемых СМИ музыкальных концертов, конкурсов, фильмов и т. д., что требует знакомства с ними и формирует интерес не только к конкретному музыкальному материалу, но и к действиям по его углубленному восприятию. В таком случае ребенок приучается оценивать музыку, проникать в ее смысл, выявлять соответствие содержания предлагаемой исполнительской трактовке и литературному тексту (если он присутствует). Важно, что данный процесс становится контролируемым учителем, который может отследить его содержательное и деятельностное наполнение.

«Музыка предельно наполнила среду существования современного человека и то, каким будет это общение и его результаты, во многом зависит от эффективности школьного музыкально-образовательного процесса» [5, с. 109]. Исходя из вышесказанного, предлагаемые методические приемы получают особую актуальность, поскольку обеспечивают движение к совмещению обучения с условиями сегодняшней жизни социума, что имеет особенно благоприятные перспективы в рамках внеклассной воспитательной работы.

Список литературы

  1. Кобозева, И. С. Развитие эмоциональной отзывчивости как проблема современного музыкального образования / И. С. Кобозева, Н. И. Чинякова // Вестник психофизиологии: научный журнал ВИНИТИ РАН. – 2016. – №4. – С. 45-49.

  2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. / С. А. Смирнов [ред.], И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др. – М. : Изд. центр «Академия», 2001. – 512 с.

  3. Подласый, И. П. Педагогика : в 3-х кн., кн. 3 : Теория и технологии воспитания : учеб. для студ. / И. П. Подласый. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007 – 463 с.

  4. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / А. В. Мудрик. – 8-е изд., испр. и доп. – М. : Изд. центр «Академия», 2013. – 240 с.

  5. Чинякова, Н. И. Значение художественного контекста музыкальных произведений в учебном аннотировании студентов педвузов / Н. И. Чинякова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – №11. – С. 108-111.

Просмотров работы: 67