СЦЕНИЧЕСКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СЦЕНИЧЕСКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Борисов В.О. 1, Кобозева И.С. 1
1ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время образованность человека определяется его разносторонним развитием как личности, поэтому совершенствование образовательного процесса в различных учебных заведениях направлено на развитие культуры человека, раскрытие его творческих возможностей и способностей, формирование эстетических вкусов. Обучение игре на музыкальных инструментах занимает особое место в педагогике музыкального образования. Л. А. Баренбойм, Г. М. Коган, Г. Г. Нейгауз, С. И. Савшинский, С. Е. Фейнберг, Г. М. Ципин утверждали, что обучение игре на фортепиано, являясь основой практической фортепианной педагогики, направленно на реализацию самобытности обучающегося, развитие его творческой индивидуальности [3].

Фортепианная педагогическая практика убеждает нас в том, что подготовка к сценическому выступлению занимает одно из важнейших мест при обучении игре на инструменте. Британский писатель, драматург и сценарист Рональд Харвуд утверждал, что - «все великие артисты нервничают перед выходом на сцену. Это дань уважения, которую мы платим публике». Действительно, сценическое выступление, является неотъемлемой составной частью инструментального и вокального музыкального исполнительства, сопровождается волнением выступающего перед публикой. Самочувствие выступающего перед и во время выступления во многом определяет качество передачи исполнителем замысла композитора. Феликс Михайлович Блуменфельд говорил своим ученикам «Сумейте, сумейте так сыграть, чтобы Вас поняли, сумейте так исполнить, чтобы аудитория Вас чутко слушала и отозвалась на Вашу игру» [2. с. 26]. Для того чтобы исполнение было содержательным, искренним, правдивым, цельным, требуется тщательная, грамотная подготовка к выступлению.

Выступление – результат напряженного творческого тру­да исполнителя, являющимся для него ответственным актом, вдохновляющим его на дальнейший творческий рост. Различные качества внутреннего мира исполнителя, воля, интеллект, глубина эмоций, творческая фантазия, – все это, в той или иной мере проявляют себя во время сценического выступления.

Подготовка исполнителя к сценическому выступлению – одно из важнейших направлений педагогики музыкального образования. Практически каждый выступающий, имел негативный опыт на сцене. Таким образом, публичное выступление является важнейшим элементом учебного процесса. Действительно, исполнитель при нахождении на сцене испытывает стресс, волнение, которые выражаются порой тряской рук и ног, частым сердцебиением, снижением концентрации внимания. Мы считаем, что публичное выступление является своеобразной стрессовой ситуацией.

Успешная музыкально-исполнительская деятельность учеников на сцене является результатом комбинации многих факторов, среди которых мы отмечаем сценическое волнение. Этот аспект зависит от уровня пред концертной психологической подготовки и умения контролировать свое со­стояние во время выступления. Эмоции исполнителя-музыканта должны подчиняться его воле, он никогда не должен терять контроль над собой, над своими действиями, так как психическое состояние человека оказывает решающее влияние на его музыкально-исполнительскую деятельность на сцене. Поэтому каждому, осуществляющему музыкально-исполнительскую деятельность на сцене, важно иметь устойчивую психику, или владеть приемами психологической регуляции своего состояния [2, с. 55-56].

Одним из важнейших навыков для начинающего и опытного исполнителя-пианиста является умение преодолевать нервное перенапряжение перед сценическим выступлением. С нашей точки зрения для преодоления сценического волнения следует применять необходимые технологии, такие как: ролевая подготовка, аутотренинг, медитативное погружение, игра в слепую. Полезно вести дневник для работы над ошибками, которые возникли при выступлении на сцене. Важно анализировать каждое свое выступление как успешное, так и «провальное». По возможности следует записывать на камеру свое исполнение на сцене для последующей работы над ошибками.

Практика подготовки учащегося-пианиста к сценическому выступлению позволяет утверждать, что следует разделять факторы, которые воздействуют на состояние исполнителя перед публикой на внешние и внутренние. Одним из главных внешних факторов для учащихся является новизна ситуации: акустические особенности зала, качество инструмента, а в конкурсной обстановке – результаты жеребьевки, соревновательный характер. Внутренние факторы определяются эмоциональной устойчивостью, состоянием здоровья человека, настроением, жизненной ситуацией.

С развитием технических возможностей в музыкальном искусстве возникли новые технологии подготовки к сценическому выступлению. Например, мы обращаем внимание на полезность беззвучного исполнение произведения, с последуем прослушиванием. Данная технология способствует развитию внутреннего слуха и психологической устойчивости музыканта на сцене. Беззвучное исполнение произведения возможно при наличии цифрового инструмента и подключенного к нему звукозаписывающего оборудования. Ученик-пианист исполняет произведение с выключенным звуком, но музыка записывается на устройство для дальнейшего прослушивания и анализа.

Следует обратить внимание на то, что данная технология помогает развить не только внутренний слух и воображение, но и помочь справиться с негативными внешними факторами такими как незнакомые акустика зала и инструмент, плохое освещение. При беззвучном исполнении произведения возможно добавление технологии игры вслепую, что будет способствовать более продуктивному развитию психомоторных способностей музыканта, влияющие на координацию, ритмичность, силу движения, выносливость.

Существует не мало технологий, направленных на преодоление учащимся сценического волнения. Каждый педагог выбирает определенную схему для подготовки к выступлению, основанную на психологических и творческих особенностях ученика. Одна из основных задач преподавателя – заинтересовать обучаемого применяемыми технологиями для достижения желаемого результата.

Л. В. Наумов утверждал, что «самоконтроль у студенческой молодежи, как правило, не развит. Молодые люди зачастую не знают, как надо выйти на сцену, как сесть, какими внутренними приемами можно несколько успокоить себя. Более того, иные молодые пианисты не знают, как вести себя, исполняя программы, состоящие из нескольких произведений, что делать в моменты пауз, в перерывах в игре» [4]. Следует уточнить, что перед выходом на сцену и в перерывах в игре учащийся-музыкант должен обладать собранностью, которая в свою очередь запускает механизм самоконтроля. Практика показывает, что не знание исполнителем правил поведения на сцене влияет на его собранность. С нашей точки зрения развитие навыков самоконтроля учащегося-пианиста должно быть направлено на способность регулировать свои действия, эмоции, мысли в процессе сценического выступления. Подготовка к встрече исполнителя с публикой предполагает обучение правилам поведения: выход на сцену, поклон, мимика. Следовательно, у грамотного исполнителя не возникает стрессовая ситуация в связи с мыслями «как надо выйти на сцену, как сесть…».

Действительно подготовка к сценическому выступлению требует от учащегося больших психических, моральных, физических затрат, которые в свою очередь должны дать положительный результат при встрече с публикой и лишь тогда исполнение будет «свободным». Немецкий философ Иога́нн Кри́стоф Фри́дрих фон Ши́ллер утверждал, что «Свободен лишь тот, кто владеет собой». Все великие исполнители и педагоги обращают внимание на то, что вся работа музыканта направлена на то, чтобы донести идею музыкального произведения до слушателя, а это трудная, продолжительная работа как над произведением, так и над самим собой.

Практика свидетельствует, что в процессе сценического выступления происходит незримое общение между исполнителем и слушателем. Это подтверждается высказыванием Бертольда Авербаха о том, что «музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою».

У истоков общения между человеком, осуществляющему музыкально-исполнительскую деятельность на сцене, и публикой лежит напряженный каждодневный труд начиная от разбора произведения, и заканчивая последним звуком со сцены. Полагаем, что по сути успешность данного общения обеспечивается такими условиями, как: наличие профессионального, высоко образованного преподавателя и наличие трудолюбивого, отзывчивого ученика. Взаимопонимание, уважение между педагогом и учащимся, а также целенаправленность их действий на достижение наилучшего музыкально-исполнительского результата в итоге дадут возможность слушателям наслаждаться музыкой во время ее исполнения учащимся на сцене.

В заключении скажем, что с нашей точки зрения, исполнителю следует испытывать во время сценического выступления не психическое волнение, а душевное. Подтверждением этого служат слова и французской писательницы Жорж Санд: «Область музыки – душевные волнения. Цель музыки — возбуждать эти волнения, и сама она также вдохновляется ими».

Список использованных источников

  1. Бочкарев Л. Л. Регуляция предконцертных состояний музыкантов-исполнителей и проблемы организации психологической службы // Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. Казань, 1982. – 235 с.

  2. Баренбойм Л. За полвека: Очерки. Статьи. Материалы. / Л. Баренбойм – Л.: Советский композитор, 1989. – 370

  3. Коган, Г. М.. У врат мастерства / Г. М. Коган. – М.: Музыка, 1969. – 342 с.

  4. Наумов Л. В. Вопросы исполнительского искусства // Сборник МГК. Вып. 4. М., 1990

Просмотров работы: 220