ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИИ РЕГЕНЕРАЦИИ ОТРАБОТАННОГО МАСЛА ПРИ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ МАСЛЯНЫХ ФИЛЬТРОВ В РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИИ РЕГЕНЕРАЦИИ ОТРАБОТАННОГО МАСЛА ПРИ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ МАСЛЯНЫХ ФИЛЬТРОВ В РОССИИ

Иванова Ю.Д. 1, Назырова Р.Б. 1, Денисова А.А. 1
1Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) ТюмГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Отходы транспорта являются одним из основных источников антропогенного загрязнения окружающей среды. Так, в ходе эксплуатации автотранспорта возникает большое количество выходящих из строя и отработанных деталей и материалов, требующих оптимальной их переработки утилизации. И, в частности, рассматриваемые в данной работе автомобильные фильтры при выходе из строя или при выработке своего ресурса также представляют собой опасность для окружающей среды, и потому проблема их утилизации настоящее время является очень актуальной[2].

Практически треть от общего образования отходов фильтров занимают фильтры очистки топлива и масла автотранспортных средств, фильтры воздушные автотранспортных средств. Более половины (60%) от общего количества продаваемых автомобильных фильтров приходится именно на масляные.

Масляный фильтр является расходным материалом к автомобилям и требует периодической замены. По статистике - каждый автомобиль, как минимум два раза в год, производит замену масленого фильтра. К примеру, на 700 тыс. машин, прибегнув к несложным расчетам, получаем полторы тысячи тонн отработанного материала в год, причем 700 т это отработанное масло, которое относятся к опасным отходам и согласно методике определения класса опасности отходов СП 2.1.7.1386-03 относятся к 3 классу опасности. Это говорит о том, что отработанные фильтры требуют специальной системы сбора, транспортировки и утилизации[3]. Одной из главных экологических проблем на территории РФ остается неорганизованный сбор и практическое отсутствие утилизации отработанных автомобильных масляных фильтров. В связи с отсутствием в большинстве городов пунктов сбора и предприятий по утилизации отработанных фильтров, их, как правило, складируют вместе с отходами металлов или твердыми бытовыми отходами, а чаще их просто выбрасывают. Выбрасывают их не только автолюбители, самостоятельно обслуживающие свои автомобили, но и автосервисные и автотранспортные предприятия[1].

Среди методов утилизации масляных фильтров, используемых в различных странах, можно выделить главные: термический (с помощью которого утилизируется 90% отработанных автомобильных фильтров в России) и дробление или разборка фильтра с разделением на фракции с последующей их утилизацией [4].

Проблематичность переработки масляных фильтров заключается в сложности их морфологического состава и поэтому для эффективной и экологически безопасной утилизации необходимо разделять фильтр на отдельные фракции. С помощью данного способа утилизации мы можем повторно использовать металл без потерь его металлических свойств. Также повторному использованию подлежит отработанное автомобильное масло в виде печного топлива либо же повторно после регенерации.

В настоящее время наибольшее распространение получают способы регенерации отработанного масла. Обычно для этого используют физические, физико-химические и химические методы.

Обычно современные технологические процессы восстановления качества отработанных нефтяных масел с целью их последующего использования по прямому назначению являются многоступенчатыми и в общем виде включают этапы, представленные на рисунке 1.

Рис.1. Стадии процесса регенерации отработанных автомобильных масел.

Увеличение количества автомобильного транспорта нуждается в развитии сферы утилизации как выведенных из эксплуатации автомобилей, так и отдельных его элементов, в том числе всех видов фильтров.

Отдельные этапы процесса регенерации отработанных масел могут исключаться, совмещаться или выполняется в иной последовательности в зависимости от конкретных физико-химических свойств регенерируемого масла и особенностей технологических операций, выбранных для восстановления качества этого масла.

Внедрение комплексного подхода к проблеме утилизации отработанных автомобильных фильтров - весомый вклад в систему эффективного использования ресурсоценных компонентов, входящих в состав отходов, и существенное уменьшение техногенной нагрузки на окружающую среду.

Поиск новых методов обезвреживания и очистки выбросов загрязняющих веществ, образующихся при утилизации отдельных компонентов отработанных фильтров, требует постоянного совершенствования за счет разработки новых систем и методов очистки, и использование современных фильтровальных материалов.

Стоит также отметить, что одним из возможных вариантов утилизации отходов является использование замкнутого цикла производства (утилизирует тот, кто производит). Для решения этой задачи необходимо стимулирование промышленных предприятий и внедрение соответствующих технологий использования отходов в своем технологическом процессе. Таким образом, в современных условиях переработка отходов на специализированных предприятиях считается наиболее перспективным, логичным и доступным способом утилизации.

Список литературы:

1. Безопасное обращение с отходами: Сборник нормативно-методических документов. Под ред. И. А Копайсова. СПб.: РЭЦ «Пет- рохимтехнология», «Интеграл», «Тема», 1999. - 448 с.

2. Иванова Ю. Д., Денисова А. А., Назырова Р. Б. Проблемы и перспективы развития технологии утилизации автомобильных фильтров в России. // Всероссийский форум научной молодежи «Богатство России» : сборник докладов / Министерство образования и науки Российской Фе- дерации, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана. — Москва : Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2018. — 262-263с.

3. Санитарные правила СП 2.1.7.1386-03 "Определение класса опасности токсичных отходов производства и потребления" URL: http://www.docload.ru/Basesdoc/39/39761/index.htm (дата обращения 12.11.2017).

4. G. Gaidajis. Analysis of the recycling potential of used automotive oil filters using the Life Cycle Assessment approach. Resources, Conservation and Recycling Volume 55, Issue 11, September 2011, Pages 986-994

Просмотров работы: 233