ТЕХНОЛОГИЯ ЗВУКОВОГО ДИЗАЙНА В ТВОРЧЕСТВЕ РЕЖИССЕРА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТЕХНОЛОГИЯ ЗВУКОВОГО ДИЗАЙНА В ТВОРЧЕСТВЕ РЕЖИССЕРА

Никитина Е.А. 1
1БПОУ «Чувашское республиканское училище культуры (техникум)» Минкультуры Чувашии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Звуковой дизайн в настоящее время – это уникальный художественный феномен, который позволяет режиссеру более конкретней раскрывать свои творческие замыслы. Создавая уникальные и неповторимые формы - режиссер подчеркивает сюжетную линию и некоторые ключевые моменты.

В самом широком понимании звуковой дизайн (от англ. SoundDesign- дизайн звука) – вид дизайнерской деятельности, объектом которой является звук, его носители (цифровые, аналоговые) и в некоторых случаях акустика пространств и помещений. Сама формулировка «звуковой дизайн» указывает на деятельность, относящуюся к сфере производства звуков и акустических сред, работ по звуковому оформлению аудиовизуальных проектов, проектированию и разработке звукошумового сопровождения экранных и мультимедийных продуктов, в первую очередь для коммерческого и массового использования.

Специфика дизайна звука как профессии заключается в осознанном стремлении специалиста-дизайнера средствами проектирования, синтезирования и записи звука отыскать удовлетворительные решения задач, связанных со звуковым оформлением, звуко-акустическим решением, причём предоставить практический результат в пределах строго определённого временного промежутка. Специфика дизайна звука состоит не только в создании привлекательного продукта, но и в соблюдении особых технологических требований, предъявляемых для его дальнейшего использования в структуре аудиовизуальных проектов, например, в звуковой дорожке кинофильма, в программном коде видеоигры, в контексте инсталляции или презентации и пр. Важно учитывать стилевые и жанровые особенности конкретного проекта, его технические параметры (формат, размер, параметры звуковых файлов и пр.), звуковые материалы (исходные звуки, аудио материалы) и их свойства, различные технологии звукозаписи и обработки звука.

Немаловажным фактором для звукового дизайна является предвыпускная подготовка звукового продукта, так называемый «премастеринг» звука. При этом следует учитывать, что и это, как правило, не последнее звено в производственной цепочке, так как далее звук попадает к звукорежиссёру для микширования или программисту, и только на этом последнем этапе дизайн звука обретает конечный вид продукта в форме финальной звуковой дорожки.

Благодаря возможностям новейшей аппаратуры звукозапись и обработка звука перешли на новый уровень, при котором стало возможным не только точное звуковоспроизведение, но и высококачественное моделирование звука, создание необычных звуковых элементов при помощи синтеза и обработки. Эффектные взрывы, всевозможные фантастические машины, звуки и голоса монстров, фоновые атмосферы планет и батальные звуки сражений в далеких галактиках – все эти и многие другие оригинальные компоненты кино- видеофонограммы чрезвычайно востребованы в современных коммерческом кино и мультимедиапродукции. Без необычных звуков, созданных талантом дизайнера, действие на кино- и телеэкране не будет столь динамичным, эффектным и захватывающим.

Звуковой дизайн востребован в кино, видео, мультипликации, мультимедиа, на телевидении, в сфере брендинга и рекламы, на радио, в театральном искусстве и в современных жанрах музыки.

Дизайнер звука (саунд-дизайнеры) – это творческая профессия, которая подразумевает хорошее владение навыками в области звуковой техники и технологии, поэтому среди специалистов по дизайну звука много профессиональных звукорежиссеров, звукооператоров и композиторов. Дизайнер звука должен объединять в себе как творческого, так и технического работника, должен хорошо разбираться в драматургии и режиссуре аудиовизуального продукта, в актерском мастерстве и точно чувствовать взаимосвязь сценического, экранного действия и звукового сопровождения. В компетенцию специалиста по звуковому дизайну также входят знание и понимание особенностей рынка аудиовизуальной индустрии, психологии восприятия экранной продукции, профессиональное чутье и коммуникабельность.

О звуковом дизайне как форме специфической технической и творческой деятельности заговорили в конце 1970-х годов. В титрах к известному фильму «Апокалипсис наших дней» (1979) режиссёра Ф.Ф. Копполы впервые упоминается новый вид деятельности, обозначенный как «дизайн звука». В качестве дизайнера звука в титрах был указан известный американский продюсер и редактор Уолтер Мёрч, оказавший большое влияние на становление звукового дизайна как профессии.

О дизайне звука (или саунд-дизайне) в последнее время появляется всё больше информации. Звуковой дизайн в России постепенно утверждается как одна из творческих профессий, связанная с работой со звуком к экранным произведениям, со звукошумовыми экспериментами в электронной музыке. В титрах к кинофильмам, видеоиграм, мультимедийным проектам можно встретить фамилии дизайнеров звука. Интервью и передачи с участием этих специалистов стали нередкими на телевидении и радио. Предмет «звуковой дизайн» преподаётся в государственных университетах и колледжах. В некоторых учебных заведениях открыты отделения саунд-дизайна.

Тем не менее, до сих пор среди специалистов-практиков и исследователей-теоретиков нет единого мнения, что же представляет собой звуковой дизайн как особая творческая деятельность, как специфический подход к созданию звуковых произведений и продуктов. Сложности вызывает и то, что звуковой дизайн используется в разных сферах, начиная с радио и кинематографа, композиторского творчества и заканчивая рекламной деятельностью (например, в сфере брэндинга и промо-акций). И в каждой области саунд-дизайн обладает своими особенностями, имеет свои специфические задачи. В результате каждый понимает под дизайном звука нечто своё, что влечёт за собой рождение мифов, неясностей в отношении звукового дизайна. Всё чаще приходится сталкиваться с работами, представляемыми как «саунд-дизайнерские», притом, что сами эти работы к дизайну звука имеют очень малое отношение.

В кинопроизводстве дизайнер звука работает совместно с композитором над звуковым сопровождением кинофильма. Дизайнер звука приступает к работе ещё на этапе подготовки к съёмкам фильма, участвуя в создании общей концепции звукошумового озвучения. На следующем этапе осуществляется разработка звукового решения и реализуются поставленные режиссёром и продюсером звукодизайнерские задачи.

В некоторых случаях звуковое решение оказывает непосредственное влияние на реализацию собственно визуальных и изобразительных задач. Так, например, известный дизайнер звука Гэри Райдстром, работая над фильмом «Парк Юрского периода» (реж. С. Спилберг, 1993), смонтировал и синтезировал звуки динозавров и диковинных зверей, и лишь потом, при помощи компьютерных технологий, были созданы их визуальные макеты с учётом звуков рычания и криков.

Дизайнер может создавать какой-либо один вид звуковых эффектов. Например, дизайнер звука Рон Бочар (Ron Bochar) был приглашён на этапе финального монтажа фильма «Волк» (реж. Майк Николс, 1994) для создания звуков, сопровождавших превращения героя Джека Николсона.

В театральном искусстве дизайн звука может решать сразу несколько производственных и творческих задач. Это не только создание, запись и синтезирование звуков и звукошумовых эффектов для спектаклей и сценических шоу, но разработка технических решений для звукотехнического оснащения театральных залов. Театральный звуковой дизайн- это комплекс технических, организационных, технологических и творческих мероприятий, целью которых является создание качественного и художественно цельного звукового сопровождения спектакля или сценического действия.

Звуковой дизайнер и композитор выявляют способы воздействия, вызывающие эмоциональный отклик у слушателя. При этом дизайнер отвечает, как за проектное звуковое решение спектакля, так и за его непосредственную реализацию, контролируя весь процесс звукового оформления. По словам известного российского звукорежиссёра и дизайнера звука Вл. Виноградова: «Звуковое решение спектакля [в западном театральном искусстве] отражается в специальной книге - так называемой «Production book», которая есть непререкаемый закон и порядок ведения спектакля».

Элементы дизайна звука можно найти не только в театральном искусстве, но и на радио: в радиопостановках и жанре радиодрамы, в художественных и публицистических радиопрограммах. И хотя до 1980-х годов сам термин «звуковой дизайн» на радио не использовался, тем не менее многие важнейшие приёмы работы со звуком были обнаружены именно режиссёрами радио. В наши дни звуковой дизайн на радио используется чаще в контексте рекламы и промоушен стратегий коммерческих радиокомпаний. Выбор звукообразных средств в дизайне на радио диктуется не столько их художественной ценностью, сколько коммерческой и производственной необходимостью, выводя на передний план вопросы экономической эффективности звукового дизайна в том или ином радиопроекте или радиорекламе. Важными показателями становятся продуктивная эффективность и окупаемость, скорость и сроки выполнения работы, сегментация целевой аудитории, а также технологические аспекты производства звукового продукта.

Звуковой дизайн на телевидении находит двоякое применение: во-первых, это - звукошумовое оформление телепередач; во-вторых, всё большее влияние набирает дизайн звука в сфере маркетинга, брэндинга и промоушен как мощное средство психологического воздействия на массовую аудиторию. Основная задача дизайнера – создать звуковой «облик» телепрограммы или всего телеканала. Он занимается оформлением рекламных, анонсных, промоушен роликов, всевозможных заставок и отбивок. Дизайнерское звуковое оформление решает задачи коммуникации со зрителем, идентификации канала, играет важную роль в нацеливании на аудиторию, продвигает ценности брэнда и отражает атрибуты телеканала. В профессиональные обязанности звукового дизайнера на ТВ входит требование ориентироваться во многих параметрах звук зрительного восприятия. Здесь важно и ассоциативное мышление, и знание основ психоанализа, и оперирование гражданскими, национальными мотивами, и тонкое чувство юмора, и умение манипулировать человеческими эмоциями.

Техническая база отечественного телевидения за последние годы значительно улучшилась. На телецентрах появилась новая техника, используются современные средства и технологии подготовки и ведения передач. Повысилось качество изображения, растет число каналов вещания. Единственная характеристика, не претерпевшая существенных изменений в эфирном и кабельном телевидении, - звуковое сопровождение. Многие десятилетия оно остается монофоническим.

Монофонический звук кажется исходящим из одной точки - громкоговорителя. В телевидении, как и в кино, такой способ воспроизведения вступает в противоречие с изображением. Он приемлем отчасти лишь при показе крупных планов, когда звук должен исходить из центра экрана. При средних и общих планах логически требуется расширение звуковой картины перед зрителем.

Кардинальное улучшение восприятия звуковой панорамы могут обеспечить только многоканальные системы формирования и воспроизведения звука. Это - многочисленные варианты двухканальных стереофонических, четырехканальных квадрафонических, пяти- и более канальных систем объемного звучания. Все они (кроме квадрафонических, пока не нашедших широкого применения) доведены до высокого схемотехнического и качественного уровня, освоены промышленностью и используются во всем мире. С недавнего времени они появились и в нашей стране.

Как самостоятельное направление в России саунд-дизайн появился сначала в кинематографе, а затем и в других сферах (компьютерные игры, аудиовизуальные инсталляции, реклама

Звуковой дизайн – чрезвычайно интересный и творческий процесс работы над озвучением экранного действия. Он требует от специалиста особых навыков и комплексных знаний. Качественный и продуманный звук оказывает значительное влияние на привлекательность экранного продукта для зрителя. От успешно выполненного звукового дизайна во многом зависит успех на рынке всего экранного проекта.

Просмотров работы: 217