ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «ДЕЛЬФИ» ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «ДЕЛЬФИ» ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Цыбульняк В.Н. 1
1(филиал) ДГТУ г.Волгодонск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Метод «Делфи» - это метод быстрого поиска решений, основанный на их генерации в процессе мозговой атаки, проводимой группой специалистов, и отбора лучшего решения исходя из экспертных оценок. Метод используется для экспертного прогнозирования путем организации системы сбора и математической обработки экспертных оценок [1].

Основная целью метода «Дельфи» является получение согласованной максимально достоверной информации для принятия правильного решения.

Метод «Дельфи» позволяет учесть независимое мнение по обсуждаемому вопросу всех участников группы экспертов и прийти к единому решению, последовательно объединяя идеи, предложения и выводы. Данный метод заключается в последовательном осуществлении процедур, направленных на формирование группового мнения по различным вопросам.

Метод «Дельфи» основывается на принципе, гласящем, что независимые эксперты (в большинстве случаев несвязанные и даже не знающие друг о друге) могут гораздо лучше оценить и предсказать результат, нежели чем специально организованный коллектив. Выявление преобладающих суждений с помощью метода «Дельфи» позволяет сблизить точки зрения экспертов. Вместе с тем учитывается, что, несмотря на сближение оценок, различие будет существовать и в конце опроса [2].

Метод «Дельфи» осуществляется в несколько этапов.

Предварительный. На этом этапе формируют группу экспертов, состоящую из специалистов, компетентных в обсуждаемом вопросе, и организационную (рабочую, аналитическую) группу для сбора и обобщения мнений экспертов.

Основной. На этом этапе экспертам рассылается вопрос и предлагается разделить его на подвопросы. Организационная группа отбирает наиболее часто встречающиеся, таким образом составляется общий опросник, который рассылается экспертам. Далее экспертам предлагается ответить на вопросы: можно ли добавить ещё что-то; достаточно ли информации; есть ли дополнительная информация по вопросу. В итоге на основе их ответов, где есть дополнительные аспекты, запрос информации, предоставленная информация, составляется следующий опросник, который вновь рассылается экспертам, для того, чтобы они дали свой вариант решения и рассмотрели наиболее крайние точки зрения, высказанные другими экспертами. Эксперты должны оценить проблему по аспектам: эффективность, обеспеченность ресурсами, в какой степени соответствует изначальной постановке задачи. Таким образом выявляются преобладающие суждения экспертов, сближаются их точки зрения. Всех экспертов знакомят с доводами тех, чьи суждения сильно отличаются от мнения большинства. После этого все эксперты могут менять мнение, а процедура повторяется до тех пор, пока не достигается согласованность между экспертами, или не устанавливается отсутствие единого мнения по проблеме. При изучении причины расхождений в оценках экспертов выявляются незамеченные ранее аспекты проблемы, и фиксируется внимание на вероятных последствиях развития анализируемой проблемы или ситуации. Обычно проводится три этапа, но если мнения сильно расходятся - то больше.

Аналитический. На этом этапе проводится проверка мнений экспертов, анализ полученных выводов, обработка результатов статистическими методами, обобщаются экспертные заключения, разрабатываются и выдаются конечные практические рекомендации по поставленной проблеме [3].

Схематически процедуру экспертного оценивания опроса по методу «Дельфи» можно рассмотреть на рисунке 1.

План действий

  1. Сформировать рабочую группу для сбора и обобщения мнений экспертов.

  2. Сформировать экспертную группу из специалистов, владеющих вопросами по обсуждаемой теме.

  3. Подготовить анкету, указав в ней поставленную проблему, уточняющие вопросы. Формулировки должны быть четкими и однозначно трактуемыми, предполагать однозначные ответы.

  4. Провести опрос экспертов в соответствии с методикой, предполагающей при необходимости повторение процедуры. Полученные ответы служат основой для формулирования вопросов для следующего этапа.

  5. Обобщить экспертные заключения и выдать рекомендации по поставленной проблеме [4].

Рисунок 1 - Проведение экспертизы по методу «Дельфи»

Особенностями метода «Дельфи» являются анонимность и законность регулируемая обратная связь и многоуровневость, групповой ответ.

Анонимность и заочность процедур, используемых в методе «Дельфи», обеспечивают отсутствие влияния наиболее авторитетных участников опроса на ответы остальных экспертов, исключает групповое влияние мнения большинства, даёт возможность проводить опрос экстерриториально, с помощью применения специальных вопросников, электронной или обычной почты, обеспечения контактом экспертов с ЭВМ.

Многоуровневые опросы дают более надежный и объективный результат. Регулируемая обратная связь уменьшает влияние индивидуальных и групповых интересов, не связанных с решаемыми проблемами с помощью многократности опросов и обработки результатов статистическими методами и сообщения их экспертам. С помощью статистических методов определения группового ответа можно уменьшить статистический разброс индивидуальных оценок и получить групповой ответ, в котором правильно отражено мнение каждого эксперта [5].

При проведении опроса по методу «Дельфи» необходимо соблюдать несколько условий:

  • формулировки анкеты должны быть четкими и однозначно трактуемыми, предполагать однозначные ответы;

  • поставленные вопросы должны допускать возможность выражения ответа в виде числа;.

эксперты должны располагать достаточной информацией для того, чтобы дать оценку;

  • ответ на каждый вопрос (оценка) должен быть обоснован экспертом;

  • группы экспертов должны быть стабильными и численность их должна удерживаться в благоразумных рамках;

  • время между турами опросов должно быть не более месяца;

  • число туров должно быть достаточным, чтобы обеспечить всех участников возможностью ознакомиться с причиной той или иной оценки, а также и для критики этих причин;

  • должен проводиться систематический отбор экспертов;

  • необходимо иметь самооценку компетенции экспертов по рассматриваемым проблемам;

  • нужна формула согласованности оценок, основанная на данных самооценок.

Известно, что использование коллективных знаний ведет к возможности нахождения сильных решений, однако в процессе обмена мнениями между участниками может сказаться влияние авторитета коллег и все сведется к появлению популярных ответов.

Метод «Дельфи» широко используется в стратегическом планировании, применим практически в любой ситуации, требующей прогнозирования. Данный метод исследования применяется в планировании в таких областях, как техника, бизнес, футурология, исследование космоса и др. Таким образом, можно сделать вывод о том, что метод «Дельфи» наиболее часто используется именно в областях, связанных с научно-техническим прогрессом.

Рассмотрим использование метода на примере оценки товаров, выпускаемых предприятием ООО «Алмаз» в г. Волгодонске.

Проблема – оценить уровень спроса на торговую марку в 2018 году. Были приглашены 10 экспертов с ведущих предприятий города, среди которых представитель компании «Дриада» и «Dmi» . Каждый эксперт получил анкету с описанием товара и предполагаемого рынка сбыта. Экспертам предложено дать себе индивидуальную самооценку в баллах в диапазоне от 0 до 10. Уровень спроса предлагается оценить в % (процентах) в диапазоне от 0 до 100.

Каждый эксперт работает самостоятельно и анонимно. После 1-го тура от экспертов были получены следующие результаты, которых даны в таблице 1.

Таблица 1-Результаты экспертов

Номер

эксперта

Коэффициент самооценки

Уровень спроса -индивидуальная оценка эксперта

1

10

90

2

8

100

3

10

75

4

7

80

5

8,8

90

6

10

100

7

6,6

80

8

8,5

80

9

7,4

60

10

9,9

80

Разработанная компьютерная программа проводит следующий расчет для аналитической группы:

Среднегрупповая самооценка равна = (10+8+…+9,9) : 10 = 8,61

Среднее значение спроса (простая оценка) равна (90+100+…+80) :10 =83,5%.

Cредневзвешенная оценка спроса равна (10х90 +8х100+…+9,9х80) : (10+8+…+9,9) =84,1%.

Медиана в данном случае при четном числе экспертов рассчитывается как среднеарифметическое значение между серединными оценками и будет равна Ме = (80+80):2=80 [замечание: оценки экспертов по уровню спроса располагаются по возрастанию].

Область доверительности рассчитается следующим образом.

Определяется минимальная оценка из набора экспертизы – 60%;

максимальная оценка -100%. Квартиль будет равна (100-60):4=10%.

Следовательно, нижняя граница доверительной области будет равна 60+10=70%, верхняя граница будет равна 100-10=90%.

Все полученные результаты предлагаются на рассмотрение экспертам. Если эксперты считают целесообразным откорректировать свое мнение, то они передают свои коррективы аналитической группе. И аналитическая группа рассчитывает новые результаты по тому алгоритму, который был рассмотрен выше.

В следующем примере происходит выбор секретаря из девушек, подавших резюме на наше предприятие (ООО «Алмаз», г. Волгодонск).

Нужно произвести выбор секретаря из девушек, подавших резюме. Отбор девушек происходит по пяти критериям:

1. Знание делопроизводства.

2. Внешний вид.

3. Знание английского языка.

4. Знание компьютера.

5. Умение разговаривать по телефону.

Собеседование прошли пять девушек:

1. Ольга

2. Елена

3. Светлана

4. Галина

5. Жанна

После собеседования получились следующее описание девушек:

1. Ольга.

Приятная внешность. Отличное знание английского языка. Хорошее знание делопроизводства. Нет навыков работы на компьютере, посредственное общение по телефону.

2. Елена.

Красивая, приятная внешность, хорошее умение общаться по телефону. Незнание английского языка, нет навыков работы на компьютере, делопроизводство знает весьма плохо.

3. Светлана.

Очень хорошее знание делопроизводства, хорошие навыки работы на компьютере, достаточно хорошо общается по телефону. Не очень приятная внешность, посредственное знание английского языка.

4. Галина.

Достаточно хорошо знает делопроизводство, неплохие навыки работы на компьютере, по телефону общается на высоком уровне. Плохое знание английского языка, не приятная внешность.

5. Жанна.

Приятная внешность, неплохие навыки работы на компьютере, достаточно хорошее знание английского языка. По телефону общается плохо, не знает делопроизводство.

Решение строит компьютерная система по следующей методике:

1.Строится иерархия характеристик претендентов на вакансию (рис.2):

А1, А2, …, А5 – критерии Делопроизводство, Внешний вид, Английский язык, Знание компьютера, Умение разговаривать по телефону; В1, В2, …, В5 – альтернативы Ольга, Елена, Светлана, Галина, Жанна.

Рисунок 2 – Иерархия характеристик претендентов

2. Строится матрицу парных сравнений для критериев и рассчитываем оценки. Для этого строится матрица размерностью 5х5 (по числу критериев) и подписываются строки и столбцы наименованиями сравниваемых критериев.

Далее программа формирует таблицу, в которой попарно сравниваются критерии из строки с критерием из столбца по отношению к цели - выбору секретаря. Значения из шкалы относительной важности (таблица 1) вписываются в ячейки, образованные пересечением соответствующей строки и столбца (таблица 2).

Таблица 2 – Критерий оценки претендентов

КРИТЕРИИ

Внешность

Язык

Делопроизводство

Компьютер

Телефон

Внешность

1

1/5

1/5

1/6

1/6

Язык

5

1

1/3

1/3

1/3

Делопроизводство

5

3

1

1/2

2

Компьютер

6

3

2

1

2

Телефон

6

3

1/2

1/2

1

Далее программа производит оценку компонент собственного вектора.

Так для критерия "Внешность" это будет:

(1 x 1/5 x 1/5 x 1/6 x 1/6)1/5 = 0,25654.

Получив сумму оценок собственных векторов ( = 6,39069), происходит вычисление нормализованных оценок вектора приоритета для каждого критерия, разделив значение оценки собственного вектора на эту сумму. Для того же критерия "Внешность" получается:

0,25654 / 6,39069= 0,04014.

Результаты показаны в таблице 3.

Таблица 3- Критерий внешности претендентов

КРИТЕРИИ

Внешность

Язык

Делопроизв-во

Компьютер

Телефон

Оценки компонент собственного вектора

Нормализованные оценки вектора приоритета

Внешность

1

1/5

1/5

1/6

1/6

0,25654

0,04014

Язык

5

1

1/3

1/3

1/3

0,71226

0,11145

Делопроизводство

5

3

1

1/2

2

1,71877

0,26895

Компьютер

6

3

2

1

2

2,35216

0,36806

Телефон

6

3

1/2

1/2

1

1,35096

0,21140

Сумма:

6,39069

 

Далее информационная система рассчитывает Lmax (таблица 4):

Таблица 4 - Расчет Lmax

Сумма по столбцам

23,00

10,20

4,03

2,50

5,50

 

Произведение суммы по столбцам и нормализованной оценки вектора приоритета

0,9233

1,1368

1,084

0,92

1,163

Сумма (Lmax): 5,2268

Сравнивая нормализованные оценки вектора приоритета можно сделать вывод, что наибольшее значение при выборе секретаря придается критерию "Знание компьютера".

Далее проверяется, насколько суждения были непротиворечивыми при составлении матрицы парных сравнений критериев. Для этого необходимо рассчитываются отношение согласованности и индекс согласованности для этой матрицы.

ОС = Ис/ число, соответствующее случайной согласованности матрицы пятого порядка, равного 1,12. Отношение согласованности должно быть меньше 10.

Ис = (Lmax-n)/(n-1)

Ис = (5,2268-5)/(5-1) = 0,0567

ОС = 0,0567/1,12 = 5,06%

Если величина ОС < 10% значит пересматривать свои суждения нет нужды.

3. Программа строит матрицу парных сравнений для альтернатив (девушек) по каждому критерию и рассчитываем оценки. Для этого строим матрицы размерностью 5х5 (по числу альтернатив) и подпишем строки и столбцы наименованиями альтернатив.

Для этого попарно сравнивается альтернатива из строки с альтернативой из столбца по каждому критерию отдельно. Значения из шкалы относительной важности (таблица 2) вписываются в ячейки, образованные пересечением соответствующей строки и столбца.

Затем определяется оценочный компонент собственного вектора для каждой матрицы. Получив сумму оценок собственных векторов, вычисляем нормализованные оценки вектора приоритета для каждой альтернативы по каждому критерию.

Затем для каждой матрицы рассчитывается отношение согласованности и индекс согласованности. Расчеты приведены в таблице 5

Критерий «Внешность», которые можно найти в таблице 5.

Таблица 5-Критерий внешности претендентов

 

Ольга

Елена

Светлана

Галина

Жанна

Оценки компонент собственного вектора

Нормализо-ванные оценки вектора приоритета

Ольга

1

1/5

5

6

1/4

1,084472

0,150519

Елена

4

1

6

7

2

3,200869

0,444264

Светлана

1/5

1/6

1

3

1/5

0,457305

0,063472

Галина

1/6

1/7

1/3

1

1/5

0,275507

0,038239

Жанна

4

1/2

5

5

1

2,186724

0,303506

Сумма

         

7,204876

 

Снова рассчитывается Lmax(таблица 2.6):

Таблица 6 - Рассчёты Lmax:

Сумма по столбцам

9,3667

2,0095

17,3333

22,0000

3,6500

 

Произведение суммы по столбцам и нормализованной оценки вектора приоритета

1,409863

0,89276

1,100174

0,841256

1,107797

Сумма (Lmax):

5,35185

Ис = (5,35485-5)/(5-1) = 0,0879, ОС = 0,0879/1,12 = 7,85%.

Величина ОС < 10% значит пересматривать свои суждения нет нужды.

Программа так же рассчитывает все остальные критерии приведённые выше.

4. Конечным результатом программы является расчёт вектора глобальных приоритетов.

Подсчитываются значения глобального приоритета для каждой из альтернатив как сумму произведений значения вектора приоритета для критерия и значения вектора локального приоритета этой альтернативы в отношении данного критерия, т.е. для альтернативы Ольга это будет:

0,040142 * 0,150519 + 0,111453* 0,509802+ 0,268950* 0,265887+ 0,368060* 0,029162+ 0,211395* 0,084998 = 0,163073.

Все расчеты представлены в таблице 7.

Таблица 7- Значения глобального приоритета для каждой из альтернатив

Альтернативы

Критерии

Глобальные приоритеты

Внешность

Язык

Делопроизводство

Компьютер

Телефон

Численное значение вектора приоритета

0,040142

0,111453

0,268950

0,368060

0,211395

Ольга

0,150519

0,509802

0,265887

0,029162

0,084998

0,163073

Елена

0,444264

0,032837

0,064260

0,058705

0,247942

0,112797

Светлана

0,063472

0,063607

0,493552

0,526838

0,149204

0,367827

Галина

0,038239

0,129514

0,144919

0,155251

0,478543

0,213249

Жанна

0,303506

0,264241

0,031382

0,230043

0,039312

0,143054

Результаты вычислений показали, что нужно выбрать Светлану (строка № 3).

Таким образом, метод «Дельфи» позволил разработать для предприятия ООО «Алмаз» информационные системы, которые существенно облегчают функционирование предприятия, в частности, выборе сотрудника при приеме на работу, а так же для оценки товаров, выпускаемых предприятием.

Библиографический список

  1. Метод ««Дельфи»» URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_««Дельфи»» (дата обращения 01 .12.2017)

  2. Авдулов П.В., Гойзман Э.И., Кутузов В.А. и др. Экономико-математические методы и модели для руководителя. М.: Экономика 1998 г.

  3. Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. М.: Наука, 1997 г. (дата обращения 01 .12.2017)

  4. Экспертная оценка: метод «Дельфи» URL: http://diplomba.ru/work/72783 (дата обращения 01 .12.2017)

  5. "Метод «Дельфи»йского оракула".URL: http://producm.ru/methods-of-searching-for-new-ideas/methods-of-control/the-delphi-technique/ (дата обращения 01 .12.2017)

Просмотров работы: 1339