Существует много технологий для обучения общеобразовательным дисциплинам, которые могут сделать взаимодействие преподавателя и студента простым и удобным, но и в целом повысить эффективность обучения. Эти технологии дают возможность пользователям совместно работать с документами, обмениваться информацией, а также работать с массовыми публикациями. Одной из таких моделей является технология WebQuest (веб-квест), которая была разработана в 1985 году Берни Доджем и Томом Марчем в Университете Сан Диего и основана на использовании Интернета и минимальном применении традиционных ресурсов.
WebQuest — это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. В основе создания WebQuest находится проектный метод, который возник в США в конце XIX в. и получил психолого-педагогическое обоснование профессором Колумбийского университета У. Килпатриком.
При применении технологии WebQuest на занятиях можно решать следующие задачи:
организация самостоятельности обучающихся;
развитие коммуникативной компетенции;
обеспечение возможности индивидуального подхода;
мотивация обучающихся к изучению нового материала и применению новых знаний на практике;
использование большого количества актуальной аутентичной информации;
развитие навыков информационно-познавательной деятельности, т.к. обучающиеся вовлечены в активную самостоятельную или групповую деятельность;
обучение применения самостоятельных решений;
развитие критического мышления;
тренировка аналитических способностей при решении проблемы и отборе найденной информации.
При использовании этой технологии меняется также роль преподавателя – теперь это организатор учебной деятельности и помощник в самостоятельной работе студентов, направляющий их к формированию навыков самообразования.
Технологии WebQuest состоит из:
Вступления: обзор темы и содержания квеста, описание ролей участников квеста – постановка задачи каждому участнику, предварительный план совместной и индивидуальной работы.
Задание: формулирование итогового результата самостоятельной работы участников.
Роли: представление списка ролей, в качестве которых они могут выполнить задания.
Описание процедуры работы: алгоритм самостоятельного выполнения задания, этапы работы и результат.
Описание критериев и параметров оценки веб-квеста: четкая инструкция по представлению результата выполнения задания.
Мой личный опыт в проектной и поисковой деятельности заключается в разработке веб-квеста “Духовное наследие города Серпухова”, в который раскрывает и показывает культурный и духовный потенциал родного края. В начале все участники получают сообщение, в котором определяется основная цель работы. Прохождение веб-квеста подразумевает следующие действия:
поиск и систематизация информации;
изучение фактов на основе источников;
демонстрацию материала в формате презентации;
создание виртуальной выставки.
Затем предлагается план деятельности по ролям:
Фотографыдолжны наблюдать как менялся облик соборов и храмов.
Журналисты выясняют при каких условиях появились храмы.
Дизайнеры собирают материал, отображающий описание и обустройство соборов, церквей.
Экскурсоводы соотносят найденные изображения с описанием и составляют увлекательное повествование по выбранной теме
IT - специалисты используя полученную информацию должны создать виртуальный музей культурных памятников Серпухова.
Результатом деятельности стало размещение работ участников веб-квеста в виде страниц в блоге.
WebQuest способствует развитию у студентов навыков, необходимых для человека в современном мире: умение ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, самостоятельно и творчески мыслить, объективно оценивать свои достижения, умение работать в команде, идти в ногу со временем и т. д.
Список использованных источников
Андреева М.В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной социокультурной компетенции // Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.
Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Методическое пособие для учителя. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 93 с.