ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА БУДУЩИХ АБИТУРИЕНТОВ И УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА БУДУЩИХ АБИТУРИЕНТОВ И УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТОВ

Киселев В.С. 1
1Шуйский филиал Ивановского Государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из самой важных задач образования можно назвать профессиональное самоопределение учащихся старших классов. это играет важную роль как для самого человека, так и для государства и общества в целом. Общеобразовательной школе отводится ведущая роль в формировании необходимой среды, которой учащиеся могут сделать осознанный выбор своей будущей профессии. Повысить эффективность этой деятельности поможет взаимодействие школы с иными учреждениями, в том числе и с учреждениями высшего образования [1].

Престижность вуза, качество абитуриентов и профессиональная успешность выпускников в настоящее время являются объективными критериями успешного высшего учебного заведения. Повышение этих критериев во многом зависит от качества организации вузом профориентационной работы с выпускниками школ. В это понятие могут входить мероприятия по взаимодействию вуза и школ, реклама вуза с целью ориентирования абитуриентов и учащихся старших классов школ, проведение олимпиад и конкурсов, победители и призеры которых имеют преимущества при поступлении.

Для того, чтобы профориентационная работа была результативной, требуется обеспечить взаимовыгодный обмен различными ресурсами, способствующие достижению значимых целей как для высшего учебного заведения, так и для школы. Немалое значение имеет формирование у старшеклассников умений самоопределяться и делать осознанный выбор. Это обеспечивает вуз заинтересованными студентами, желающими получать образование по выбранному направлению подготовки и в дальнейшем работать по профессии.

Современное развитие информационных технологий позволяет значительно повысить качество организации профориентационной деятельности. Это сайты, в том числе сайты вуза и школ, сайты олимпиад и конкурсов, проводимых на базе вуза с целью привлечения будущих абитуриентов, профориентационные курсы, размещенные на образовательных платформах (Stepik, Интуит, Фоксфорд и др.), тестирующие системы.

Несмотря на все возможности ведения такой работы, возникает ряд противоречий, которые необходимо по возможности устранить:

  1. Между потребностью вуза в профессионально ориентированных, целеустремленных и хорошо подготовленных абитуриентах и слабой разработанностью механизмов организации профориентационной работы высшего учебного заведения с учениками школ.

  2. Между необходимостью тесного сотрудничества школы и вуза в организации профориентационной работы учащихся и недостаточной разработанностью технологий взаимодействия школы и близлежащих вузов.

  3. Между наличием технических возможностей для разработки и поддержки информационных систем и слабой функциональностью и, вследствие этого, слабой результативностью разработанных ресурсов (сайты, курсы, конкурсы, олимпиады) для организации данной работы.

В ходе написания магистерской диссертации планируется устранить действие этих противоречий в Шуйском филиале Ивановского государственного университета.

В качестве объекта исследования были выбраны информационные технологии в организации взаимодействия вуза и школы в аспекте повышения результативности профориентационной работы со старшеклассниками. Требуется выяснить каким образом информационные и коммуникационные технологии могут обеспечить плодотворную профориентационную работу в аспекте сотрудничества вуза и школ. Будет рассмотрена организация взаимодействия вуза и школы в аспекте повышения качества профориентационной работы со старшеклассниками.

Одним из способов ведения профориентационной работы с использованием информационных технологий является проведение олимпиад, сопровождающихся официальным сайтом с использованием различных сервисов интерактивного взаимодействия. Примером является олимпиада по программированию для школьников 8-11 классов и студентов начального и среднего профессионального образования, проводимая на базе Шуйского филиала Ивановского государственного университета. Цель проведения олимпиады – выявление талантливых школьников в области информационных технологий, привлечение их к научно-исследовательской деятельности, профессиональной ориентации школьников и популяризации направлений подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (профиль Информационные технологии) и 44.03.02 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (Математика; Информатика), развития у обучающейся молодежи интереса к программированию.

Данная олимпиада сопровождается официальным сайтом, в который интегрирована регистрационная форма Google Forms, данные с которой автоматически заносятся в таблицу “Участники олимпиады”. Для тестовой части используется iSpring Suite. Результаты теста также автоматически заносятся в таблицу “Участники олимпиады”.

По результатам олимпиады определяются участники, занявшие призовые места. Все участники, успешно прошедшие первый и второй туры получают сертификаты участника. Призеры олимпиады награждаются грамотами. Результаты олимпиады (победители/призеры) являются индивидуальными достижениями абитуриентов, которые учитываются при приеме в Ивановский государственный университет.

Олимпиада проводилась в 2014, 2015, 2016, 2017 гг. По результатам приёмных кампаний этих лет, большая часть победителей и призёров, поступивших в Шуйский филиал ИвГУ на вышеуказанные направления подготовки, в дальнейшем показывают отличные результаты в учебной и научной деятельности.

Ещё одним эффективным способом ведения профориентационной работы является создание единой информационно-образовательной среды между вузом и школами. Это позволит значительно повысить качество преподавательской деятельности, а также позволит обучающимся легче определиться с выбором направления подготовки. В качестве такой среды может выступать портал с различными уровнями доступа (администратор, преподаватель вуза, студент, учитель школы, ученик). На портале размещаются сведения о направлениях подготовки и дисциплинах, исполняемых в вузе, электронные курсы по дисциплинам для студентов вуза, электронные курсы для учителей, в т.ч. курсы по ведению профориентационной работы, а также профориентационные тесты для учащихся школ, которые помогут определиться с выбором своего будущего обучения в учреждении высшего образования.

Также большую популярность набирают круглые столы между студентами и старшеклассниками по различным вопросам. Современные информационные технологии позволяют значительно упростить организацию такого рода мероприятий путем проведения их в виртуальной среде. Самое простое - использование различных вебинарных платформ (My Own Conference, Etutorium, Webinar.ru, Mirapolis Virtual Room, Webinar.tw, Imind, Expert System, Vivavox, Webinar FM). Более сложный и наиболее приближенный к реальности вариант - виртуальные конференции. В этом случае с помощью технологий дополненной реальности (очки виртуальной реальности, шлемы виртуальной реальности, контроллеры, специализированные программы) на выделенном сервере создаётся виртуальное пространство (конференц-зал, класс и т.п.), на котором размещаются участники. Благодаря шлему или очков виртуальной реальности участники видят само пространство, своё местоположение в нём, а также других участников и их местоположение. Участники могут общаться между собой в форме максимально приближенным к реальным.

Всё вышеперечисленное говорит о том, что современное развитие информационных технологий позволяет проводить достаточно эффективную профориентационную работу. Использование предложенных технологий позволит устранить большую часть возникших противоречий путём создания информационно-образовательной среды, увеличения количества информативных ресурсов, повышения доступности взаимодействия вуза и школ.

Литература

  1. Сардушкина Ю.А. Взаимодействие школы и ВУЗа как средство повышения результативности профориентационной работы / Ю.А. Сардушкина // Психология и педагогика. – 2013. № 4. – С. 165-173.

  2. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования Текст. / И.В. Роберт.- М: Школа-Пресс, 1994.

  3. Бескова Т.В. Педагогическая система формирования профессионального самоопределения учащихся в условиях довузовского образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2004. 22 с.

  4. Зубакина О.В. Социальное партнёрство вуза как фактор реализации педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М. : ИСМО РАО, 2008. 26 с.

  5. Кузнецова В.Н. Совместная работа школы и вуза по профессио- нальному самоопределению учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Саратов, 2008. 22 с.

  6. Мороз Е.А. Формирование готовности старших подростков к профессиональному самоопределению в условиях предпрофильной подготовки в системе «школа – вуз»: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2005. 28 с.

Просмотров работы: 171