РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Муравьева Е.Б. 1, Зайцева С.А. 2
1ГБОУ Школа "№ 2121 имени Маршала Советского Союза С.К.Куркоткина"
2Шуйский филиал ФГБОУ ВПО "Ивановский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – один из самых сложных, но наиболее интересный и познавательный. Уроки по окружающему миру знакомят учащихся с видовым многообразием, учат видеть сложные взаимосвязи в природе, а также позволяют удовлетворить ряд потребностей ребенка – естественное любопытство к окружающим нас живым организмам, общение с природой, общение со сверстниками в процессе выполнения заданий, самостоятельное получение информации, а также потребность в активной деятельности.

Курс «Окружающий мир» предоставляет значительные возможности педагогу в формировании учебной мотивации. Это и использование ИКТ, и разнообразие форм уроков (урок-игра, фенологическая экскурсия, урок-сказка, урок-наблюдение за живой и неживой природой и т.д.), и разнообразие форм внеклассной работы (КВН, экологический кружок и т.д.), и проектная деятельность.

Мы считаем, что использование возможностей ИКТ будет педагогически целесообразным и эффективным и способствовать развитию учебной мотивации на уроках окружающего мира в начальных классах, если:

- использование средств ИКТ на занятиях по окружающему миру будет осуществляться в условиях интерактивности обратной связи, компьютерной визуализации учебного материала, автоматизации контроля результатов обучения;

- содержание учебного материала в программном обеспечении будет адекватно содержательным целям обучения, а дидактический материал будет представлен с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся начальных классов и дифференцированно по степени сложности;

- параллельное использование программных средств ИКТ на уроках по окружающему миру и в самостоятельной работе учащихся.

Для проверки гипотезы мы разработали и реализовали комплекс электронных образовательных ресурсов для обучения учащихся начальных классов предмету «Окружающий мир», направленных на развитие учебной мотивации у учащихся. Эти ресурсы представлены в таблице 1.

Таблица 1. Модель использования ОЭР в курсе «Окружающий мир» 2 класс «Школа России»

Раз-дел

Тема

Название выполненных студентами ЭОР

Используемые ресурсы

Где мы живём.

Родная страна.

Родная страна.

Презентация и викторина с выбором правильного ответа в LearningApps «Государственные символы»

Город и село. Проект «Родной город (село)».

Презентация Microsoft PowerPoint

«Город и село»

Природа и рукотворный мир.

презентация и упражнение в LearningApps «Природа и рукотворный мир»

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Тест№1.

Кроссворд в HotPotatoes «Где мы живём»

Неживая и живая природа.

Неживая и живая природа.

Тест «Природные и рукотворные объекты» в Google-форме, презентация

Явления природы.

Презентация Microsoft PowerPoint

Что такое погода? Как измеряют температуру? Практическая работа № 1

Тест в Online Test Pad «Измерение температуры»

В гости к осени. Экскурсия №1.

Google-презентация

Неживая природа осенью. Живая природа осенью. Перелётные птицы.

Презентация и упражнение в LearningApps «Перелетные и зимующие птицы» д/з создать самостоятельно упражнение в LearningApps «Признаки осени»

Звёздное небо.

просмотр звездного неба в сервисе Google Sky, обучающий фильм «Прогулки в космосе для начальной школы»

Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа № 2.

Презентация Microsoft PowerPoint «Знакомство с горными породами и минералами»

Про воздух…

Google–презентация, упражнение в LearningApps «Из чего состоит воздух»

…И про воду.

Презентация Microsoft PowerPoint

Какие бывают растения. Практическая работа №3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав».

презентация, упражнение в LearningApps «Части растения» и «Этажи леса»

Какие бывают животные?

Презентация, самостоятельное создание упражнения учащимися в LearningApps «Распредели животных по группам»

Проверочная работа.

Тест в Google- форме

Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира.

Презентация Microsoft PowerPoint с элементами VBA

Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений».

Упражнения в LearningApps «Культурные и дикорастущие растения», д/з создать задание самостоятельно (распредели по группам растения: овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные)

Дикие и домашние животные.

Презентация, кроссворд, д/з - сообщение о комнатном растении в SunRavBook Offic

Комнатные растения. Практическая работа №5 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями».

Сообщение-презентация о кошке или собаке в SunRavBook Offic

Животные живого уголка. Про кошек и собак. Практическая работа №6

Флипчарт в ActivInspire «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка».

Красная книга.

Презентация, упражнение в LearningApps «Красная книга»

Будьте природе другом!

Презентация, упражнение в LearningApps «Растения и животные, занесенные в Красную книгу»,

Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту».

тест «Красная книга» в гугл форме кроссворд «Природа»- упражнение в LearningApps

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

«Природа». Тест №2.

Флипчарт в ActivInspire, тест в SunRav TestOfficePro

Жизнь города и села.

Родной город (село).

Что такое экономика?

Флипчарт в ActivInspire «Что такое экономика?»

Из чего что сделано.

Флипчарт в ActivInspire «Что такое, кто такой?»

Как построить дом.

Флипчарт в ActivInspire «Строим дом»

Какой бывает транспорт.

Упражнение в LearningApps «Виды транспорта», д/з создать упражнение «Пассажирский, грузовой, специальный виды транспорта»

Культура и образование.

Кроссворд в HotPotatoes

Все профессии важны. Проект «Профессии».

Презентация Microsoft PowerPoint с элементами VBA

В гости к зиме. Экскурсия №2.

Презентация Microsoft PowerPoint с элементами VBA

В гости к зиме. Сезонные изменения в природе.

Презентация Microsoft PowerPoint с элементами VBA

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Тест №3.

Тест в - iSpring Suite «Жизнь города и села»

Здоровье и безопасность.

Наше тело и здоровье, ОБЖ

Строение тела человека.

Презентация Microsoft PowerPoint с элементами VBA

Если хочешь быть здоров.

Кроссворд в HotPotatoes

Берегись автомобиля! Школа пешехода. Практическая работа № 7 «Отработка правил перехода улиц».

Тест в - iSpring Suite

Домашние опасности.

Учебный флеш-ролик в iSpring Suite

Пожар!

Кроссворд в HotPotatoes

На воде и в лесу.

Презентация Microsoft PowerPoint с элементами VBA

Опасные незнакомцы.

Флипчарт в ActivInspire «Как себя вести с незнакомцем?»

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». Тест №4.

Тест в - iSpring Suite

Общение.

Правила этикета.

Наша дружная семья. Проект «Родословная».

Проект «Моя родословная» в программе GenoPro «Живая родословная» для создания генеалогических проектов

В школе.

Проект в ОС3 Хронолайнер– программе для создания хронологических последовательностей

Правила вежливости.

Учебный флеш-ролик в iSpring Suite

Ты и твои друзья. День рождения. Практическая работа № 8

Флипчарт в ActivInspire «Отработка основных правил этикета»

Мы – зрители и пассажиры.

Учебный флеш-ролик в iSpring Suite

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». Тест №5.

Тест в HotPotatoes

Путешествия.

Ориентирование на местности.

Посмотри вокруг.

Ориентирование на местности.

Презентация в Google «Для чего нужен компас»

Практическая работа № 9 (ориентирование на местности).

Флипчарт в ActivInspire «Определение сторон горизонта по компасу».

Формы земной поверхности.

Презентация в Google

Водные богатства.

Презентация в Google

В гости к весне. Экскурсия №3.

Флипчарт в ActivInspire «Признаки весны»

В гости к весне.

Кроссворд в HotPotatoes «Сезонные изменения в природе».

Россия - наша страна.

Россия на карте.

Презентация Microsoft PowerPoint с элементами VBA

Проект «Города России».

Презентация Microsoft PowerPoint с элементами VBA

Путешествие по Москве.

Презентация в Google

Московский Кремль.

Проект в Google Maps

Город на Неве.

Проект в Google Maps

Планета Земля.

Путешествие по планете.

Задание в Web-ГИС Google

Путешествие по материкам.

Упражнение в LearningApps

Страны мира. Проект «Страны мира».

Презентация в Google

Впереди лето.

Флипчарт в ActivInspire «Признаки Ллета»

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». Тест №5.

Тест в - iSpring Suite

Проведенный нами эксперимент по использованию ИКТ в учебном процессе начальной школы подтвердил выдвинутую гипотезу и позволил выделить условия использования информационных технологий для формирования учебной мотивации у младших школьников:

- отбор учебного материала для реализации электронных образовательных ресурсов необходимо производить в соответствии с требованиями: соответствие учебной программе; научная непротиворечивость; практическая значимость; доступность; наглядность представления; наличие элементов занимательности.

- учащихся необходимо привлекать к самостоятельной разработке ОЭР, которые могут быть использованы в учебном процессе по предмету «Окружающий мир»;

- учителю необходимо регулярно проверять выполненные учащимися задания в электронном виде, выставлять и комментировать оценки, применять разнообразные формы оценки учебной деятельности;

- в процесс обучения целесообразно включать ЭОР с элементами игровых технологий;

- выполнение заданий в электронном виде должно создавать у младших школьников ситуацию успеха.

Просмотров работы: 242