Курс «Окружающий мир» предоставляет значительные возможности педагогу в формировании учебной мотивации. Это и использование ИКТ, и разнообразие форм уроков (урок-игра, фенологическая экскурсия, урок-сказка, урок-наблюдение за живой и неживой природой и т.д.), и разнообразие форм внеклассной работы (КВН, экологический кружок и т.д.), и проектная деятельность.
Мы считаем, что использование возможностей ИКТ будет педагогически целесообразным и эффективным и способствовать развитию учебной мотивации на уроках окружающего мира в начальных классах, если:
- использование средств ИКТ на занятиях по окружающему миру будет осуществляться в условиях интерактивности обратной связи, компьютерной визуализации учебного материала, автоматизации контроля результатов обучения;
- содержание учебного материала в программном обеспечении будет адекватно содержательным целям обучения, а дидактический материал будет представлен с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся начальных классов и дифференцированно по степени сложности;
- параллельное использование программных средств ИКТ на уроках по окружающему миру и в самостоятельной работе учащихся.
Для проверки гипотезы мы разработали и реализовали комплекс электронных образовательных ресурсов для обучения учащихся начальных классов предмету «Окружающий мир», направленных на развитие учебной мотивации у учащихся. Эти ресурсы представлены в таблице 1.
Таблица 1. Модель использования ОЭР в курсе «Окружающий мир» 2 класс «Школа России»
Раз-дел |
Тема |
Название выполненных студентами ЭОР |
Используемые ресурсы |
Где мы живём. |
Родная страна. |
Родная страна. |
Презентация и викторина с выбором правильного ответа в LearningApps «Государственные символы» |
Город и село. Проект «Родной город (село)». |
Презентация Microsoft PowerPoint «Город и село» |
||
Природа и рукотворный мир. |
презентация и упражнение в LearningApps «Природа и рукотворный мир» |
||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Тест№1. |
Кроссворд в HotPotatoes «Где мы живём» |
||
Неживая и живая природа. |
Неживая и живая природа. |
Тест «Природные и рукотворные объекты» в Google-форме, презентация |
|
Явления природы. |
Презентация Microsoft PowerPoint |
||
Что такое погода? Как измеряют температуру? Практическая работа № 1 |
Тест в Online Test Pad «Измерение температуры» |
||
В гости к осени. Экскурсия №1. |
Google-презентация |
||
Неживая природа осенью. Живая природа осенью. Перелётные птицы. |
Презентация и упражнение в LearningApps «Перелетные и зимующие птицы» д/з создать самостоятельно упражнение в LearningApps «Признаки осени» |
||
Звёздное небо. |
просмотр звездного неба в сервисе Google Sky, обучающий фильм «Прогулки в космосе для начальной школы» |
||
Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа № 2. |
Презентация Microsoft PowerPoint «Знакомство с горными породами и минералами» |
||
Про воздух… |
Google–презентация, упражнение в LearningApps «Из чего состоит воздух» |
||
…И про воду. |
Презентация Microsoft PowerPoint |
||
Какие бывают растения. Практическая работа №3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав». |
презентация, упражнение в LearningApps «Части растения» и «Этажи леса» |
||
Какие бывают животные? |
Презентация, самостоятельное создание упражнения учащимися в LearningApps «Распредели животных по группам» |
||
Проверочная работа. |
Тест в Google- форме |
||
Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира. |
Презентация Microsoft PowerPoint с элементами VBA |
||
Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений». |
Упражнения в LearningApps «Культурные и дикорастущие растения», д/з создать задание самостоятельно (распредели по группам растения: овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные) |
||
Дикие и домашние животные. |
Презентация, кроссворд, д/з - сообщение о комнатном растении в SunRavBook Offic |
||
Комнатные растения. Практическая работа №5 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями». |
Сообщение-презентация о кошке или собаке в SunRavBook Offic |
||
Животные живого уголка. Про кошек и собак. Практическая работа №6 |
Флипчарт в ActivInspire «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка». |
||
Красная книга. |
Презентация, упражнение в LearningApps «Красная книга» |
||
Будьте природе другом! |
Презентация, упражнение в LearningApps «Растения и животные, занесенные в Красную книгу», |
||
Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту». |
тест «Красная книга» в гугл форме кроссворд «Природа»- упражнение в LearningApps |
||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». Тест №2. |
Флипчарт в ActivInspire, тест в SunRav TestOfficePro |
||
Жизнь города и села. |
|||
Родной город (село). |
Что такое экономика? |
Флипчарт в ActivInspire «Что такое экономика?» |
|
Из чего что сделано. |
Флипчарт в ActivInspire «Что такое, кто такой?» |
||
Как построить дом. |
Флипчарт в ActivInspire «Строим дом» |
||
Какой бывает транспорт. |
Упражнение в LearningApps «Виды транспорта», д/з создать упражнение «Пассажирский, грузовой, специальный виды транспорта» |
||
Культура и образование. |
Кроссворд в HotPotatoes |
||
Все профессии важны. Проект «Профессии». |
Презентация Microsoft PowerPoint с элементами VBA |
||
В гости к зиме. Экскурсия №2. |
Презентация Microsoft PowerPoint с элементами VBA |
||
В гости к зиме. Сезонные изменения в природе. |
Презентация Microsoft PowerPoint с элементами VBA |
||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Тест №3. |
Тест в - iSpring Suite «Жизнь города и села» |
||
Здоровье и безопасность. |
Наше тело и здоровье, ОБЖ |
Строение тела человека. |
Презентация Microsoft PowerPoint с элементами VBA |
Если хочешь быть здоров. |
Кроссворд в HotPotatoes |
||
Берегись автомобиля! Школа пешехода. Практическая работа № 7 «Отработка правил перехода улиц». |
Тест в - iSpring Suite |
||
Домашние опасности. |
Учебный флеш-ролик в iSpring Suite |
||
Пожар! |
Кроссворд в HotPotatoes |
||
На воде и в лесу. |
Презентация Microsoft PowerPoint с элементами VBA |
||
Опасные незнакомцы. |
Флипчарт в ActivInspire «Как себя вести с незнакомцем?» |
||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». Тест №4. |
Тест в - iSpring Suite |
||
Общение. |
Правила этикета. |
Наша дружная семья. Проект «Родословная». |
Проект «Моя родословная» в программе GenoPro «Живая родословная» для создания генеалогических проектов |
В школе. |
Проект в ОС3 Хронолайнер– программе для создания хронологических последовательностей |
||
Правила вежливости. |
Учебный флеш-ролик в iSpring Suite |
||
Ты и твои друзья. День рождения. Практическая работа № 8 |
Флипчарт в ActivInspire «Отработка основных правил этикета» |
||
Мы – зрители и пассажиры. |
Учебный флеш-ролик в iSpring Suite |
||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». Тест №5. |
Тест в HotPotatoes |
||
Путешествия. |
Ориентирование на местности. |
Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. |
Презентация в Google «Для чего нужен компас» |
Практическая работа № 9 (ориентирование на местности). |
Флипчарт в ActivInspire «Определение сторон горизонта по компасу». |
||
Формы земной поверхности. |
Презентация в Google |
||
Водные богатства. |
Презентация в Google |
||
В гости к весне. Экскурсия №3. |
Флипчарт в ActivInspire «Признаки весны» |
||
В гости к весне. |
Кроссворд в HotPotatoes «Сезонные изменения в природе». |
||
Россия - наша страна. |
Россия на карте. |
Презентация Microsoft PowerPoint с элементами VBA |
|
Проект «Города России». |
Презентация Microsoft PowerPoint с элементами VBA |
||
Путешествие по Москве. |
Презентация в Google |
||
Московский Кремль. |
Проект в Google Maps |
||
Город на Неве. |
Проект в Google Maps |
||
Планета Земля. |
Путешествие по планете. |
Задание в Web-ГИС Google |
|
Путешествие по материкам. |
Упражнение в LearningApps |
||
Страны мира. Проект «Страны мира». |
Презентация в Google |
||
Впереди лето. |
Флипчарт в ActivInspire «Признаки Ллета» |
||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». Тест №5. |
Тест в - iSpring Suite |
Проведенный нами эксперимент по использованию ИКТ в учебном процессе начальной школы подтвердил выдвинутую гипотезу и позволил выделить условия использования информационных технологий для формирования учебной мотивации у младших школьников:
- отбор учебного материала для реализации электронных образовательных ресурсов необходимо производить в соответствии с требованиями: соответствие учебной программе; научная непротиворечивость; практическая значимость; доступность; наглядность представления; наличие элементов занимательности.
- учащихся необходимо привлекать к самостоятельной разработке ОЭР, которые могут быть использованы в учебном процессе по предмету «Окружающий мир»;
- учителю необходимо регулярно проверять выполненные учащимися задания в электронном виде, выставлять и комментировать оценки, применять разнообразные формы оценки учебной деятельности;
- в процесс обучения целесообразно включать ЭОР с элементами игровых технологий;
- выполнение заданий в электронном виде должно создавать у младших школьников ситуацию успеха.