ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Кретова Е.В. 1
1Старооскольский филиал «Белгородского государственного национального исследовательского университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире во время стремительно развивающихся информационных технологиях книга остается всё так же источником знаний, и духовным наставником для взрослого и для ребенка.

Современные дети стали читать по-другому, другие книги. Всё большее место занимают детективы, комиксы, развлекательная литература. Всё больше времени в детском досуге занимают игра на компьютере, просмотр телепередач; уходит в прошлое традиция семейного чтения, школьнику не стыдно признаться в том, что он не любит читать. В результате этих процессов выявились проблемы: падение грамотности, огрубление речи, снижение общего культурного уровня.

С введением ФГОС начального общего образования обозначились новые цели современного образования: развитие личности, владеющей обобщенными способами учебной деятельности, умеющей учиться самостоятельно. Это умение напрямую связано с формированием читательского интереса.

Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников рассматривается не только как педагогическая, психологическая, методическая, но и как социальная проблема. Не случайно серьёзное внимание формированию читательского интереса младших школьников уделяется в ФГОС НОО [4].

Формирование читательского интереса привлекает внимание многих ученых. Различным аспектам изучения читательских интересов посвятили труды известные педагоги, психологи и методисты: Л.С. Выготский, М. Горький, Н.А. Добролюбов, Л.В. Занков, А.С. Макаренко, Н.Н. Светловская, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.

По определению Н.Н. Светловской, чтение понимается как деятельность, причём деятельность высшего порядка, и акцентируется внимание на творческом аспекте этой деятельности. А в основе чтения лежит умение думать. А чтобы появилось желание читать, думать, читателю должно быть абсолютно понятно, что дает ему лично творческое общение с книгой-собеседником, а также ему это должно быть интересно [3].

Цель педагога – обогатить читательский опыт ребёнка, помочь ему стать самостоятельным читателем, целенаправленно и последовательно формируя его читательские интересы [1].

Для успешного достижения этой цели необходимо создать условия для формирования читательского интереса младших школьников и решить следующие задачи:

- развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм урочной и внеклассной деятельности;

- развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;

- стимулирование творчества детей.

Под читательской компетентностью понимают необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению [2].

Уроки литературного чтения должны развивать у школьников интерес к книге и любовь к чтению, а также прививать им полезные в будущем знания, умения, навыки. В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя — способствовать перерастанию любопытства в любознательность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель. Большую эффективность имеют нестандартные уроки: игра – путешествие, сказки и др.

Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения. Например, инсценирование текста или отрывка, выборочное чтение, чтение в лицах, чтение цепочкой по предложению, чтение цепочкой по абзацу, чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку, чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос и т.д.

Приоритетной целью уроков литературного чтения является формирование интереса детей к чтению, к книге, литературе, воспитание художественного вкуса, расширение и систематизация знаний о лучших образцах классической и современной детской литературы, доступных для понимания младшими школьниками. Предмет, который получил название «Литературное чтение», предполагает интегративный подход к обучению и воспитанию младшего школьника как читателя [5].

Очень важно, что современные педагогические приёмы, формы и методы образования способствуют целенаправленному последовательному развитию и формированию читательских интересов младших школьников.

Таким образом, у школьника меняется не только отношение к процессу чтения, но и культурный уровень, нравственно-эстетическое отношение к действительности. Формируется умение ориентироваться в потоках информации, способность конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи.

Важно отметить, что использование учителем начальных классов в образовательном процессе различных форм и методов формирования читательских интересов младших школьников является не только желательным, но и необходимым.

Список литературы

  1. Гончарова Е.Л. Ранние этапы становления читательской деятельности при норме и при отклонениях в развитии: автореф. дисс. доктора псих.наук: 19.00.10 / Гончарова Е.Л. – М.: 2009. –40 с.

  2. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя / М.И. Оморокова. – М.: АРКТИ, 1999. – 160 с.

  3. Светловская Н.Н. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-Оол. – М.: Аркти, 2007. – 54 с.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.

  5. Чудинова В.П. Недетские проблемы детского чтения / В.П. Чудинова, Е.И Голубева., Н.Н. Сметанникова, М., 2004.

Просмотров работы: 247