РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ СОГЛАСНО ФГОС НОО ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА РОССИИ» - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ СОГЛАСНО ФГОС НОО ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА РОССИИ»

Ковалева Г.В. 1
1Старооскольский филиал «Белгородского государственного национального исследовательского университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Школа России» - это учебно-методический комплект для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук. В качестве единого целостного данный комплект работает с 2001 года. Это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальных классах. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения.

Данный урок разработан для общеобразовательного класса с детьми с разным уровнем подготовки. Урок рассчитан на один академический час ( 45 минут). На уроке учащиеся выступают с сообщениями, читают стихи, проводится аналитическая работа. После подведения итогов урока выставляются индивидуальные оценки по литературе.

Для эффективного проведения данного занятия был выбран тип урока – урок формирования новых знаний. Основным структурным элементом выбран: диалог. На уроке дети обменивались информацией, коллективно анализировали и приходили к обобщению полученной информации, обменивались своими исследованиями.

Форма урока: мультимедиа- урок.

Оборудование урока: видео, презентация

На уроке был использован компьютер и мультимедийный проектор.

Компьютерные технологии: демонстрация слайдов (использование презентаций); воспроизведение аудиозаписи ( Бунин « полевые цветы», «детство»)

Оформление урока: на доске тема урока

Методические приемы: выразительное чтение стихотворений и их анализ, прослушивание музыкальных произведений.

Активные формы обучения: создание учебных ситуаций, разноуровневое домашнее задание.

Тема урока: И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы».

Цель: ознакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина.

Задачи:

- познакомить детей с биографией и творчеством И.А. Бунина;

- раскрыть идею и смысл стихотворений И.А. Бунина;

- продолжить знакомство с литературоведческими терминами;

- учить читать и понимать стихи;

- развивать эмоционально-чувственное отношение к природе;

- прививать любовь к русской поэзии.

Планируемые УУД:

Предметные:

-формировать представление о поэзии, как об особом взгляде авторов на мир, особом переживании мира;

- учить детей само выражаться с помощью поэтических находок, совершенствовать творческое

воображение ребёнка;

- развивать речевую деятельность при работе с литературными произведениями, творческие способности,

наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого

ученика;

- воспитывать внимательное отношение к слову.

Личностные:

- проявлять: интерес к чтению русской поэзии;

свои чувства при анализе произведения;

интерес и творческое отношение к выполнению заданий.

Метапредметные:

- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

- уметь слушать и понимать речь других.

- оформлять свою речь в устной и письменной форме.

- уметь работать в паре.

- уметь находить в тексте ответы на вопросы, ориентироваться в своей системе знаний,

осуществлять анализ произведений

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг.момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Все красиво дружно стали,

Улыбнулись, подравнялись.

Посмотрели на гостей,

Поздоровались прилично,

Чтоб учиться на “отлично”,

Тихо сели за свой стол,

Начинаем разговор…

1.Ребята , давайте вспомним , какое произведение вы читали на предыдущем уроке? ( мазай и зайцы )

2.. Интересный было рассказ? (да)

Давайте проверим , помните ли вы о чем был рассказ. Я раздам тест , один на парту , будете работать в паре . Нужно будет выбрать правильный ответ, из трех , правильным может быть только один. На работу дается 5 мин, после выполнения теста, мы вместе его проверим.

Включение в учебную деятельность.

Отвечают на вопрос.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

Проверка домашнего задания

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством замечательного писателя , а какого вы узнаете разгадав кроссворд . Внимание на экран . ( слайд 1)

С творчеством какого писателя мы познакомимся?

Думают, рассуждают, считают.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

(ЛичностныеУУД)

Уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

(Регулятивные УУД).

Работа по теме

Знакомство с автором..

Начнём, урок с того, что рассмотрим портрет Ивана Алексеевича посмотрите на экран ( слайд 2)

  1. Какие у него черты лица?

  2. Как бы вы его описали?

Мы сегодня не будем останавливаться на биографии поэта, лишь немного узнаем интересные фактов из его жизни .Внимание на экран . ( видео) читаю с экрана .

Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии . (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).

Вопросы:

В каком городе родился Бунин? ( Воронеж)

Сколько он там прожил ? ( 3года)

Кем был в молодости отец Бунина? ( офицером)

Мама чем занималась? ( домохозяйка)

В каком возрасте Бунин написал первые стихи? ( 17 лет)

Иван Алексеевич написал много замечательных стихотворений , с одним из н их мы сейчас познакомимся. Откройте учебник на стр 174 . Прочитайте название стихотворения. ( детство)

Давайте послушаем стихотворение детство . Внимание на экран.( видео)

Вы слушайте внимательно и готовьтесь ответить на вопрос: о ком это стихотворение?

Вопросы:

О ком же это стихотворение? ( О Бунине)

- Почему? ( Потому, что он говорит о себе, о том, как он гулял в лесу)

Отвечают на вопросы учителя.

Уметь анализировать предложенный материал.

(Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

(Регулятивные УУД)

Первичный анализ произведения

Теперь откройте учебник на стр 174 . Будем работать в парах , прочитайте друг другу выразительно стихотворение. Кто прочитает, поднимайте руки.

Вопросы:

А теперь ответим на вопросы строчками из стихотворения. Найдите ответ в учебнике и прочитайте

В какой день в бору сладостней дышать?( Чем жарче день, тем сладостней в бору.Дышать сухим смолистым ароматом).

В какое время дня бродил поэт по лесу?( И весело мне было поутру)

Что он увидел? ( Повсюду блеск, повсюду яркий свет Песок-как щелк).

Что чувствовал мальчик, прильнув к сосне корявой? ( И чувствую: Мне только десять лет)

Причитайте строки, в которых автор описывает кору? (Кора груба, морщиниста, красна)

Что сказано о запахе сосны?( И кажется, что пахнет не сосна. А зной и сухость солнечного света)

А что такое зной ? ( когда очень жарко)

Физкультминутка.(видео)

Цветы окружают нас всю жизнь, делая её прекрасной.

Где можно увидеть цветы летом? ( в саду, на клумбах ) .

Их поливают, пропалываете, берегут от холодов. А зачем люди тратят столько сил, чтобы их вырастить?( они красивые)

А какие еще бывают цветы , кроме тех , что продают или тех , что растут у людей в саду и на клумбе? ( полевые и луговые)

Какие полевые и луговые цветы вы знаете?( ромашка, колокольчики, васильки и др.)

Цветы украшают нашу землю, вызывают восторг и удивление. Иван Алексеевич Бунин постарался выразить эти чувства в стихотворении «Полевые цветы».

Послушайте стихотворение и ответьте на вопросы: какие цветы поэту нравятся больше дру­гих? Почему?

Внимание на эран, давайте послушаем стихотворение «полевые цветы» ( видео)

Ответьте на поставленный перед вами вопрос . ( Почему нравятся цветы лесов и лугов? Они напоминают про "давно забытые светлые дни". Они красивые и сердцу родные).

Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

О чем это стихотворение?

Какое настроение стремился передать автор?

Прочитайте стихотворение самостоятельно . ( если много времени)

Давайте постараемся разделить стихотворение на части, как вы думаете сколько частей здесь будет? ( 2)

Почему? ( вначале рассказывается о заморских цветах, а затем о полевых)

Отвечают на вопросы учителя.

Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

(Познавательные УУД)

Формирование личностных качеств: любознательность, трудолюбие, целеустремленность и настойчивость в достижении цели. (ЛичностныеУУД)

Первичный анализ произведения

Давайте выразительно прочитаем первую часть . Читает …… . Вопросы:

О каких цветах идет речь в первой части? Назовите их.( дорогих, выращенных в типлицах)

-Докажите, что они хорошие( описано , что они красивые)

где ра­стут садовые цветы? В каких условиях? Как они выглядят?

- Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы.( что они дорогие, нежны, красивые)

- Что значит «их привезли из- за синих морей»? (Издалека.)

Отвечают на вопросы учителя.

Умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную (Регулятивные УУД)

Вторичный анализ произведения

Теперь давайте прочитаем 2ю часть . Прочитает­­­­­­­­­­­­_________________

Вопросы:

О каких цветах идет речь во второй части? Назовите их. ( полевые)

Докажите, что они хорошие.

А как вы думаете ,почему же они автору нравятся больше полевые цветы? (Он говорит, что эти цветы «сердцу и взору родные и говорят про давно позабытые светлые дни».)

А как поэт показывает цветы полевые?(скромные)

А что видят цветы полевые? Найдите эти строки в тексте.( видят они не теплицы зеркальные, а небосклона протсор голубой видят они не огни, а таинственный , вечных созвездий узор золотой)

Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему?

Отвечают на вопросы учителя.

Способность к организации самостоятельной учебной деятельности.(Личностные УУД)

Уметь воспроизводить усвоенные знания по памяти.

Уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

(Регулятивные УУД).

Групповая работа

Поработаем немного в группе

Работать будете по группам. Разделитесь на группы .

группа 1

Тест Б) 2. Б) ( у всех групп )

1.Бору 2. Смолистым 3. Поутру 4. Палатам

Выразительное чтение « полевые цветы»

группа 2

Блеск 2. Шелк 3. десять лет 4. ствол

группа 3

Кора 2. Прогрета 3. Пахнет 4. Зной

группа 4

1.зеркальными 2. Дорогие 3.нежны 4. красоты

Отвечают на вопросы учителя.

Способность к организации самостоятельной учебной деятельности.(Личностные УУД)

Уметь воспроизводить усвоенные знания по памяти.

Уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

(Регулятивные УУД).

Итог урока.

Итог урока.

1. Что вы узнали о жизни и творчестве И.А. Бунина?

2.Стихи какого поэта мы сегодня читали?

3. Чему они нас учат?

4. Какое стихотворение вам больше всего понравилось? Почему?

5. Ребята, а какой вывод можно сделать исходя из тех стихотворений, с которыми мы с вами сегодня познакомились.

4. Какое стихотворение вам больше всего понравилось? Почему?

5. Ребята, а какой вывод можно сделать исходя из тех стихотворений, с которыми мы с вами сегодня познакомились

 

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

(Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Домашнее задание.

Домашнее задание, ребята, каждый выберет себе сам.

Я предлагаю вам 2 варианта:

Выучить стихотворение наизусть, любое из двух.

Нарисовать рисунок и подтвердить его словами из текста.

 

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке

Просмотров работы: 72