ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Буторина А.В. 1
1Старооскольский филиал «Белгородского государственного национального исследовательского университета"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном образовании и развитии детей младшего школьного возраста развитие словаря играет большую роль.

В отечественной методике развития речи по мнению К.Д. Ушинского одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи.

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

К.Д. Ушинский отмечал, что дитя, непривыкшее вдумываться в смысл слова, негативно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка применять его свободно в устной и письменной речи. У детей запас слов и форм родного языка обыкновенно немал, но они не умеют распоряжаться этим запасом. Умение употребить слово в нужном ему значении в зависимости от ситуации – один из первых и важнейших шагов в развитии речи детей.

Активизация словарного запаса у младших школьников происходит в результате знакомства с окружающим миром, в повседневной жизни, общении, во всех видах деятельности. Работа над определённым понятием закладывает у ребёнка определённое представление, составляет социальный опыт. Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы речи, формируется личность.

Зачастую того словарного запаса, который слышат и которым пользуются в повседневной жизни, детям не хватает, чтобы выразить свои мысли, чувства, эмоции, а при обучении в школе- для понимания изучаемого материала. Когда ребёнок приходит в начальную школу, он осознаёт намного больше в окружающем мире, чем может сказать, передать словами.

В.П. Канакина считает, что окружающая жизнь, учёба в школе, чтение книг, газет, прослушивание радио и просмотр телепередач, убеждают школьника в том, что для понимания всего написанного и сказанного необходимо активизировать и обогощать словарный запас. Владение большим словарным запасом обеспечивает учащимся лучшее понимание читаемого текста, свободное, без затруднений общение в разных коллективах.

Прекрасным средством развития мышления и образной речи являются пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, которые К. Д. Ушинский назвал лучшим средством «привести дитя к живому источнику народного языка». С ними можно связать много полезных для ребенка объяснений.

Пословицы являются важнейшим средством для общего развития детей, становления личности, развития речи, ознакомления с окружающим миром, приобщения к главным ценностям. Они отражают опыт прошлых поколений, многому нас учат, дают советы.

Использование в речи пословиц позволяет младшим школьникам ясно и правильно выражать свои мысли, чувства, развить умение творчески использовать слово, дать яркую, окрашенную характеристику, что обогащает внутренний мир человека.

Так, А. П. Илькова выделила 4 этапа ознакомления детей младшего школьного возраста с пословицами. На первом этапе обучение предусматривает расширение представлений детей о пословицах. Основной формой работы являются фольклорные праздники: «Год кончается, год начинается», «Посиделки», где в качестве главной задачи выступает соединение общефольклорных сведений.

Второй этап обучения направлен на формирование у детей понимания лексико-семантических отношений между языковыми знаками, которые свойственны пословицам. На этом этапе предлагаются упражнения этимологического и стилистического характера: «Подбери сочетания слов», «Подбери слова», «Что означает слово?».

Третий этап посвящается использованию с младшими школьниками пословиц в разных видах деятельности. Здесь основным приёмом работы является толкование пословиц как фразеологических единиц.

Четвёртый этап обучения направлен на определение лексико-фразеологической компетентности детей при использовании пословиц в самостоятельной речи. Основными приёмами являются задания сочинить сказку по пословице, продолжить пословицу по заданному началу, сделать рисунок по сюжету пословицы.

Очень важно, чтобы дети не только прочитали, записали и запомнили определённую пословицу, но и усвоили её значение, могли правильно употребить в своей речи в зависимости от какой-либо ситуации. Для этого её обязательно нужно разобрать с учениками. Спросить, какой же смысл вкладывается в данное высказывание, какая и почему из пословиц им понравилась больше всего и т.д.

Этот малый жанр фольклора наделён красивым поэтическим языком, который лёгок для понимания, выразителен, а также содержит сравнения, олицетворения, яркие эпитеты, метафоры, антонимы, синонимы, гиперболу и тому подобное. К тому же в пословицах можно зачастую встретить архаизмы, которые будут для младших школьников очень необычными, новыми и станут основой для пополнения словарного запаса.

Активизация и обогащение словарного запаса у детей младшего школьного возраста – актуальная проблема, поскольку подрастающее поколение увлечено больше играми, социальными сетями, ложными кумирами, различными фильмами: боевиками, фантастикой, детективами, которые порождают жестокость, насилие и тормозят развитие, способствуют деградации. Одна из главных задач учителя начальных классов – привить ученикам умение правильно говорить, выстраивать логические связи между своей речью, правильно понимать смысл понятий и пользоваться богатейшими возможностями родного языка.

Таким образом, пословицы – одно из важнейших средств для активизации и обогащения словарного запаса младших школьников. Они формируют речевые умения, навыки, а также интерес. Использование пословиц на уроке русского языка в начальных классах позволяет развить не только речь, но и фантазию, память, любознательность, творческие способности, получить жизненный опыт прошлых поколений, воспитать в ребёнке понимание труда как основы жизни, чувство любви к родной земле, культуре.

Список литературы

  1. Бородич A.M. Методика развития речи детей / А.М. Бородич – М.: Просвещение, 1974 – 107 с.

  2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений/Г.Н.Волков – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168с.

  3. Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством / Л.С. Куприна, Т.А. Бударина – Сп-б.: Детство-пресс, 2001. – 400с.

  4. Тихеева, Е.И. Влияние пословиц и поговорок на развитие речи детей/ Е.И.Тихеева. – М.: Просвещение, 1981 – 195 с.

Просмотров работы: 300