ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ГАЙКОВЕРТА ДЛЯ ЗАМЕНЫ КОЛЕС КАРЬЕРНЫХ САМОСВАЛОВ БЕЛАЗ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ГАЙКОВЕРТА ДЛЯ ЗАМЕНЫ КОЛЕС КАРЬЕРНЫХ САМОСВАЛОВ БЕЛАЗ

Яременко Р.П. 1, Дуганова Е.В. 1
1БГТУ им. В.Г. Шухова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Операцию по установке колес на БелАЗ можно разделить на 4 основных этапа: установка внутреннего колеса, монтаж центровочного кольца, установка внешнего колеса, затяжка колес [1].

В условиях цеха по ремонту техники замену колес производят с помощью погрузчика (фронтального или вилочного), необходимого ручного инструмента и гайковерта, в зависимости от оснащения цеха - гидравлического или пневматического. Но если замена должна проводиться прямо в местах работы техники, то появляется проблема - отсутствие стационарных источников питания гайковерта, а именно сжатого воздуха и гидравлической жидкости, подаваемых под определенным давлением для возможности эксплуатации вышеуказанных видов данного вспомогательного оборудования [2]. В таком случае применяются механические гайковерты.

Механический гайковерт, или усилитель крутящего момента, давно используются в машиностроении, на железной дороге, в строительстве и различных отраслях промышленности, но лишь относительно недавно стали появляться гайковерты для автомобилей и карьерной техники. За короткое время этот инструмент приобрел популярность, а благодаря доступной цене сегодня его можно встретить в очень многих грузовиках.

Устройство механического гайковерта

В основу механического гайковерта положен мультипликатор — механизм, преобразующий крутящий момент. В качестве мультипликатора в гайковерте используется компактный планетарный механизм, который преобразует быстрое, но легкое вращение рукоятки в медленное, но создающее значительное усилие вращение головки. Кстати говоря, за наличие рукоятки и характерное ее вращение механический гайковерт часто называют «мясорубкой» [3].

Рисунок 1 - Общий вид комплекта механического гайковерта

Гайковерт имеет несложную конструкцию. Его основу составляет стальной цилиндрический корпус, в котором помещается планетарный механизм. С одной стороны корпуса расположен вал привода, который оканчивается квадратом для присоединения рукоятки, с противоположной — выходной вал, на который устанавливаются головки для откручивания гаек или болтов. Также в гайковерте предусмотрен упорный рычаг для предотвращения вращения инструмента во время работы.

Так как инструмент нередко испытывает колоссальные нагрузки, все его детали изготавливаются из высококачественной легированной стали, также в нем используются компоненты из закаленной стали. Поэтому гайковерты в зависимости от модели и комплектации в собранном виде имеют довольно большой вес — от 5 до 10 кг.

Механические гайковерты комплектуются в виде набора, который может содержать следующие компоненты:

• Гайковерт; • Съемная рукоятка; • Две головки; • Переходник.

На рынке представлены также и отдельные наборы головок для механических гайковертов.

Преимущества ручного механического гайковерта

Как уже было сказано, основным компонентом механического гайковерта является мультипликатор — преобразователь крутящего момента. С помощью мультипликатора производится преобразование небольшого крутящего момента, создаваемого рукой, в значительный крутящий момент, передающийся на гайку. И это дает данному инструменту ряд преимуществ.

Плавность откручивания гаек. Главная причина поломок шпилек и болтов при откручивании с помощью ключей и рычагов — неравномерное движение инструмента. Небольшой рывок — и шпилька сломана. Гайковерт полностью лишен этого недостатка, так как вращение гайки происходит равномерно, медленно, без рывков и толчков, поэтому о поломках шпилек можно забыть.

Меньшая утомляемость. Гайковерт значительно облегчает работу по снятию и установке колес, и, что немаловажно, сберегает нервы. Единственный недостаток инструмента — его относительно большой вес, но с этим приходится мириться, да и тяжелый инструмент в любом случае лучше, чем проблемы с закисшими гайками и сломанными шпильками.

Сокращение времени ремонта. Инструмент экономит немало времени, сокращая вынужденные простои машины, а значит, снижает и расходы.

При этом механический гайковерт занимает немного места и надежно служит на протяжении многих лет.

Основные фирмы-производители ручных гайковертов в России - "Дело техники", "БелАК", "БелАвтоКомплект", "АвтоТорг". Зарубежные фирмы-производители - "Garwin", "Tundra", "Norgau", "Matrix" [5].

Типы и технические характеристики гайковертов

Основные характеристики ручных гайковертов - передаточное число мультипликатора и максимальный момент силы, который инструмент может приложить к гайке. На сегодняшний день чаще всего встречаются гайковерты с передаточным числом 1:56 и 1:58, а максимальный крутящий момент 2800 или 3500 Н·м.

Обычно в комплекте с инструментом идут две головки для работы с гайками наиболее распространенных на грузовых автомобилях размеров — 30 и 32, 32 и 33. Однако возможны и другие варианты, в том числе 24 и 27, 32 и 38 и другие. А в целом гайковерты могут работать с головками для гаек размером от 24 до 60 мм.

Также гайковерты в зависимости от конструкции и некоторых особенностей можно разделить на несколько разновидностей.

По положению упорного рычага:

• Неподвижный (составляет единую конструкцию с корпусом); • Подвижный (может двигаться вдоль корпуса, фиксируется в нужном положении с помощью «барашка»).

По конструкции планетарного механизма:

• С подшипником. Обычно такие гайковерты имеют в названии индекс «П», они обладают более высокой стоимостью, но более удобны, надежны и долговечны; • С втулками. Упрощенный вариант гайковерта, менее дорогой, но и менее долговечный.

По количеству скоростей (передаточных отношений):

• Односкоростные гайковерты с передаточным отношением 1:56 или 1:58; • Двухскоростные гайковерты с передаточными отношениями 1:56 или 1:58 и уменьшенным передаточным отношением 1:3.

О двухскоростных гайковертах нужно сказать подробнее. Значительный крутящий момент нужен только для «отрыва» гайки от шпильки, однако после освобождения гайку откручивать инструментом невыгодно — это происходит слишком медленно. Поэтому после «отрыва» гайки ее проще и выгоднее откручивать обычным ключом или вовсе руками. Двухскоростные гайковерты как раз и удобны тем, что после «отрыва» гайки можно переключить инструмент на меньшее передаточное число, и откручивать гайку быстрее. На деле такие гайковерты позволяют добиться практически двукратной экономии времени на снятие и установку колес.

Приемы работы с механическим гайковертом

Работа с инструментом интуитивно понятна и доступна даже неопытным автомобилистам. Однако здесь есть одна тонкость, к которой иногда приходится привыкать: вращение рукоятки и головки происходит в противоположные стороны. То есть, если вращать рукоятку по часовой стрелке, то головка будет вращаться против часовой стрелки, и это нужно обязательно учитывать при снятии и установке колес.

Рисунок 2 - Планетарный механизм механичского гайковерта

В общем случае работа с инструментом сводится к следующим шагам:

  1. Собрать инструмент (установить рукоятку и головку нужного размера);

  2. Надеть головку инструмента на гайку, подвести упорный рычаг к ближайшей откручиваемой гайке;

  3. Произвести вращение рукоятки;

  4. После «отрыва» гайки снять инструмент или переключиться на меньшее передаточное число.

Установка инструмента и вращение его рукоятки зависит от того, с какой стороны машины находится колесо, и какая работа производится — установка или снятие колеса:

• Для снятия колеса с левой стороны машины рукоятку нужно вращать по часовой стрелке, упорный рычаг должен иметь упор слева; • Для снятия колеса с правой стороны рукоятку нужно вращать против часовой стрелки, упорный рычаг должен иметь упор справа; • Для установки колеса с левой стороны рукоятку необходимо вращать против часовой стрелки, упорный рычаг должен упираться в соседнюю гайку с правой стороны; • Для установки колеса с правой стороны рукоятка должна вращаться по часовой стрелке, упорный рычаг должен иметь упор слева [4].

Эти особенности необходимо помнить, и тогда снятие и установка колес будут производиться быстро и без ошибок.

Список использованной литературы

1. Прохорова, Е.В. Быстросъемность основных узлов и агрегатов и ремонтопригодность транспортных средств. // Вестник ХНАДУ. Харьков. 2012. № 57.С. 97-104. 2.Прохорова, Е.В. Быстросъемное оборудование многофункциональных машин, его классификация и имитационное моделирование элементов// Интерстроймех-2012: материалы Международной научно-технической конференции. – Ижевск: ИжГТУ. 2012. С.290-294.

3. Гайковерт механический: самая тяжелая работа по плечу // АвтоАльянс URL: http://www.autoopt.ru/articles/products/4903191/ (дата обращения: 3.12.17). 4. РУЧНОЙ ГАЙКОВЕРТ ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ БЕЛАЗА // Горная Промышленность URL: https://mining-media.ru/ru/article/gorobor/1309-ruchnoj-gajkovert-dlya-obsluzhivaniya-belaza (дата обращения: 3.12.17).

5. Ручной гайковерт ("мясорубка") для грузовиков. Автоинструменты // FB URL: http://fb.ru/article/246096/ruchnoy-gaykovert-myasorubka-dlya-gruzovikov-avtoinstrumentyi (дата обращения: 3.12.17).

Просмотров работы: 154