Анализ исследований в области технической эксплуатации карьерных машин и оборудования показал, что наиболее прогрессивной является гибкая (индивидуальная) стратегия технической эксплуатации, выстраиваемой оптимальным образом для каждой единице техники в соответствии с её состоянием, возрастом, внешними условиями, характером использования и возможностями эксплуатирующего предприятия. Данные таких системы позволяют составлять статистику поломок, анализировать причины простоев техники, а также получить наиболее точные прогнозы изменения параметров технического состояния машин и оборудования в целях эффективного управления.
Составными элементами САС являются: анализ эксплуатационных показателей, параметров и состояния СДМ на стадии внедрения и сама САС, база данных (БД), которая состоит из информации, полученной с заводов изготовителей СДМ. Для удобства оценки применяемых моделей, приведена классификация баз данных САС, представленная в таблице 1 [1]:
Таблица 1. Классификация БД САС
Вид БД САС |
Характеристика БД |
БД 1-го порядка |
Насыщение информацией происходит один раз, без дальнейшего обновления данных. |
БД 2-го порядка |
Насыщение информацией происходит два раза, без дальнейшего обновления данных. |
БД n-го порядка |
Насыщение информацией происходит постоянно, с определенной частотой обновления данных. |
Источниками БД 1-го и 2-го порядка являются сопроводительные документы заводов изготовителей СДМ или некоторые статистические данные, полученные в результате эксплуатации. Для БД 3-го порядка источники информации аналогичны, но при регулярном обновлении БД, которые происходят в результате анализа данных полученных самой системой САС.
Рис. 1. Модель применения САС с БД n-го порядка
Для создания систем САС и АСУ ГТК необходима модернизация элементов, существующих на горных предприятиях, а именно систем передачи данных, позиционирования и навигации, бортовых систем машин, программного обеспечения. Основными составляющими систем являются:
Оборудование мобильных объектов (автосамосвалов, экскаваторов, бульдозеров, погрузчиков, локомотивов и т.п.) включающие интеллектуальную панель ИП-01 с сенсорным дисплеем, оборудование системы передачи данных (маршрутизатор, кабельные линии связи и др.), навигационный блок на основе приемника GPS/ГЛОНАСС, систему контроля загрузки с интегрированной системой контроля давления в шинах, различные датчики (уровня топлива, давления в системе пневмоподвески, в гидравлической системе и др.);
широкополосные системы передачи данных
оборудование диспетчерского центра, административных зданий, удаленных пользователей и т. п.;
рабочих мест пользователей;
программное обеспечение. [2]
Приведем упрощенную схему работы подобной системы
Рис. 2. Взаимодействие в системе САС “TRIM”
С содержательной стороны эти связи и информационные потоки поддерживают процессы технического ремонта и обслуживания автотранспортного парка и горной техники (экскаваторы, буровые станки, насосы водоотлива и другое оборудование) предприятия следующим образом: [3]
Транспортное управление получает и собирает информацию об имеющейся техники, её техническом состоянии, запланированных и выполненных ремонтах, заявки на запасные части с участка ремонта технологического транспорта (УРТТ), а также с участков внутрикарьерного транспорта (УВКТ) и автотранспортного цеха (АТЦ).
Далее транспортное управление передает в УРТТ, АТЦ и УВКТ пределы расхода запасных частей и материалов, а также нормативы на ремонт.
Служба главного механика получает данные с участка ремонта горных машин (УРГМ) об имеющимся механическом оборудовании (экскаваторы, буровые станки, скреперы, бульдозеры, фронтальные погрузчики), его техническом состоянии, запланированных и выполненных ремонтах, заявки на запасные части. После этого передает обратно в УРГМ информацию о лимитах расхода запасных частей и материалов и нормативы на ремонт.
Энергоуправление как и транспортное управление собирает информацию с участка по ремонту горного электрооборудования (УРГЭО) и электроремонтного цеха (ЭРЦ), только касающуюся имеющемся энергетическом оборудовании, его техническом состоянии, запланированных и выполненных работ по ремонту и заявки на запасные части.
Работу по созданию дефектных ведомостей, а при необходимости переноса ремонтов актов переноса работ, выполняют буровой участок (БУ), горный участок (ГУ), экскаваторный участок (ЭУ). Для этого они получают от службы главного механика графики ремонтов.
Электроремонтный цех получает с УРГЭО заявки на выполнение ремонта электрического оборудования машин, выполняет работы и после этого передает обратно сведения о выполненных капитальных и текущих ремонтах электрических машин, а также их стоимости.
Автотранспортный цех занимается ремонтом узлов и механизмов карьерной техники. Для этого он получает заявки от УРТТ, после выполнения работ передает обратно данные о выполненных работах по ремонту и её стоимости.
Подведем итог. В данное время работу горнодобывающего предприятия сложно представить без применения таких информационных систем как САС и АСУ ГТК. Из предоставленной схемы видно, что практически все процессы по перевозке полезных ископаемых, добыче, ремонту и техническому обслуживанию карьерной техники объединены в одну информационную систему, которая позволяет снизить производственные издержки и повысить объемы добычи полезного ископаемого.
Список литературы:
Кравченко И.Н., Ерофеев М. Н., Чеха Т. А., Захарова М. С. Автоматизированный контроль изменения технического состояния машин и оборудования// Строительные и дорожные машины. 2015. №4. С. 35-39.
Аброськин А.С. Применение современных систем автоматизации на открытых горных работах [Электронный ресурс]. Систем.требования: AdobeAcrobatReader. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-sovremennyh-sistem-avtomatizatsii-na-otkrytyh-gornyh-rabotah.pdf
Информационная система управления ТОиР карьерного технологического транспорта. URL: http://isup.ru/articles/1/24/ (дата обращения 29.10.2017)
Шестопалов К. К. Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование. М.: Изд. Академия, 2005. 316 с.