КУЗОВНОЙ РЕМОНТ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ КУЗОВА НА СТАПЕЛЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КУЗОВНОЙ РЕМОНТ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ КУЗОВА НА СТАПЕЛЕ

Омельянюк Д.Т. 1, Дуганова Е.В. 1
1ФГБОУ «Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова», г. Белгород
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Кузов является одним из основных и наиболее трудоёмких агрегатов автомобиля. В основном кузов легкового автомобиля изготавливается из листовой стали толщиной 0,6-2мм. Основными несущими элементами являются стойки боковины, пороги пола, всевозможные поперечины и лонжероны, именно эти элементы обеспечивают требуемую жесткость кузова. В связи с тем, что количество автомобилей возрастает на дорогах, учащаются и случаи ДТП, после которых необходимо обращение на кузовную станцию для последующего ремонта. Кузовной ремонт включает в себя большой спектр работ: от устранения мелких царапин и вмятин, до замены частей кузова и выправления его геометрии. Технология кузовного ремонта подразумевает сочетание инновационных инструментов и материалов с непосредственной работой мастера [2].

Если в результате аварии был нанесён ущерб кузову автомобиля с изменением геометрии и нанесением повреждений силовым элементам, потребуется вытягивание, которое можно осуществить при помощи стапеля. Кузовное оборудование представляет собой систему жесткого закрепления автомобиля, а также силовых и измерительных систем.

Современная станция кузовного ремонта не может обойтись без правочного стенда (стапеля). Но, в основном их число ограничено, в связи с тем, что это довольно дорогостоящее оборудование. Предназначение стапеля состоит в жестком закреплении кузова и последующем устранении искривлений заводских конструктивных и каркасных элементов с целью восстановления их первоначальной геометрии. Наибольшее значение при ремонте придается нижней части кузова, так как именно от неё зависит установка двигателя, узлов трансмиссии и подвески.

Последовательность технологических операций при ремонте кузова совершается по следующей схеме (рис. 1):

Рисунок 1 – Последовательность технологических операций при ремонте кузова

При выборе стапельного оборудования требуется основываться на следующие параметры:

  1. Удобство и быстрота установки автомобиля на стенд;

  2. Комплектующие элементы, выполняющие роль тяг;

  3. Малые габаритные размеры;

  4. Надежность в использовании;

  5. Стоимость [1].

По конструкции стапели различают на рамный, напольный, платформенный.

Рамный – данный вид используется, когда требуемый ремонт необходим для исправления небольших повреждений или искривлений. Имеет вид рамы, на которую устанавливают автомобиль. Поврежденное место соединяется с устройством тяги при помощи цепей. Данный вид стенда можно изготовить собственноручно.

Напольный – конструкция напольного стапеля представляет собой вмонтированные в пол рельсы, по которым перемещается вытяжное устройство. Устройство позволяет восстанавливать геометрию при серьёзных вмятинах. Данный вид стапеля обладает самыми широкими возможностями по кузовному ремонту.

Платформенный – такой стапель выглядит как эстакада или платформа, на которую загоняют или поднимают поврежденный автомобиль. Кузовное оборудование оснащается рельсами и выездным мостом. Платформа обладает большим количеством точек крепления различного дополнительного оборудования, которое предоставляет вероятность осуществления вытягивания повреждения в любом направлении. Основные минусы платформенного стенда - это большие габариты и высокая цена [4].

Выделяют две основные технологии кузовного ремонта: классическую и шаблонную. Соединение кузова к платформе или раме в первом варианте происходит при помощи тисочных зажимов, которых чаще всего четыре и присоединяются они, как правило, за отбортовки порогов. Если такие отсутствуют, применяют особые адаптеры, креплением которых служат домкратные гнезда. Основное достоинство классического метода - это быстрота и простота крепления кузова к стенду. К недостаткам такой системы можно отнести недостаточную жесткость при закреплении на стапеле, которая обуславливается последующими причинами:

  • малое количество точек фиксации кузова не дает нужной жесткости крепления поврежденного кузова;

  • в случае крепления зажимов за пороги, они могут быть повреждены при аварии или иметь малую прочность при воздействии коррозии;

  • длительность работы увеличивается вследствие того, что при вытягивании одного места возможно смещение других и нужно часто производить измерения параметров кузова.

Классическую систему применяют чаще всего при малых и средней тяжести деформациях.

В системе шаблонов наоборот применяется большее количество зон крепления, в качестве которых используют технологические отверстия, контрольные точки кузова и конструкционные площадки. Кузов автомобиля крепится при помощи переходников-адаптеров, называемые джиги. Они предоставляют наиболее точное и надежное крепление. В ходе кузовных работ джиги крепят ко всем контрольным точкам кузова, сохранившим своё начальное положение, поэтому не требуется наблюдать на наличие деформаций уже восстановленных мест. Исключается вероятность изменения геометрии кузова и обеспечивается высокая точность работы. При использовании шаблонной системы увеличивается производительность, точность, качество и надежность ремонта, поскольку нет необходимости многократного восстановления геометрии одного и того же элемента. Шаблонную систему применяют при восстановлении значительных дефектов.

Метод шаблонного крепления, в свою очередь, делится на два типа: индивидуальный и универсальный метод. При использовании индивидуальной системы комплект шаблонов и их места крепления зависят индивидуально от марки автомобиля и конструкции кузова. Такой метод является дорогостоящим при работе с разными транспортными средствами, так как требуемое количество шаблонов существенно увеличивает затраты на их покупку.

Универсальный метод позволяет преодолеть недостаток первого метода за счет применения универсального настраиваемого шаблона, способного изменять геометрию. Это способствует меньшим затратам, ведь с помощью одного комплекта можно сделать нужный шаблон, который может повторить положение в пространстве контрольных точек крепления. Устройство крепления также является и системой измерения. Главным недостатком такого способа является длительность установка кузова на правочный стенд, однако он компенсируется затратами и своей универсальностью [3].

На участках кузовного ремонта, существующих практически в каждом автосервисе, отмеченные достоинства обеспечивают обширное использование шаблонных методов. Они широко применяются не только в нашей стране, но и за рубежом.

Список литературы.

  1. В. М. Виноградов Технологические процессы ремонта автомобилей. 3 изд. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 384 с.

  2. Емельянов А. Кузовное производство. Профессиональный разговор // АБС-АВТО. 2015. №214 . С. 28-30.

  3. Пилюшина Г.А., Тёсов В.А. Восстановление кузова легкового автомобиля // Новые материалы и технологии в машиностроении . 2016. №23. С. 76-79.

  4. Оборудование для качественного кузовного ремонта вашего автомобиля // URL: http://krasymavto.ru/oborudovanie/dlya-kuzovnogo-remonta.html (дата обращения: 20.09.2017).

Просмотров работы: 291