ВЫБОР БЕЗОПАСНОГО БАЛЛОНА ДЛЯ ГАЗОБАЛЛОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ. ИЗУЧЕНИЕ РАЗРУШЕНИЯ БАЛЛОНОВ МЕТОДОМ ФРАКТОДИАГНОСТИКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЫБОР БЕЗОПАСНОГО БАЛЛОНА ДЛЯ ГАЗОБАЛЛОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ. ИЗУЧЕНИЕ РАЗРУШЕНИЯ БАЛЛОНОВ МЕТОДОМ ФРАКТОДИАГНОСТИКИ

Мулярчик Р.А. 1, Дуганова Е.В. 2
1ФГБОУ «Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова», Белгород
2ФГБОУ «Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова», г. Белгород
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Тема перехода автомобиля на газовое топливо является актуальной и с каждым годом все больше и больше набирает обороты. В связи со стремительным ростом цен на самые популярные виды топлива все больше людей задумываются о переходе на газ и все чаще возникают споры между противниками и сторонниками данного вида горючего. Автомобилисты ищут возможности сэкономить, и установка газобаллонного оборудования в этом отношении видится хорошим решением.

В мире постепенно появляются сервисы, которые занимаются установкой газобаллонного оборудования. Проходят исследования наилучшего создания системы подачи и контроля газового топлива в двигателе, к нашему времени насчитывается шесть поколений, это показывает, что процесс совершенствования не стоит на мест.

Установка ГБО требует регистрации и не стоить забывать, что на установку нужно вложить не большое, но и не маленькое количество денег. Результат сэкономленных в процессе эксплуатации средств быстро окупает саму установку. Реализацией переоснащения автомобиля на газ может послужит создание, переход или получение дополнительной квалификации автосервисов, которые помогут проконсультировать, переоборудовать и помочь зарегистрировать автомобиль. В процессе перехода будет изучаться и совершенствоваться и сама технология ГБО.

Основной причиной не желания автомобилистов переходить с бензинового или дизельного топлива на газовый, не считая стоимость установки, считается газовый баллон, который занимает много места в багажнике и является взрывоопасным. Конечно существует баллон который можно поместить на место запасного колеса, но так как на дорогах может встретиться острый предмет, ездить без запасного колеса большого желания нет, поэтому для установки ГБО нужно выбирать машину с большим багажником. С грузовыми машинами все проще, баллоны можно установить с двух боковых сторон под самим автомобилем. [1]

Каждый водитель может сам повлиять на то, насколько будет опасно ездить с данным агрегатом в своем автомобиле. Например основным способом обезопасить себя и свой автомобиль, является конечно же выбор правильных, надежных компонентов. Хороший мультиклапан является предохранителем в случае непредвиденных ситуаций, например повышение давления баллона в результате нагрева или вовремя процесса заправки, в нужный момент произведет ее остановку. Статистика показывает, что из-за некачественного выбора мультиклапана происходят разрывы баллонов и возгорания.

Баллоны для хранения ГСН рассчитаны на рабочее давление 1,6 МПа. Они представляют собой сварную конструкцию из углеродистой стали толщиной 5...3 мм. К центральной части в виде цилиндрической обечайки с обеих сторон приварены полусферические днища. Изготовляют три типа баллонов для ГСН: с отдельно расположенными на баллоне вентилями, с вентилями, конструктивно объединенными в один узел - мультиклапан, и тороидальные баллоны. Последний вид баллонов удобен тем, что может устанавливаться как говорилось в углублении для запасного колеса. [2]

Так как экономичность и экологичность ГБО уже подтверждена и доказана все внимание стоит уделять ее безопасности. Газовый баллон должен как говорилось выдерживать определенное давление и выбор материала из которого изготовлен баллон играет большую роль. Бывают случаи когда происходят аварийные разрывы баллонов на АТС, для выяснения, выявления и устранения причин этого разрушения используют фрактодиагностику оскольчатого разрушения.

Нахождение причин разрушения газовых баллонов для повышения их надежности и работоспособности в различных условиях являются актуальными. Фрактодиагностика подразумевает изучение и анализ разрушенных баллонов (рис.1), а именно: макростроение изломов, появление рубцов, их ориентация и схождение, месторасположение скосов, шероховатость и деформированность отдельных участков всего излома, достаточно полно отражают характер действовавших в изломе напряжений, степень перегрузки, расположение месть зарождения разрушения, влияние качества материала, конструктивных и технологических факторов, внешней среды, последовательность развития трещин. [3]

Рисунок 1 – Разрушенный баллон

Фрактодиагностика является основным способом изучения химического состава, микроструктуры и механических свойств баллонов, что позволяет подобрать материал который будет обеспечивать наибольшую полезность, безопасность, для всей системы ГБО и для автомобиля.

На сегодняшний день существуют два типа баллонов тороидальный и цилиндрический. На сегодняшний наиболее распространенным типом баллона является тороидальный.

Цилиндрический баллон располагается в багажнике или под автомобилем, является крупногабаритным и занимает довольно большую часть багажника. Положительная сторона заключается в том, что он вмещает в себя до 120 литров газового топлива.

Тороидальный баллон (рис. 2) (в форме запасного колеса) на сегодняшний день является наиболее распространенным. Размещение его вместо запасного колеса не вызывает существенные изменения в функциональности багажника. Вы можете использовать всю площадь грузового пространства автомобиля, также при сложенных сидениях (если позволяет модель автомобиля). Благодаря своей конструкции, тороидальные баллоны имеют относительно небольшую емкость, а это означает, что продолжительность работы автомобиля на газе (с учетом того, что газ расходуется в больших объемах по сравнению с бензином) будет меньше, чем на бензине. В автомобилях, у которых большой расход и большие бензобаки, например, около 80 литров, баллон объемом 36 или даже 48 литров покажется маленьким и потребует более частой дозаправки. Более маленькая продолжительность работы на газе сегодня не является проблемой, потому что сеть газозаправочных станций более развита, что гарантирует свободу передвижения, а если газ закончится, всегда можно перейти на бензин. [4]

Рисунок 2 - Тороидальный баллон

Конечно нельзя сказать, что выбрав качественный баллон, он даст 100% гарантию безопасности, есть такое понятие как усталость металла, которое означает, что каждому баллону предписан свой срок эксплуатации. К тому времени когда большая часть автомобилей будет переходить на газ, баллоны и сама технология ГБО будут проработаны, испытаны и готовы для более качественной эксплуатации.

Список литературы

1. Готовчик Д.А. Какое поколение ГБО установить на автомобиль [Электронный ресурс]. URL: http://carsweek.ru/articles/pokoleniya-gbo/ (дата обращения: 20.09.2017)

2. Лиханов В.А. Применение и эксплуатация газобаллонного оборудования. М.: Изд. Киров: Вятская ГСХА, 2006. 183 с.

3. Яковлева С.П., Махарова С.Н. Фрактодиагностика оскольчатого разрушения автомобильного газового баллона // Автомобильная промышленность. 2015. №3. С. 23-25.

4. Как выбрать газовый баллон для ГБО [Электронный ресурс]. URL: http://secgas.com/docs/kak-vybrat-gazovyj-ballon-dlya-gbo/ (дата обращения: 27.09.2017)

Просмотров работы: 135