Современные технологии давно уже затронули такую сферу как кузовные работы автомобиля. С каждым годом стали появляться всевозможные новшества в данном направлении. Именно это поспособствовало появлению нового диагностического оборудования, стапелей и стендов, с помощью которых ремонт стал наиболее качественный и менее трудоёмкий. Также на авторынках были представлены передовые средства по уходу за транспортными средствами [3].
Особенную заинтересованность многих автовладельцев вызвала инновационная технология PDR, подразумевающая собой виды работы, заключающиеся в восстановлении повреждений кузова без дальнейшего ремонта и покраски автомобиля. Достигается это за счёт того, что при воздействии на повреждённый участок кузова, деталь принимает начальную форму вследствии механического воздействия с обратной стороны. Такой метод ремонта может применяться, как для мелких, так и для крупных повреждений, при условии отсутствия значительных повреждений ЛКП. Если целостность все же нарушена и имеются трещины и острые углы, применение технологии не целесообразно, так как произойдет разрушение покрытия.
Преимущества PDR – технологии:
Данный вид работы используется без дополнительного ремонта;
Экономия времени;
Позволяет исправить до 70% деформаций и повреждений;
Экономия денежных средств владельца автомобиля;
Сохранение целостности заводского ЛКП;
Быстрота работы.
В зависимости от состояния металла, лакокрасочного покрытия и расположения вмятины, а также её глубины, существуют различные виды технологии восстановления детали. Например, воздействие может происходить, как снаружи, так и изнутри.
Первый метод подразумевает собой вытяжку вмятин, с использованием клеевой системы. Перед началом проведения работ поврежденный элемент тщательно очищается от загрязнений, затем пистоны разных размеров при помощи термоклея, приклеиваются на поврежденную поверхность. Размеры и формы пистонов выбираются из условий геометрии вмятины. Далее производится вытягивание мини-лифтером. На детали после восстановления, при помощи специального раствора, не разрушающего поверхность, отклеивается пистон.
Второй метод заключается в устранении вмятин выдавливанием изнутри. Данный метод позволяет восстановить поврежденную поверхность, с помощью специальных крючков-клюшек. При необходимости производится обеспечение свободного доступа к внутренней стороне машины. Инструмент через специальные технологические отверстия подводится к вмятине и плавными выдавливаниями наружу восстанавливают заводскую геометрию. Во время работы мастер снимает напряжения по краям вмятины, лёгкими ударами пластиковым битком. В завершении ремонта деталь при необходимости полируют, убирая царапины.
Многие специалисты считают данный вид кузовного ремонта «ювелирной работой», ведь если сделать малейшую ошибку, возможна вероятность испортить кузовную деталь с последующим ремонтом или заменой её на новую [2].
Для выполнения ремонта понадобится следующий перечень инструментов (рис. 1):
крючки-клюшки;
различные лампы и отражающие панели;
мини-лифтёр;
подушка-расширитель;
монтажная лопатка;
клеевая система (с пистонами / клипсами);
расходные средства (растворы для снятия клеевой массы; растворители).
Рисунок 1 – Набор инструментов для кузовного ремонта
Так же, существуют правила, которые необходимо соблюдать при PDR технологии:
деталь, подвергающаяся, ремонту должна быть жестко зафиксирована;
обеспечение свободного доступа к внутренней стороне машины (при необходимости);
для инструмента в процессе ремонта должна присутствовать точка опоры;
обязательна соответствующая настройка и расположение освещения [4].
Существуют определённые ограничения, которые не позволяют применить современную технологию, поэтому её нельзя назвать универсальной. Связаны эти ограничения с особенностями кузова, состоянием ЛКП, расположением повреждения (вмятины). К ним можно отнести:
повреждения кромки багажника, капота, дверей, так как с внутренней стороны доступ этих деталей практически невозможен;
автомобильные пороги, за исключением лишь тех вмятин, у которых нет острых заломов;
стойки крыши с острыми заломами;
перекос кузова и ремонт повреждений от непрямых ударов.
Также нецелесообразно прибегать к PDR-выравниванию, если кузов автомобиля или отдельные его элементы соответствуют одному из следующих пунктов:
очень сильно повреждены;
нарушено заводское ЛКП;
недостаточная прочность лакокрасочного слоя, которая может не выдержать нагрузки во время механических воздействий;
автомобиль произведен более 15 лет назад;
уже производился ремонт с применением рихтовки, шпатлевки и покраски.
Тем не менее, к каждому повреждению стоит подбирать индивидуальную технику ремонта [5].
Способ выравнивания PDR обладает рядом достоинств. Именно это послужило распространению техники PDR по всему миру и ее невероятной популярности среди автовладельцев. В городе Белгород такой способ кузовного ремонта находится на достаточно высоком уровне. В настоящий момент на территории Белгородской области расположено более 52 сервисов, предоставляющих данный вид услуг.
Список литературы.
Райнер А. Автомобильные кузова. Ремонт, Уход, Окраска. М.: ACT: Астрель, 2008. 206 с.
Емельянов А. Кузовное производство. Профессиональный разговор // АБС-АВТО. 2015. №214 . С. 28-30.
Граевский Д.В., Прохорова Е.В. Восстановление и ремонт кузова автомобиля / Перспективные направления развития автотранспортного комплекса: сборник статей IX Всероссийской научно-производственной конференции // МНИЦ ПГСХА
ТЕХНОЛОГИЯ PDR: УДАЛЕНИЕ ВМЯТИН НА КУЗОВЕ АВТОМОБИЛЯ // URL: http://x-kuzov.ru/kuzovnoj-remont/pdr-remont-vmjatin-bez-pokraski.html (дата обращения: 20.09.2017).
Базовые сведения и принципы технологии безпокрасочного удаления вмятин // URL: http://kuzov.info/bazovye-znaniya-pdr-tekhnologii/ (дата обращения: 20.09.2017).