ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ АВТОМОБИЛЬНОГО КАРЬЕРНОГО ТРАНСПОРТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ АВТОМОБИЛЬНОГО КАРЬЕРНОГО ТРАНСПОРТА

Семыкина А.С. 1, Загородний Н.А. 1
1Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для осуществления работ по добыче железорудного сырья в карьерах используют специализированный транспорт высокой производительности. К карьерной технике относят экскаваторы, самосвалы, автогрейдеры, бульдозеры, трактора, погрузчики и др. Классифицируют автомобильный транспорт, используемый в карьерах по назначению. Транспортный комплекс должен отвечать всем требованиям производства, воспринимать высокие нагрузки, работать в любых климатических условиях, а также обладать максимальной эффективностью и надежностью. Требования зависят от способа добычи сырья.

Самыми распространенными видами карьерной спецтехники являются экскаваторы, разных типов, самосвалы большой и средней грузоподъемности, бульдозеры. Они классифицируются в зависимости от типа, мощности, грузоподъемности, технических характеристик.

Карьерный транспорт отличается от других транспортных систем массовостью; однородностью и сосредоточенностью направления основных грузов; высоким удельным грузооборотом; значительной грузонапряженностью дорог; быстрой оборачиваемостью подвижного состава; нестационарностью расположения пунктов погрузки и разгрузки; большим удельным весом технологических простоев; относительно короткими расстояниями транспортировки; «жесткой привязкой» технологических процессов к процессу транспортировки; жесткой зависимостью местоположения транспортных коммуникаций от особенности строения залегания пород и большой весомостью транспортных затрат по сравнению с затратами остальных технологических процессов открытого способа разработки месторождений [2].

Процесс производства металлизированной продукции зависит от процесса транспортирования полезных ископаемых из карьера на промежуточный и усредненный склад или на обогатительную фабрику. Во многом процесс добычи определяется показателями транспортного комплекса. Возникновение сбоев в работе процесса перевозки сырья: возникновение неисправностей техники, отсутствие наличия запасных частей, недостаток топлива, неравномерна подача экскаватора к самосвалу и наоборот, оформление документации влечет за собой возникновение простоев транспорта, что способствует остановке всего процесса производства. Отсюда, как следствие, увеличенные расходы, потеря времени и неиспользование ресурсов.

В основном в карьерах используют технику БелАз. Основными ее преимуществами являются:

  • Оптимальная маневренность;

  • Высокая проходимость и устойчивость;

  • Минимальные затраты на сооружение временной дороги для перемещения и транспортировки груза;

  • Высокая работоспособность и грузоподъемность;

  • Надежность.

Ведущими производителями специализированной карьерной техники являются Caterpillar, Liebherr, Hitachi-Euclid, Terex, Komatsu, Белорусский и Могилевский заводы, ОАО «Ижорские заводы», машиностроительная корпорация «Уралмаш» и др.

Для рытья котлованов, погрузки-разгрузки полезных ископаемых, расчистку территории и др. используют дизельные и электрические модификации машин экскаваторного типа. Наибольшее распространение получили дизельные экскаваторы, т.к. электрические машины экскаваторного типа вызывают трудности при эксплуатации. Основными достоинствами дизельных экскаваторов является выполнение работы при любых климатических условиях, большая грузоподъёмность, высокая эксплуатационная надёжность, высокая производительность, обеспечение безопасности при выполнении выемочно-погрузочных работ.

Использование автомобильного карьерного транспорта ограничивается небольшим расстоянием перевозки полезных ископаемых, а также зависит от состояния дорожного полотна, климатических условий и технического состояния других транспортных средств, участвующих в процессе перевозки.

Многие предприятия пытаются повысить эффективность эксплуатации транспортного комплекса. Режим движения транспорта определяется типом карьера. Так как карьер имеет ограниченные размеры и зона подъездных путей и площадок не позволяет осуществлять маневры погрузочно-разгрузочных работ, поэтому горно-добывающие комбинаты разрабатывают различные способы для оптимизации использования автомобильного карьерного транспорта. Схема подъездных путей под погрузку выбирается с учетом наименьшего времени на подачу, смену самосвалов. Производительность экскаватора определяется продолжительностью загрузки железорудным сырьем автосамосвала. В свою очередь продолжительность загрузки зависит от объема кузова автосамосвала, ковша экскаватора.

В целях повышения эффективности процесса перевозки необходимо использование автомобильного карьерного транспорта в комбинации с другими транспортными средствами с учетом работы под уклон и на подъем. Для снижения простоев в работе необходимо организовать работу по циклу, распределяя самосвалы по экскаваторам. Это позволить снизить время в ожидании транспорта, простои автосамосвалов под погрузку.

В целях контроля за процессом перевозки требуется применение системы управления. Предоставляя информацию о состоянии погрузочно-разгрузочных работах диспетчеру возможно корректирование процесса транспортирования и применение своевременных решений об изменении производственной ситуации.

Показатели автомобильного карьерного транспорта определяются условиями эксплуатации (в т.ч. расстоянием транспортирования), состоянием подвижного состава и системы технической эксплуатации, характеризующимися коэффициентами технической готовности автопарка и коэффициентом использования автопарка [1].

Производительность транспортного комплекса горно-обогатительных комбинатов определяется расстоянием транспортирования, технической скоростью движения, типами экскаваторов, степенью использования рабочего времени [1].

Для исключения ремонтных простоев по причине возникновения неисправностей требуется регулярное проведение технического обслуживания. При устранении отказа, по причине выхода из строя узла или агрегата, требуется проведение своевременного ремонта и наличие требуемых запасных частей.

Создание совершенной системы технической эксплуатации транспортного комплекса горно-обогатительных комбинатов способно повысить эффективность работы автомобильного карьерного транспорта. Совершенная система технической эксплуатации должна базироваться на условиях эксплуатации, количестве подвижного состава, системе ТО и ремонта, квалификации персонала, производственной основе добычи сырья. С учетом данных показателей возможно сокращение длины транспортных перевозок, увеличение маневренности транспорта, снижении времени на транспортировку, исключение остановок в работе и как следствие снижение материальных затрат по на добычу железорудного сырья.

Список используемых источников:

  1. Автомобильный карьерный транспорт [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.mining-enc.ru/a/avtomobilnyj-karernyj-transport;

  2. Перемещение и складирование карьерных грузов [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://poznayka.org/s64130t1.html;

  3. Рахмангулов А.Н. Управление развитием горнодобывающего предприятия. Информационные модели и методы: монография / А.Н. Рахмангулов, С.Е. Гавришев, М.В. Грязнов [и др.]. – Магнитогорск: МГТУ, 2002. – 245 с.;

  4. Семыкина А.С. Анализ видов железорудного сырья и процесса их перевозки / Семыкина, Н.А. Загородний, Ю.В. Фоменко, А.А. Конев // Научно-технические аспекты инновационного развития транспортного комплекса: сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции 25 мая 2017 года / Министерство образования и науки ДНР и др. – Донецк: ДАТ, 2017. С. 27-31.

  5. Тариков Д.Ш. Анализ производственной деятельности горнодобывающего предприятия и разработка методики оптимизации транспортно – грузового комплекса / Д.Ш. Тариков, С.Н. Корнилов // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2012. – Т. 1. – С.96-99.

Просмотров работы: 329