ВОИНСКИЕ И БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ В ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЧАЛЬНИКОМ СЛУЖБЫ МТО ТРАДИЦИЙ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ В В/Ч 98537 - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВОИНСКИЕ И БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ В ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЧАЛЬНИКОМ СЛУЖБЫ МТО ТРАДИЦИЙ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ В В/Ч 98537

Шакирова А.А. 1, Наумлюк А.Г. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

История традиций и обычаев уходит своими корнями вглубь веков и оказывает огромное влияние на общество, особенно на военную службу. Опора на славные традиции Российских Вооруженных Сил позволяет поднять на новый качественный уровень весь процесс обучения войск, вдохнуть свежие силы в работу по воспитанию высоких морально-психологических и боевых качеств защитников Отечества.

Боевые традиции Вооруженных сил – это исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих.

Военные традиции и ритуалы всегда играли и играют важную роль в становлении и развитии Вооруженных Сил России. Они в значительной степени служили важной предпосылкой блестящих побед в сражениях Русской армии и флота, во многом определяли облик Российской армии и ее личного состава.

Сущность боевых традиций и ритуалов.

Боевые традиции отражают славу, величие и особенности Вооруженных Сил России и служат делу повышения их боеготовности. Они явились могучим духовным оружием нашей армии и способствовали ее победам. Боевые традиции определяются общественным и государственным строем, а также характером национальных особенностей и предназначением вооруженных сил.

Боевые традиции армии и флота – это исторически сложившиеся обычаи и моральные правила, ставшие нормой поведения военнослужащих в военное и мирное время, которое побуждают их образцово выполнять свой воинский долг, честно и добросовестно служить своему Отечеству. Военнослужащие Российских Вооруженных Силявляются достойными наследниками славных героических традиций, которыми так богата история нашей армии. Наш народ и его Вооруженные Силы гордятся героическим прошлым своих далеких предков, дедов и отцов. Они гордятся тем, что в русской армии и флоте зародились славные традиции стоять насмерть в боях за свою Родину, дорожить честью своего полка, выручать друг друга, оберегать от опасности командиров.

Свои неповторимые традиции есть у каждого вида и рода войск, у пехотинцев и танкистов, у летчиков и моряков, у каждой части и у каждого подразделения. Как правило, эти традиции связаны с историей данного коллектива или рода войск, его профессиональными особенностями, героическими или другими событиями. Так в Сухопутных войсках прочно закрепились такие традиции, как:

-смело вступать в бой с превосходящим по силе противникам;

-беречь и защищать командира в бою;

-проявлять отвагу и смелость в бою;

-выполнять наиболее ответственные задачи, связанные с риском для

жизни, и т.д.

В Военно-Морском Флоте каждый матрос в своей флотской службе

свято чтит свои традиции. Среди них такие, как:

-бороться за живучесть корабля до последней возможности;

-гибнувший корабль последним покидает командир;

-отдавать воинские почести при мест героических

-подвигов отечественных моряков;

-не спускать флаг корабля перед противником ни при каких обстоятельствах, предпочитая гибель сдаче в плен.

Однако есть и много общих традиций для всех Вооруженных сил России. Важнейшими боевыми традициями являются:

- беззаветная преданность и горячая любовь к Родине, уверенность в своих силах, постоянная готовность к ее защите;

- верность Военной присяге, военному долгу, самоотверженность,.массовый героизм в бою;

- товарищество;

- верность Боевому Знамени воинской части, Военно-морскому флагу корабля;

- неустанное стремление к овладению военно-профессиональными знаниями, совершенствованию воинского мастерства, высокая бдительность, постоянное поддержание боевой готовности своей части, корабля;

- войсковое товарищество и коллективизм, уважение к командиру и защита его в бою.

Патриотизм (от греческого patris – родина, отечество) – это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре. Каждый должен уяснить, что под патриотизмом понимается не только и не просто любовь к Родине, а преданность ей, гордость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Это целенаправленная деятельность по ее прогрессивному развитию и процветанию. Верность воинскому долгу Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условии жизни людей, характера их деятельности чувство долга принимает различные формы. Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны – воинский, к товарищам – товарищеский долг. В каком бы виде чувство долга ни выступало, оно всегда связано с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить чистой совесть и достоинство. Исполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят. «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть». Из какой бы республики, края, области ни был призван на военную службу юноша, он ответствен за надежную защиту нашей общей земли, народа, культуры, родных, близких, любимых, то есть за все наше Отечество. Безопасность Отечества во многом зависит от глубины и силы патриотических чувств его защитников. Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и, прежде всего в верности своему конституционному, воинскому долгу.

Долг – это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Осознание каждым человеком общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественного долга. Без этого невозможна полноценная жизнь любой организации, коллектива, семьи, да и каждого отдельного человека. Воинский долг – это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями общества, государства и назначением Вооруженных сил. Сегодня, когда наша страна переживает кризис и в духовной и в нравственной сферах, далеко не все правильно осознают свой долг. В погоне за наживой и удовольствиями некоторые граждане думают только о себе. Человеческую порядочность и долг они понимают своеобразно – с точки зрения приоритета своих эгоистических представлений. Это ведет к росту правонарушений в нашем обществе и моральным перекосам в общественном сознании. Часть молодежи своей главной жизненной целью избирает только деньги и личное благополучие. Некоторые из них делают все, чтобы уклониться от исполнения своего воинского долга. Это пагубно для страны, да и для этих молодых людей. Каждому важно понять, что воинский долг – не пожелание, а непременное требование российского общества. Служба в армии и на флоте не знает оговорок: «не хочу», «не желаю», «не буду». Свое «хочу» или «не хочу» должно быть подчинено общественному «надо», «должен». Только тот, кто способен переломить себя, свой эгоизм и слабость, может считаться настоящим мужчиной, воином. Воинский долг в сравнении с другими видами общественного долга включает в себя дополнительные нравственные обязанности, свойственные предназначению Вооруженных сил. Выполнять воинский долг нелегко. Однако он должен быть добросовестно исполнен, несмотря на встречающиеся трудности.

Одним из ярких примеров массового патриотизма народов России явилась Отечественная война 1812 г. В этот период на защиту Родины встали все – и богатые, и бедные, и пожилые, и молодые, и мужчины, и женщины, то есть все, кому дороги свобода и независимость Родины. Традиции патриотизма и верности Родине в наибольшей мере проявились в годы Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе страны Отечественная война изобилует тысячами примеров самопожертвования русских людей, когда солдат закрывал грудью амбразуру дзота, подрывал последней гранатой себя и врагов, летчик шел на таран вражеского самолета или направлял горящий самолет на скопление врага, партизан погибал на виселице, но не становился предателем.

В настоящее время российские воины, в значительной мере воспитанные на подвигах героев Великой Отечественной войны, чтят и приумножают их славные боевые традиции. Так было в 1969 г. на острове Даманский, в 1978–1989 гг. в Афганистане, так повторилось и в Чеченской Республике в 1995–1996 гг. и в конце 90-х. Казалось бы, годы предательства, лжи и равнодушия должны были вытравить в людях, особенно в молодежи, историческую память самопожертвования, но такого не произошло. Подвиг псковских гвардейцев-десантников явил всему миру, что русские люди и в наше время не утратили готовность отдать свою жизнь «за други своя». Их было 90. Девяносто десантников, преградивших путь боевикам Басаева и Хаттаба на безымянной высоте у селения Улус-Керт, в Аргунском ущелье Чечни. Девяносто героев, принявших неравный бой с двумя тысячами вооруженных до зубов бандитов. 84 гвардейца геройски погибли, но не пропустили врага.

Изучение и пропаганда боевых традиций способствуют формированию у военнослужащих высоких морально-боевых качеств, необходимых для достижения победы в современном бою, помогают готовить воина-гражданина, патриота, обладающего сильным духом, несгибаемой волей, мужеством и храбростью, в совершенстве владеющего военной техникой и оружием.

Воспитательное воздействие боевых традиций заключается прежде всего в силе примера, который побуждает новые поколения военнослужащих идти по стопам своих отцов и дедов, множить их славные дела, беззаветно служить Родине. Это огромная сила, а когда она сочетается с идейной убежденностью, любовью к Родине, когда мотивами поведения человека, его действий становятся благородные цели, она умножается во сто крат. Известно, что в годы Великой Отечественной войны сотни воинов наших Вооруженных Сил в критические моменты боя, следуя примеру Александра Матросова, закрыли своими телами амбразуры вражеских дотов; более трехсот советских летчиков повторили подвиг Николая Гастелло. Свыше 11000 человек за героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Положительный пример героев оказывает воздействие не только на отдельного человека, но и на воинские коллективы в целом. Пропаганда боевых традиций помогает воспитывать военнослужащих, цементировать воинские коллективы, мобилизовать личный состав на совершенствование своего мастерства, укрепление воинской дисциплины, повышение бдительности, боевой готовности войск и сил флота. В боевых традициях военнослужащие находят лучший образ для выбора нравственного идеала, к которому стремятся, которому подражают, который является побудителем их поступков. Передаваясь из поколения в поколение, боевые традиции умножаются, развиваются и живут. Верность им побуждала русских воинов образцово выполнять свой священный долг, честно и добросовестно служить своему народу, своей Родине.

Закреплению и распространению воинских традиций служат воинские ритуалы - исторически сложившиеся формы поведения военнослужащих при совершении воинских обрядов, торжественных и траурных церемоний. Обряды и церемонии являются составными компонентами системы ритуалов. Основным признаком, характерным для воинских ритуалов, являются эмоциональное воздействие, торжественная приподнятость, красота и величественность. Воинский ритуал - это своеобразное зрелище, массовое театрализованное представление, создающее необходимое настроение, эмоционально-психологическое воздействие на людей. С помощью воинских традиций и ритуалов осуществляется связь между прошлым и настоящим, старшее поколение передает молодому свой практический опыт, взгляды и представления, нормы поведения, свои чувства.

Воинские традиции и ритуалы охватывают три основные сферы воинской деятельности: боевые традиции; традиции обучения и воспитания; традиции воинского быта.

Воинский труд, разнообразный по своему содержанию, проявляется прежде всего в боевой деятельности. В этой сфере осуществляются и боевые традиции. В них раскрывается сущность Вооруженных Сил России как орудия защиты своего Отечества. Соответственно боевым традициям в возвышенной, эмоциональной форме проводятся ритуалы принятия военной присяги, вручения боевых знамен и государственных наград, торжественного чествования героев, торжественно-траурных захоронений павших воинов. Благодаря всему этому материализуются традиции беспредельной любви к своей Родине, братской взаимопомощи и выручки в бою, выполнения воинского долга.

Высокий уровень подготовки воинов к боевым действиям достигается в ходе боевой учебы еще в мирное время. Важное место в этой сфере учебно-боевой деятельности занимают традиции обучения и воспитания личного состава.

Ритуалы повседневной учебно-боевой службы, закрепленные в уставах, наставлениях, инструкциях, положениях, позволяют формировать у воинов высокие морально-боевые качества, необходимые для победы в современном бою. Заступление на боевое дежурство, развод и смена караулов, строевые смотры, парады, общие полковые вечерние поверки, учения и боевые стрельбы раскрывают взаимосвязь армейских будней, боевой учебы с условиями боевой обстановки, воспитывают необходимые качества бесстрашного защитника Отечества.

Значительное влияние на состояние и подготовку войск оказывают традиции воинского быта - уклад и организация повседневной жизни войск, которые связаны с удовлетворением насущных материальных и культурных потребностей воинов.

Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности войск. В далекие времена славянские воины, следуя решениям, которые принимались по военным вопросам на собрании племени – вече, давали клятву. В клятве обещалось: в бою стоять насмерть за отца, мать, брата и сына, а также за жизнь своих сородичей. Попадание воина в плен считалось величайшим позором. Уже тогда слово чести ценилось очень высоко. Воин в любых условиях обязан был быть верным ратному сообществу. Этот древний обычай взаимовыручки и взаимопомощи в бою стал одним из основных в ратных делах славянских дружин. Русская армия всегда отличалась внутренней спаянностью, крепким, единым военным организмом. Солдат видел и сознавал свою силу в военном коллективе, в котором он был одним из членов большой и дружной семьи Солдат всегда дорожит войсковым товариществом и знает, что если он, не щадя своей жизни, выручит товарища, то в опасной ситуации сам получит помощь.

Использование начальником службы МТО традиций воинской части и подразделения в воспитательных целях в в/ч 83497.

Войсковая часть 83497 относится к железнодорожным войскам Российской Федерации, задачами которой являются восстановление, строительство объектов железных дрог и путей сообщения внутри страны.

Данная бригада не только выполняет важнейшие задачи для Вооружённых Сил, но и является постоянным участником Парада Победы на Красной Площади. Поэтому воспитательной работе здесь уделяется огромное внимание.

Воспитание военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на традициях армии и флота, является приоритетным направлением в деятельности командиров (начальников) всех степеней, начальников родов войск и служб, в воспитании чувства патриотизма и готовности выполнять свой воинский долг по защите своего народа и Отечества.

Начальники служб регулярно проводят занятия с личным составом, как с военнослужащими по призыву, так и с военнослужащими по контракту. Так же начальники служб часто проводят информирования с военнослужащими по призыву, где призывают их быть верным своему государству, воинскому долгу и войсковому товариществу, проводят индивидуальные и коллективные беседы, организуют встречи с ветеранами боевых действий.

Заключение.

Воспитание военнослужащих на традициях и ритуалах российской армии и флота достигается всем укладом жизни и деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, регламентированной требованиями статей общевоинских уставов, а также умелой организацией проведением мероприятий воспитательной работы.

Пропаганда боевых традиций способствуют формированию у военнослужащих высоких морально-боевых качеств, необходимых для достижения победы в современном бою, помогают готовить воина-гражданина, патриота, обладающего сильным духом, несгибаемой волей, мужеством и храбростью, в совершенстве владеющего военной техникой и оружием.

Список использованной литературы.

1. Конституция РФ.

2. Общевоинские уставы ВС РФ.

3. http://5fan.ru/wievjob.php?id=11099

4. http://www.scienceforum.ru

Просмотров работы: 695