РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ВОЕННОГО СЛУЖЕНИЯ И ВЕРНОСТИ ВОИНСКОМУ ДОЛГУ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ВОЕННОГО СЛУЖЕНИЯ И ВЕРНОСТИ ВОИНСКОМУ ДОЛГУ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Кирпичев А.В. 1, Лубяной В.И. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Вступив в XXI век, человечество по-новому осознаёт роль духовного фактора в различных отраслях человеческой жизнедеятельности, в том числе и в военном деле. Новые задачи российских Вооружённых Сил требуют обновления армии и флота. В центре этого процесса стоит личность человека-воина и его осознанное отношение к военно-профессиональной деятельности.

Обращение к проблеме духовно-нравственных качеств личности военнослужащего современной российской армии связано, прежде всего, с тем, что особенностью военной профессии в отличие от других видов деятельности является то, что нравственный аспект составляет одну из важнейших ее сторон. Нравственно-гуманистический характер носят ее направленность и целевое назначение. В деятельности военнослужащего многое зависит от нравственности избранных средств, так как для сохранения жизни подчиненных и сослуживцев, выполнения приказов и поставленных задач порой необходимы не только профессиональная компетентность, но и гуманизм, взаимовыручка, бескомпромиссность, определенное мужество со стороны военных кадров.

В свое время известный русский философ Л.П. Карсавин, размышляя о «качествовании субъекта», обращал внимание на следующее: прежде чем творить, заниматься каким-то делом, человек должен сформироваться мировоззренчески, то есть духовно и нравственно. По его мнению, это является именно тем субъективным условием, при наличии которого личность способна к ответственной, полезной деятельности. Одной из причин заметных профессиональных успехов, например, видных государственных и политических деятелей или военных полководцев является возвышенность их идеологии и мировоззрения. Именно поэтому проблемы исследования духовно-нравственных качеств личности военнослужащего, ее духовной готовности к служению Родине и своему народу, выполнения профессионального долга по обеспечению безопасности общества и государства должны рассматриваться как важное звено формирования нового облика современных Вооруженных Сил России.

В настоящее время, когда все еще продолжается этап выработки ведущей национальной идеи в России, в трудах многих отечественных мыслителей излагаются различные точки зрения на явление любви к Родине как стержневого компонента идеи, призванной служить объединению и упрочению русской нации, российского общества и государства.

История развития идей военного служения и верности воинскому долгу в отечественной философии.

С зарождением государств эпохи античности возникает и философское осмысление идеи служения Отечеству, которая в ту эпоху имеет очень большое значение.

Служить Отечеству означает фактически хранить то пространство, где человек обнаруживает себя родником жизни, воды которого животворят через него окружающий природный и социальный мир. Здесь стоит вопрос о хранении истоков бытия, о самой возможности быть или не быть человеку. Бог и сюзерен - вот два ориентира (духовный и материальный), регулирующих поведение средневекового человека в пространстве его жизнедеятельности.

В новое время, на месте средневекового воспитания благочестивых служителей Богу формируется новая цель — формировать гражданина, патриота, бескорыстно служащего на благо Отечества и своих ближних. В новых условиях необходима новая идея, носящая светский, национальный характер, а чтобы быть более понятной, ещё и культурное содержание.

С ХVII столетия в России начинается формирование национальной идеи в контурах государственно-национального пространства в духовном континууме православия. Главные слагаемые российского патриотизма — идея, принцип и опыт служения Отечеству — составили пределы национально-культурной идентификации человека — коллектива — общества — государства.

Именоваться русским означало быть слугой Отечеству и защитником своих ближних.

Российский патриотизм подпитывается общенациональной идеей, которая воспринимается гражданами многонациональной, многоконфессиональной страны как ценностный стержень, как смыслообразующий фактор. В нем сочетаются личное, присущее каждому гражданину (независимо от национальной и религиозной принадлежности), и общественное начала. Это залог развития могущества страны, ее прогресса и укрепления.

Начиная с реформ Петра I, положивших начало специальной подготовке военных и гражданских государственных служащих, именно любовь к Отечеству была путеводной нитью и основным идеалом в нравственном и профессиональном облике выпускников, воспитанных и обученных так, чтобы «не жалеть живота своего» для блага Отчизны, служить ей честно и преданно. Это не было каким-то указом или повелением «сверху», так как слепое служение Родине и своему народу всегда были и остаются отличительной чертой российского народа, ибо формировались долгим историческим опытом, в борьбе с многочисленными врагами, были выношены судьбой многонационального Отечества и как высшая ценность передавались от поколения к поколению. В начале XVIII столетия произошло обновление национально-государственной идеи: на смену религиозной ментальности пришли новые светские принципы, главный из которых — «служение Отечеству и своим ближним» — стал основой национально-культурной идентификации.

По сравнению со средневековьем новый этикет стимулировал личностное развитие, но деятельность человека определялась не его свободным порывом, а нуждами государства. Изменение общественного сознания привело к изменению педагогического идеала. Вместо средневековых целей воспитания — «приготовлять Богу благочестивых служителей» — теперь формируется новая цель — формировать гражданина, патриота, бескорыстно служащего на благо России. Общие закономерности развития образования в России в первой половине XVIII века оригинально отразились в педагогических взглядах представителей педагогической мысли — В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова. В педагогических воззрениях В. Н. Татищева отражен прагматичный характер петровской эпохи — идея практицизма и рационализма. Система В. Н. Татищева отличается двойственностью: внимание к внутреннему миру ученика не исключает утилитарного подхода к проблеме его социализации.

В размышлениях «Духовная моему сыну» В. Н.Татищев пишет:

«Необходимо нужно есть знать законы гражданские и воинские своего Отечества, конечно, во владости надобно тебе уложенье и артикулы воинские, сухопутные и морские, не однова, а некогда указы прочитать, дабы как скоро к какому делу определишься, мог силу надлежащихся к тому законов разуметь; наипаче же об оном, по причине собственных своих и посторонних дел, с искусными людьми разговаривать, и порядком, яко же и толкованию законов, не меньше же и коварства ябеднически познавать, а не делать, но учиться должно, что тебе к немалому счастью послужить Отечеству». (1; С.81 )

Педагогическая деятельность первого отечественного академика М.В. Ломоносова можно назвать и первым идеологом воспитательного процесса. Он сам был образцом для подражания, патриотом своего Отечества. Успешность педагогической деятельности М.В. Ломоносов видел в единстве воспитания и образования. Идеи ученого о воспитании российского юношества в духе общечеловеческой нравственности, служения науке, преданности идеалам мира остаются актуальными и сегодня. Процесс воспитания Михаил Васильевич тесно увязывал с конкретными социально-историческими условиями жизни подрастающего поколения, уровнем развития общества в целом. Он считал, что общественные потребности и социальная среда оказывают сильное влияние на становление личности. Важнейшей целью воспитания ученый считал формирование «человека-патриота», стержневыми качествами которого, по его мнению, должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение на благо Родины. Он видел идеал воспитания в «разносторонне развитом, высокообразованном и культурном человеке». Людей, потерявших связь с родной землей, считал «нищими», по его мнению, мерилом смысла жизни должна быть потребность жить для «пользы Отечества». Слово «гражданин» впервые появилось в педагогических текстах, принадлежащих М.В. Ломоносову. Употребляя это слово, он отождествляет его со словом «патриот», вкладывая в них равноценные характеристики человека: высокие нравственные качества, любовь к знаниям и науке, трудолюбие, бескорыстное служение на благо России. М.В. Ломоносов был убежден, что именно в таком человеке-патриоте и гражданине нуждалось Отечество (2).

Видный просветитель - демократ и государственный деятель А. Ф. Бестужев (1761 -1810) писал: «Доставляйте отечеству все те выгоды, какие только состоят в возможности вашей; не остановитесь в пределах, законами только предписанных, но устремляйтесь делать для него всякое добро, какое только любовь ваша вдохнуть может; да польза оного учинится вашим верховным, единственным законом». (1; С.428)

Анализ особенностей исторического процесса в России второй половины XVIII века позволил выявить условия образовательно-воспитательного потенциала развития промышленности, заложение основ светского образования, выполнения государственного заказа на национальные кадры обусловили поворот образования к проблемам личности, вызвали интерес как к внутреннему, так и соборному миру человека, индивидуальному и социальному в его развитии.

Трансформация идеала служения Отечеству протекала под влиянием как национальных, так и европейских факторов, в частности, под влиянием передовых идей французских просветителей: понимание личности, исходя не из ее роли в «мировом процессе», а из ее внутренней структуры; необходимость освобождения людей от «оков феодального рабства»; идея свободного, природосообразного воспитания.

Идея подготовки к служению Отечеству второй половины XVIII века проходит период ученичества, но в педагогическом наследии И. И. Бецкого, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева творчески переосмысляются идеи европейской педагогической науки. Об особом внимании к данной проблеме свидетельствует уже само название одного из произведений А. Н. Радищева «Беседа о том, что есть сын отечества». «Не все рожденные в отечестве достойны величественного наименования сына отечества (патриота)». (3;С.28) Одна из важнейших мыслей И. И. Бецкого состоит в том, что подлинное воспитание уважения к Отечеству невозможно без уважения к самому себе. Главный принцип обучения — обучать «играя и с приятностью», потому что «быть всегда веселу и довольну, петь и смеяться есть прямой способ к произведению людей здоровых, доброго сердца и острого ума».

Огромное значение педагогического наследия Н. И. Новикова заключается в новом для России отношении к целям воспитания. До него главной задачей считалась подготовка верноподданных граждан. Н. И. Новиков утверждает, что главный предмет воспитания — «образовать людей счастливыми людьми и полезными гражданами» (долг перед государством поставлен на второе место).

Под влиянием собственных наблюдений и изучения опыта европейской педагогики Н. И. Новиков сформировал ряд правил обучения: поддержка стремления ребенка к знаниям, «предметность» обучения, природосообразность, основательность, единство «образования ума» и «образования сердца». Идея счастливого человека и полезного гражданина является также основой педагогики А. Н. Радищева. По его мнению, каждый человек — уникальный мир, среди других людей он должен суметь найти свое особое место. Он должен быть прежде всего свободным, только в этом случае человек становится достойным сыном Отечества. Однако усиление «человеческого элемента» совмещается в представлениях А. Н. Радищева с уверенностью в том, что «польза общественная предыдет пользе частной».

Исследование педагогического наследия В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова, И. И. Бецкого, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева позволило сделать вывод о том, что в течение XVIII столетия под влиянием историко-культурных условий национальной и европейской жизни происходит трансформация педагогического идеала.

Известному в ХУ11 веке российскому учёному А. С. Кайсарову (1782 - 1813) принадлежит первая на русском языке речь в Дерптском университете «Речь о любви к Отечеству». Словно, полемизируя с модным тогда зарождающимся явлением космополитизма Андрей Кайсаров, говорил об истоках любви к отечеству, о самых святых его струнах: «Тщетно лживые мудрецы прошедшего века старались осмеивать любовь к отечеству... Как могли вообразить сии мудрствователи, что не быв истинным сыном отечества, возможно, быть добрым гражданином мира? Как могли они представить, что не любя своих кровных, можно любить чуждых?.. Проклята да будет ненавистная мысль, что там отечество, где хорошо!.. Вне отечества нет жизни!» (4; С.21)

Несмотря на сохранение основополагающего требования к человеку — быть гражданином, служить Отечеству, принося ему в жертву свое «я», к концу столетия усиливается интерес к внутреннему миру личности, ее своеобразию и неповторимой оригинальности. Подлинным гражданином считается уже не столько смиренный слуга, сколько счастливый, свободный, достойный человек, сознательно работающий на пользу своей стране. Отечеству нужен не раб, а Человек.

В 30-е годы XIX века повысился интерес к внутреннему миру человека. В своих трудах В. Г. Белинский говорит о необходимости воспитания «человека вообще», рассматривает русского человека как диалектическое единство национального и интернационального. Национальное самосознание исследуется В. Г. Белинским как основа самостроительства, самоопределения личности, ее свободного развития. Однако взгляды В. Г. Белинского не лишены противоречий. Традиционно подчеркивают центральную оппозицию в его педагогическом идеале: утверждение самодостаточности «человека вообще», а требование от личности — служение народу. Анализируя основополагающие философские и педагогические взгляды В. Г. Белинского, можно утверждать, что мыслителю удалось показать «оборотную сторону» культа «человека вообще», который приводил к стихийному индивидуализму. Учитывая неполноту и опасность идеала «человека вообще», педагог стремится к гармонизации взаимоотношений человека и общества. Человек, по мнению В. Г. Белинского, становится личностью, не только развивая свой внутренний потенциал, но и проявляя способность к состраданию и неудовлетворенность любыми формами несправедливости. Человек должен стремиться к высшему идеалу. Этот идеал В. Г. Белинский видит в преобразовании общества, устранении беззаконий одних и страданий других. Индивидуальная свобода невозможна без общественной гармонии. В педагогическом наследии В. Г. Белинского мы находим очередной этап эволюции категории служения в русском образовании: служение Богу — служение государству — служение народу.

В педагогическом наследии Н. Г. Чернышевского это противоречие несколько смягчено за счет выдвижения на первый план идеи общественного служения и подчинения ей концепции личности.

Идеал Н. Г. Чернышевского — целеустремленная, деятельная личность, вбирающая в себя общенародные потребности и глубоко чувствующая общенародную боль, — формируется в несколько этапов: создание культурного образа мира, анализ конкретной социальной среды, практическое действие. Однако уже в теории Н. А. Добролюбова происходит редукция социальности и новое обострение противоречия между «внутренним» и «внешним» человеком.

Основой философии воспитания служения Отечеству К. Д. Ушинского являются законы человеческой природы. Педагог впервые в своей практике объединяет достижения антропологических наук, осуществляя синтез научных знаний о человеке. Особый социальный смысл трудовой деятельности людей педагог видел в его соединительной, соборной функции: совместный труд объединяет и укрепляет семью, общество, государство. Такая деятельность составляет фундамент нравственного развития человека. Общественно направленный и социально значимый труд составляет основу, на которой развиваются и укрепляются гуманизм и нравственность. Труд их соединяет и «свято поддерживает», порождая и поддерживая искру взаимного сочувствия, уважения и доброжелательности.

Особая заслуга Л. Н. Толстого для развития русской теории воспитания патриотизма состоит в том, что он отвечает на вопрос о содержании понятия человек «внутренний» — это начало, ядро личностного развития. Таким ядром является детство как субстанция личности. Путь воспитания человека «внутреннего» — сохранение детского начала как особого типа ментальности и универсальной нравственной категории, имеющей в своей основе идею служения Отечеству. В лице Л. Н. Толстого русская педагогическая мысль приходит к тому, с чего начинается европейская педагогическая антропология — с интереса к человеку «в начале» жизни. Л. Н. Толстой видит источник воспитания и развития человека в нем самом.

Таким образом, идеалы служения Отечеству стали не только внутренней опорой российской системы образования, но и основой культурного творчества, гражданско-нравственных поисков наиболее приемлемых перспектив будущего России.

Генезис проблемы военного воспитания в философском аспекте.

Военная служба относится к тем видам профессиональной деятельности, где личностные качества военнослужащего во многом определяют успешность и эффективность работы. Уровень развития средств вооруженной борьбы, боевой и специальной техники, приемов и способов ведения боя предъявляет к военнослужащему определенные требования. Он должен обладать определенными качествами и подготовкой, чтобы в современных условиях скоротечного боя эффективно выполнять поставленные перед ним задачи. Поэтому в процессе деятельности военного человека происходит не только профессиональное становление, но и воспитание его как личности, развитие духовно-нравственных качеств, которые военнослужащий должен проявлять при выполнении своих обязанностей по защите Отечества.

Служение своему народу есть высшая форма деятельности человека.

Воинское служба выделяется среди других видов общественного служения тем, что защита Отечества ведется с оружием в руках, в условиях, подвергающих саму жизнь риску. Это далеко не тот риск, на который люди идут ради получения удовольствия или удовлетворения собственных амбиций, например, при занятиях экстремальными видами спорта. От военнослужащего требуется готовность пожертвовать собственной жизнью ради защиты государственных интересов и суверенитета страны.

Не случайно величайшие русские философы, писатели, педагоги обращались к проблемам любви, долга и служение Родине.

Так, А. Н. Радищев готовность к самопожертвованию во имя своей Родины считал коренной чертой русского народа, подчёркивая, что «истинный человек и сын Отечества есть одно и то же» (5, с.42).

Н. Г. Чернышевский утверждал, что «историческое значение каждого человека измеряется заслугами Родине» (6, с.27).

В. В. Розанов, русский писатель, публицист и философ к основным духовным ценностям относил «преклонённость перед Отечеством и внутреннюю жертвенность», считая, что должно любить ее (Россию) даже до «наоборот нашему мнению» (7, с.496). «Любить, верить и служить России — вот программа» — писал он, и в этой краткой фразе, на наш взгляд, отражен смысл жизни офицера. Подобное понимание служение Родине свойственно также В. С. Соловьеву, С. Н. Булгакову, А. Ф. Лосеву.

Самобытно развивают эту точку зрения Н. К. Рерих и И. А. Ильин. По мнению Н. К. Рериха, обучаясь защищать Родину, солдат, офицер одновременно обучается и защите своей человеческой значимости, ибо «защита Родины есть защита и своего достоинства» (8, с.382). И. А. Ильин утверждал, что «любовь к Родине должна быть осмысленной, как творческий акт духовного самоопределения, ибо только в этом виде своем она достигает истинной высоты и зрелости, сообщая последнюю санкцию и «нужде», и «долгу», и «чести»» (99, с.235).

Значимый вклад в воспитание военнослужащих внесли педагоги, стоящие на позициях национального воспитания, считающие основой воспитания любовь к Отечеству (А. А. Мусин-Пушкин, В. С. Вахтеров, В. Н. Сорока-Росинский), а также К. Д. Ушинский, А. Ф. Бестужев. К примеру, предложенные А. Ф. Бестужевым правила нравственного служения отечеству не потеряли своей актуальности и сегодня: «…Храните законы защищайте Отечество от нападений неприятельских; доставляйте Отечеству все те выгоды, какие только состоят в возможности вашей» (10, с.440).

В настоящее время сущностная сторона военного воспитания граждан Российской Федерации рассматривается, как правило, как сложное духовное, социокультурное и педагогическое явление, связанное с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к деятельности на благо Отечества, развитие личности с высокими патриотическими убеждениями, чувствами и активными действиями во имя возрождения и процветания России, защиты ее интересов, стремлением к обеспечению безопасности личности, общества и государства.

В контексте проблемы военного воспитания интересна мысль И. П. Гладилиной о том, что среди проблем духовно-нравственного воспитания молодых людей, будущих защитников Родины, многое объясняется тем, что оно в основном ассоциируется с историей, с прошлым, имеет слабую связь с геополитическими процессами современного мира, а следовательно, не имеет перспективной составляющей (11, с.145). В этой связи считаем необходимым отметить, что ещё В. А. Сухомлинский обращал внимание на то, что патриотическое сознание, любовь к Родине предполагают глубокое осмысление современности (12, с.175).

По мнению многих исследователей, воспитание будущих воинов невозможно без понимания национальной идеи, что особо значимо в контексте воспитания будущих офицеров, так как природа армии такова, что она всегда нуждается в четких и устойчивых духовных ориентирах, официально принятых и закрепленных государством приоритетных духовных ценностях.

Интересна мысль И. А. Алехина и В. И. Марченкова о том, что офицерская профессия в России — это своего рода апостольство и подвижничество, в связи с чем образ жизни и профессиональное назначение каждого офицера требуют устойчивой духовно-нравственной мотивации, при этом здесь «явно недостаточны материальные условия и факторы», так как «в отличие от наемника, российский офицер духовно нацелен на выполнение своей смысложизненной программы, что вовсе не исключает и важности материальных факторов» (13, с.29).

Своей сложностью и эмоциональной напряженностью воинская служба отличается от любого вида гражданской деятельности не только в военное, но и в мирное время. Военный человек обязан вести строго регламентированный образ жизни, беспрекословно подчиняться командованию, большую часть времени и сил посвящая подготовке к защите Отечества. Такая подготовка проводится в условиях, максимально приближенных к боевым, часто вдали от исторических и культурных центров. Для моряка она сопряжена еще и с долгим отрывом от семьи, с ограничением жизненного пространства и дефицитом общения с людьми.

Кроме того, в современных условиях обостряется противоречие между возрастающими требованиями к духовно-нравственным качествам защитников Отечества и реальным их состоянием. В силу ряда причин многие граждане России лишились четких нравственных ориентиров, критерии добра и зла оказались достаточно размыты, сместились понятия чести, совести, жертвы и подвига, нарушилось духовное единство общества. Как в свое время отметил Президент РФ В.В. Путин, современное российское общество «испытывает явный дефицит духовных скреп... дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились» (11). Вооруженные Силы, деятельность которых проходит на рубеже, разделяющем добро и зло, в силу своего специфического предназначения особенно чувствительны к упадку духовности в обществе. Именно поэтому сейчас особенно важно критически переосмыслить богатейший исторический опыт формирования духовно-нравственных качеств у российского воинства, сделать переоценку всего положительного, что накоплено за многовековую историю, для использования в системе воспитания военнослужащих.

В военной педагогике дореволюционной России был разработан своеобразный духовно-нравственный кодекс поведения, нацеленный на воспитание необходимых воину общечеловеческих качеств (14, с. 33, 41, 45 – 47). Во многом он совпадает с современными требованиями к личности. Содержание духовно-нравственного воспитания включало нравственные категории (долг, честь, совесть, справедливость и др.) и обязанности по отношению к товарищам, начальникам и подчиненным, другим людям, царю и Отечеству.

Вооруженные Силы являлись и являются частью общества. Поэтому воспитание высоких духовно-нравственных качеств, любви к своей Родине и к ее армии и флоту - одна из главных составляющих воспитания гражданина вообще, а не только военнослужащего. Как писал выдающийся русский философ И.А. Ильин, «армия есть сосредоточенная волевая сила моего государства, оплот моей родины; воплощение храбрости моего народа, организация чести, самоотверженности служения... Сердце человека вообще принадлежит той стране и той нации, чью армию он считает своею.... Без армии, стоящей духовно и профессионально на надлежащей высоте, - Родина останется без обороны, государство распадется, и нация сойдет с лица земли»(9, с. 207).

Унижение Вооруженных Сил в 90-е годы прошедшего века, а также распространение установки, что у России нет внешних врагов и нет никакого вероятного противника, разлагающе подействовали на народ, на дух армии и флота, подорвали те начала, на которых основана их моральная мощь, лишили дисциплины, без которой армия в те годы превратилась в поставщика кадров для криминальных структур. Люди, для которых Россия является «этой страной», не воспринимающие себя частью государства, не любящие своего Отечества, не будут его защищать. «Истинное государственное настроение души, - писал И.А. Ильин, - возникает из искреннего патриотизма, и национализм (И.А. Ильин под национализмом понимает здесь любовь к своей нации при условии уважения других народов - А.Б.) есть не что иное, как видоизменение этой любви. Здоровая, государственно-настроенная душа воспринимает свою Родину как живое правовое единство и участвует в этом единении своим правосознанием; это значит, что гражданин признает государство в порядке добровольного самообязывания и называет его «мое государство» или «наше государство»«(9, с. 236). По словам Ильина само государство есть «организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и пронизывающее эту солидарность не только умом, но поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенной волей, достойными, мужественными поступками» (9, с. 238).

Воинская служба должна быть не только обязанностью, но и особенным почетным правом, которое, как писал военный писатель и ученый генерал-лейтенант А.К. Баиов, должно быть даровано только «обладающим высокими нравственными качествами, проникнутым глубоким патриотизмом, смотрящим на участие в защите Отечества как на деяние наиболее почетное, как на рыцарское служение Родине, как на высокую честь, которой удостаивается не всякий; считающим, что стремиться к победе над врагом Отечества и способствовать ее содержанию есть высокое духовное достижение; что умереть за Родину, пасть на поле сражения за ее благоденствие и счастье является истинным нравственным подвигом... Отбор призываемых на службу в армию, дарование почетного права быть в ее рядах должно производиться крайне тщательно и с большой осторожностью» (15, с. 208 – 209). К сожалению, в нынешнее время никого не интересует любят ли призывники свое Отечество и осознают ли они его вообще. Идеалы качества видятся лишь в маломальской физической пригодности призываемых в Вооруженные Силы.

Дух защитника, стоящего на страже рубежей Родины, как отмечал И.А. Ильин, «отнюдь не есть дух «реакции», «насилия» и «шовинизма», как думают иные даже до сего дня» (9, с. 207). Однако воинское служение в процессе защиты рубежей Отечества предусматривает применение силы и даже войну. В ходе любой войны совершается далеко не праведное, глубоко безнравственное деяние - убийство. Сама война является следствием глубокой испорченности человеческой природы. Она является результатом духовной болезни человечества. Только человек окончательно нравственно падший может чувствовать радость в убийстве другого человека, пусть даже и врага. Война оказывает разрушительное воздействие на моральный облик и поведение воина. У участников войны стирается грань между праведностью и преступностью. Война разлагает и отдельных военнослужащих, и воинские коллективы в целом. В выполнении оборонных задач заложено огромные внутренние духовно-нравственные противоречия, которые наиболее исчерпывающе раскрыл в своих трудах Иван Александрович Ильин. «Нет более тяжелого во всех отношениях времени, как время войны... Война подавляет душу человека качеством и содержанием тех заданий, которые она обрушивает на нас, независимо от того, подготовились ли мы духовно к их разрешению или нет. Нравственно противоречивый характер этих заданий составляет их главную тягу» (6, с. 7), - пишет он. «Позволительно ли убивать человека? Может ли человек разрешить себе по совести убиение другого человека? Вот вопрос, из которого, по-видимому, вырастает основное нравственное противоречие войны» (6, с. 9), - замечает И.А. Ильин далее. Акт убийства, пусть даже и справедливого, сопровождает участников боевых действий всю жизнь. И.А. Ильин отмечает три основных мотива, которые имеют здесь решающее значение. Во-первых, глубина и таинственность самого процесса жизни и смерти. Лишить жизни властен тот, кто властен дать ее и не дать. И когда человек убивает человека, то в сознании людей встает естественный вопрос: «Кто ты, что дерзаешь? Ты берешь, чего не дал; ты разрушаешь, чего не создал и чего создать не можешь». Второй мотив, заставляющий нас тяготиться всяким убийством, есть исключительная и абсолютная нелюбовность этого акта. Момент убийства раскалывает жизнь убившего, освещает ее всю по-новому и возлагает на нее неразрешимую проблему. Именно с этим в теснейшей связи состоит третий мотив: это полная и безусловная непоправимость того, что имеет произойти и потом происходит. Страшна не смерть, а непоправимость. Страшно это сознание, что «больше никогда» (7, с. 141 – 142).

Как же быть? Где искать выход совести воина? Как относиться к заповеди «Не убий»? На эти вопросы И.А. Ильин дает такой ответ: «Воинское дело есть трудное, скорбное и трагическое. Но необходимое и служащее благой цели. Средства его жесткие и неправедные. Но именно поэтому дух, коему вручаются эти средства, должен быть крепок и непоколебим в своем искреннем христолюбии» (8, с. 67).

Тяжесть воинского служения предъявляет к воину особо высокие требования. В уничтожении врага есть две нравственные стороны. Одна жестокая, связанная не только с лишением жизни противника, но и калечащая душу убивающего. Другая же - жертвенная, ибо воин жертвует в бою, как своей жизнью, так и своей невиновностью в крови другого человека. По этому поводу И. А. Ильин писал: «Если душа человека чиста, то верен будет и ее поступок, несмотря на свое видимое несоответствие законам праведности, и обратно: даже самые праведные поступки нечистой души будут неверны. И если это относится ко всякому человеку, то для правителя и воина это получает совершенно особенное значение» (7, с. 214).

Выполнение воинского долга по защите своего Отечества ни в коей мере не противоречит христианскому учению, ибо сказано в Новом Завете, о начальнике и воине, что он «не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:4) . Мысль о необходимости применения силы при защите ближнего своего от зла волновала многих мыслителей. Так, у Владимира Соловьева она звучит следующим образом: «Все люди братья, но ведь братья-то бывают различные. И почему же мне не поинтересоваться, кто из моих братьев Каин и кто Авель? И если на моих глазах брат Каин дерет шкуру с Авеля и я, именно не по равнодушию к братьям, дам брату такую затрещину, чтоб ему больше не до озорства было» (13, с. 37). Русский писатель И.А. Бунин в одном из своих писем писал: «Если увидишь издевательства, нужно броситься на мучителя. И ведь не зло руководит тобою, а добро» (16, с. 81). Воин не должен быть равнодушным к каинским поступкам одних по отношению к другим. Непротивление злу, как пишет И.А. Ильин, «означало бы принятие зла: допущение его в себя и предоставление ему свободы, объема и власти... Тот, кто не сопротивляется злу, тот воздерживается и от порицания его» (7, с. 40). Хотя лишение жизни человека на войне тоже есть убийство, но, по словам И.А. Ильина: «Убийство в сражении нельзя назвать ни гнусным, ни трусливым, ни лично-корыстным делом; хотя от коварства и жестокости оно нередко не свободно» (5, с. 227).

Духовные ценности военнослужащих Российской армии: содержание и пути формирования.

«Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое…» - эти гордые и возвышенные слова замечательного писателя-патриота Николая Островского, вложенные в уста героя его романа Павла Корчагина, должны стать девизом российской молодежи, миллионов людей нашей страны (17). Эти слова должны стать основой, даже в настоящий период развития государства Российского, нравственного воспитания молодого поколения, которому предстоит в ближайшее время стать на охрану рубежей своей страны, и тем, кто выполняет этот долг. Наша армия - неотъемлемая составная часть нашего общества. Поэтому и воспитание личного состава осуществляется в духе общих задач государственного строительства.

Воспитание личного состава Вооруженных Сил на боевых традициях способствует идейной закалке воинов, дисциплинирует, поднимает моральный дух личного состава армии и флота. Особое воспитательное значение имеет пропаганда героического прошлого нашего великого народа нашей великой страны.

Верность служению Отчизне и народу, долг, честь, ответственность, достоинство и другие духовные качества были и остаются центральным звеном системы воспитания военнослужащих армии и флота. Как предмет особой заботы духовность воинов рассматривалась видными отечественными военачальниками наряду с военной и технической подготовкой как главное условие победы в войне. Ее значимость в свое время подчеркивали П.А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов, М.И. Кутузов, М.И. Драгомиров, М.В. Фрунзе, Г. К. Жуков и другие великие русские полководцы и флотоводцы.

В системе духовности военнослужащих наряду с другими особо выделяется этический компонент, который включает в себя такие духовные ценности, как патриотизм, гражданственность, государственность, воинский долг, ответственность, дисциплинированность, совесть, честь воина, вежливость, тактичность, скромность, обязательность, профессиональная компетентность. Эти ценности наиболее зримо характеризуют высшую степень готовности военнослужащего армии и флота верно служить своему народу, профессионально и эффективно выполнять воинский долг, а также выступают в качестве его морально-деловых характеристик и социальных черт как личности и гражданина России.

Взаимосвязь духовных ценностей общества и армии представляет собой механизм проявления существенных признаков и элементов их содержания, а также способов и средств, укрепляющих, стабилизирующих и развивающих систему духовной безопасности личности, общества и государства на личностном, общесоциальном и военно-социальном уровнях.

Основополагающая идея, как представляется, должна быть национальной, так как влияние идей на воинов осуществляется через их духовный уклад, отражающий принадлежность к своему народу. Он включает в себя ментальность - общие ценности, традиции, идеи, чувства, верования, способы мышления. Сегодня и в нашем обществе поселилась так называемая политкорректность, которая, по сути, не позволяет назвать врага врагом плюс определяет стыдиться наших духовных ценностей. А между тем великий русский полководец, не проигравший ни одного сражения, генералиссимус Александр Васильевич Суворов, говоря о духовных истоках военных побед, восклицал: «Мы - Русские! С нами Бог!». В самые трагические моменты и периоды истории России нацию спасали мощные запасы духовной силы русского народа. Важнейшая роль здесь принадлежала и принадлежит соборности - единению людей ради возрождения православной веры и процветания Отечества.

Истинный патриотизм выражается в чувстве долга перед своим Отечеством. Высшим проявлением долга, по выражению русского мыслителя А.Ф. Федорова, является «пробуждение любви к отцам и предкам. Сознание нравственного долга сынов перед отцами... Рождаясь, сыны заступают на место отцов. Поэтому их долг - вернуть отцов к жизни». Выдающийся российский философ B.C. Соловьев писал: «Издревле всякий военный человек знал и чувствовал, что служит делу важному и хорошему, благо родному, почетному, которому всегда служили первейшие люди... Это дело всегда прославлялось всеобщею молвой, освящалось и возвеличивалось в церквах» (18).

Важнейшей составляющей духовного и нравственного воспитания российских воинов является воспитание гражданственности. Суть ее выразил русский философ И.А. Ильин: «Государство в его духовной сущности есть не что иное, как Родина, оформленная и объединенная публичным правом» (9) Быть гражданином - значит соизмерять свои интересы с интересами государства, которое есть некая духовная община, «управляющаяся единой верховной властью и связанная единством жизни, творчества и исторической судьбой» (9). Его прочность заключается прежде всего в «государственном настроении души и государственном правосознании» его членов. То есть без воспитания истинных граждан государство само разрушается.

Неотъемлемой частью гражданственности является национальное, историческое самосознание - сопричастность гражданина-патриота к жизни и достижениям Родины-России. Правильно сформированное сознание является связующим звеном между поколениями, прошлым, настоящим и будущим страны и народа.

Духовное наследие старших поколений передается через традиции. «Да не посрамим Земли Русской!» - эти слова киевского князя Святослава - рефрен боевой истории Русской - Советской - Российской армии. Героизм, стойкость в бою, способность к самопожертвованию, верность присяге, воинскому долгу, беззаветная любовь к Отечеству - все это должно лежать в основе духовного и нравственного воспитания современных российских воинов. «Плохо, если у человека нет ни чего такого, за что он готов умереть» - эти слова принадлежат Л.Н. Толстому и могут быть адресованы современным представителям «профессии Родину защищать», которая предполагает сочетание высокой духовности с военно-профессиональной компетентностью.

Воинская деятельность, выражаясь в форме военной службы, по своему содержанию сложна и многогранна. При этом она обладает ярко выраженным нравственным характером, который не только пронизывает всю ее структуру, но и существенно влияет на процесс ее протекания и последствия. Духовные ценности выступают как стержень морально-нравственного сознания воинов и ориентируют их в системе сложных общественных отношений.

Вместе с тем для части военнослужащих сегодня характерны утрата традиционных нравственных ценностей, рез кое снижение интереса к службе, обесценивание понятий воинской чести, долга, ответственности. Многие из нынешних призывников, по оценкам специалистов в области организационно-мобилизационной работы, на момент призыва нигде не работают и не учатся, что плачевно сказывается на их ценностных установках. Среди другой части призывников, взятых в армию из сферы предпринимательской деятельности, а также теневой экономики, проявляются такие мотивы и качества, как устойчивое стремление к наживе, легкой жизни, неразборчивость в средствах достижения личных целей. Духовные ценности, так скажем, с отрицательным вектором, исповедуемые этими новобранцами, входят в противоречие с такими традиционными нашими духовными ценностями, как любовь к Родине, к военной службе, взаимное уважение, преданность традициям воинской доблести и славы предков.

Кризисные процессы, происходящие в обществе и Вооруженных Силах России, в первую очередь затрагивают обыденно-психологический уровень духовного сознания военнослужащих, вызывая в нем деструктивные изменения и отрицательные проявления. Существуя на основе отражения повседневной жизни военнослужащих, их непосредственных ближайших потребностей и интересов, традиций, нравов, этнических особенностей, он содержит такие консервативные элементы, как обывательские моральные суждения, невежественные мнения, предрассудки. На уровне обыденного духовного сознания невозможно сделать широких и достаточно глубоких теоретических обобщений. К тому же этот уровень сознания в значительной мере подвержен воздействию, например - слухов, легко поддается манипуляциям со стороны средств массовой информации (проводников информационно-психологического воздействия). Уровень обыденного морального сознания обычно не позволяет выйти за рамки личных забот и устремлений и в полной мере оценить интересы воинского коллектива, Вооруженных Сил, общества в целом. Вопросы теоретического осмысления воинами таких сложных и важных нравственных проблем, как сущность воинского долга, смысл военной службы, честь и достоинство военнослужащего, его ответственность за безопасность Отечества, отодвигаются на задний план. В этой связи возникает уязвимость духовного сознания военнослужащих, которые теоретически незащищены от воздействия на них неблагоприятных материальных и духовных факторов.

В жизнедеятельности общества часто можно обнаружить много численные случаи аморального, безнравственного поведения. Это, к примеру, бандитизм, хулиганство, воровство, наркомания, алкоголизм, педерастия... К сожалению, сегодня в Вооруженные Силы России призываются лица, имевшие судимость. Они привносят в воинские коллективы свои отрицательные нравы, традиции и специфические нормы жизни. Все это способствует таким отклонениям в поведении военнослужащих, как воинские преступления, грубые нарушения воинской дисциплины, акты немотивированного поведения. У военнослужащих, в поведении которых присутствуют эгоизм, подверженность страстям, расторможенность влечений, чрезмерное стремление к лидерству и агрессивность, это, как правило, проявляется во вспышках жестокости, непредсказуемых действиях, страхе, панике, предательстве...

Необходимо отметить, что трудности в осуществлении строительства Вооруженных Сил России создают предпосылки прагматизации поступков и поведения военнослужащих. Довольно часто они оказываются перед выбором нравственной позиции, средств реализации своих помыслов и намерений, что идет вразрез с требованиями внутреннего нравственного закона, воинского долга, совести и чести. Резкое снижение жизненного уровня военнослужащих и их семей приводит к тому, что частные цели воинской деятельности оттесняют на второй план общие цели, связанные с выполнением воинского долга. Неоднократное повторение данной ситуации сформировало у определенной части военных приспособленческий тип поведения, следствием которого являются нравственные отклонения.

И все-таки духовное и нравственное воспитание российских воинов, в виду морально-нравственной консервативности Вооруженных Сил, по большому счету, должно поддерживать попытку обеспечения возможности воспроизводства нравственного потенциала общества, гарантирующего нравственную выживаемость России, ее духовно-нравственную неуязвимость в случае непредвиденного или прогнозируемого изменения внутренних и внешних экономических, политических и военно-социальных условий.

Заключение.

Подводя итог, следует отметить, что духовно-нравственные ценности всегда были и будут оставаться главным фактором мощи страны и армии. Важное место в духовно-нравственном воспитании занимает идея Родины.

Сложности воинского служения, наделённость военнослужащих правом применения оружия требуют от них стойкости духа и накладывают высокую нравственную ответственность. Только люди с высокими духовно-нравственными идеалами и добросовестным отношением к порученному делу могут обеспечить безопасность страны. Поэтому воспитание высоконравственного, любящего свою Родину, почитающего традиции своего народа защитника является одной из важнейших задач сегодняшнего дня.

Каждодневная кропотливая воспитательная работа должна строиться на духовных, то есть базисных основах нашего общества, а также на героических примерах из истории.

В этом смысле поистине бесценным является сложившийся в веках образ непобедимой Русской армии, которая всегда была школой русской патриотической верности, русской чести и стойкости. Само воинское звание и дело заставляет человека собрать в кулак свою выносливость и мужественность. Все это элементарные черты русского характера .

Многочисленные вопросы о служении Родине, о верности воинскому долгу встают сегодня перед каждым военнослужащим. Но мы знаем, только с возвращения памяти прошлого можно начать поиск пути в будущее. Отсюда повышенное внимание населения к своим корням, к своей истории, к идеям русских мыслителей, стремление к становлению преемственности в духовных основах нашего развития, к укреплению традиций в культуре российского народа, к повышению национального самосознания, укорененного в общечеловеческих ценностях.

Герои в России были во все времена. Есть и сегодня. И это самый верный залог несокрушимости нашей отчизны, ее духовной крепости и грядущего возрождения. Пока жив российский солдат – верный сын и защитник своего отечества, – будет жива и Россия.

Известный российский военачальник и педагог генерал М.И. Драгомиров отмечал: «…Там, где человек любит свою Родину, любит свою часть, там он не задумывается жертвовать собою для их блага» (14). Помнить и быть верными этой истине – наш долг перед теми героями, чьи подвиги покрыли неувядаемой славой боевые знамена Вооруженных сил нашей Родины.

Список использованной литературы.

1. Антология педагогической мысли России ХУ1 в./Сост. И.А. Соловков. - М.: Педагогика, 1985.

2. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании / М.В. Ломоносов. — М.: Педагогика, 1991. — 234 с.

3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. М., 2003.

4. Кайсаров А. С., Глинка Г. А., Рыбаков Б. А. Мифы древних славян. - Саратов, «Надежда», 1993.

5. Ильин И. А. Идея Корнилова: Из речи, произнесенной в Праге, Берлине и Париже / Собр. Соч. в 10 т. Т. 5. М.: Русская книга, 1995. С. 223-227.

6. Ильин И. А. Основные нравственные противоречия войны / Собр. Соч. в 10 т. Т. 5. М.: Русская книга, 1995. С. 5-30.

7. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. // Собр. Соч. 10 т. Т. 5. М.: Русская книга, 1995. С. 31-220.

8. Ильин И.А. О христолюбивом воинстве. // Христолюбивое воинство: Православные традиции Русской Армии: Православные традиции Русской Армии (Российский военный сборник N 12). М.: Военный Университет; Независимый военно-научный центр «Отечество и воин; Русский путь, 1997. С. 62-67.

9. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Собр. Соч. в 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1993. С. 39-282.

10. О российском воинстве заветные мысли // Какая армия нужна России? Взгляд из истории (Российский военный сборник N 9). М: Военный университет. Ассоциация «Армия и общество», 1995. С. 231-288.

11. Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года // Сайт «Президент России». - http://www.kremlin.ru/news/17118.

12.Святейший Патриарх Кирилл: Пребывание на высших должностях - это служение // Сайт «Православие.Ru». - http://rusk.ru/newsdata.php?idar=58266.

13. Соловьев В. Три разговора. СПб.: Труд, 1901. 279 с.

14. Стратегия духа: Основы воспитания войск по взглядам А.В. Суворова и М.И. Драгомирова. - М.: Русский путь, 2000. - 184 с.

15. Баиов А. «Малая армия» и способ ее комплектования // Какая армия нужна России? Взгляд из истории (Российский военный сборник N 9). М: Военный университет. Ассоциация «Армия и общество», 1995. С. 206 - 212.

16. Цитата по Гаврошин Н.К. Антитезы «православного меча» // Вопросы философии. 1992. N4. С. 79-83.

17. Н. Островский. Как закалялась сталь. М: Правда, 1989. – 320 с.

18. Духовное и нравственное воспитание российских воинов // Сайт «Ориентир», 2005.

Просмотров работы: 361